Урок по литературному чтению теме И.Соколов — Микитов. Зима в лесу (2 класс)













Интегрированный урок
по теме:
«И.Соколов – Микитов.
Зима в лесу»

2 класс















Валеева Р.Ш.
2012 – 2013 уч.г.
Интегрированный урок
внеклассное чтение, изобразительное искусство, технология,
окружающий мир, музыка
2 класс

Тема: И. Соколов-Микитов " Зима в лесу"
Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных, регулятивных) на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений.
Задачи:
1. познакомить с рассказом И. Соколова-Микитова  «Зима в лесу»;
2. формировать умение работы с текстом, совершенствовать навык выразительного, осознанного, правильного чтения;
3. обогащать словарный запас детей, учить анализировать, сравнивать, делать выводы;
4. обучать коллективной работе (в парах, в группе), развивать коммуникативные компетенции;
5. создавать условия для положительного восприятия окружающего мира через слушание и чтение литературных произведений, развитие творческого воображения и художественного вкуса.

Урок сопровождается слайдовой презентацией (Приложение 1)

Ход урока.

I этап. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Цель: акцентировать внимание, вызвать интерес учащихся к теме урока, желание активно работать, получать и открывать новые знания.
Создать на уроке условия психологического комфорта.
Используемые педагогические приемы:
наглядные сопровождение (аудио-визуальное, на основе ИКТ):
Музыкально-художественное сопровождение - произведение П.И.Чайковского «Времена года» (звуки зимы);
эмоциональное стимулирование (костюм зимы, сундук);
слайдовая презентация иллюстраций зимнего пейзажа;
образец выразительного чтения стихов учителем;
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение и т.д.)
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычная встреча. Давайте улыбнёмся друг другу. Слайд 1 «Зимний лес»
На фоне музыкального сопровождения учитель с выражением читает стихи.
Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес, Где много разных сказочных чудес, Где замела метелица дороги, Где косолапый мишка спит в берлоге, Где в ледяном дворце живет сама !!! Красавица, волшебница-зима!

II этап. Целеполагание и актуализация знаний. Активизация познавательной деятельности.
Цель: определение проблемы и постановка цели урока на основе активизации познавательной деятельности и создания творческих условий для её решения.
Используемые педагогические методы и приемы:
элементы проблемного диалога (подводящие вопросы);
активизация ассоциативного мышления на основе обыденных знаний обучающихся (характеристика зимы);
«мозговой штурм» (определение соответствия авторов пройденных произведений)
игра «Доскажи словечко»
поисковый метод (определение следов животных);
слайдовая презентация (игра «Загадочный сундучок»);
совместная постановка проблемы урока (подводящие вопросы проблемной беседе);
правильный поиск названий стихов и автора произведения;
самопроверка
создание проблемной ситуации (прогнозирование содержания текста);
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся и т.д.)
Учитель: О чем мы будем говорить на уроке? (о зиме)
Как только пора для Зимы наступает, Свои сундучки она вновь открывает Есть пять ледяных у нее сундуков: В одном спит метель - это мать ветерков, В другом сундуке затаилась пороша И множество градин - стеклянных горошин, А в третьем спит вьюга, в четвертом – снежинки И иней в последнем - в хрустальной корзинке.
- В моём Сундучке спрятались все зимние звуки. Давайте послушаем!
Слайд 2 «Звуки зимы»
Игра «Волшебный сундучок», учащиеся наполняют волшебный сундучок зимними словами – характеристиками.
Цель: пополнение словарного запаса, РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ.
(ИЗ СПИСКА , ПРЕДЛОЖЕННОГО УЧИТЕЛЕМ ребята выбирают зимние слова)
Учитель: Прочитайте с доски слова. Положите в волшебный сундучок только зимние слова. - Какая зима? (морозная, дождливая, снежная, ласковая, лютая)
- Что сделала зима? (заморозила, сковала, растопила, убаюкала, закутала.)
Слайд 3(зимние слова складываются в сундучок)

Учитель: Вы прочитали много произведений об этом волшебном времени года, и мы вспомним некоторые из них.

Целеполагание. Работа в парах. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах – карточки с названием произведений и фамилиями авторов. Ваша задача – соединить фамилию автора с названием произведения.

Игра «Узнай автора произведения» .
Слайд 4
(Карточки)
Соедините фамилию автора с названием произведения

С. Есенин
И. Соколов-Микитов
А. Барто
Ф. Тютчев
«Дело было в январе»
«Чародейкою зимою»
«Берёза»
«Зима в лесу»


Самопроверка (слайд 5)

С. Есенин
«Берёза»

Ф. Тютчев
«Чародейкою зимою»

А. Барто
«Дело было в январе»

И. Соколов-Микитов
«Зима в лесу»


Учитель: Все верно сделали! Молодцы! Поэты восхищались этим волшебным временем года! А вы знаете эти стихи?

Игра «Доскажи словечко»
Обучающиеся вспоминают строчки стихов любимых поэтов:
1.С.Есенин. «Белая береза под моим окном.(принакрылась снегом точно серебром)
На пушистых ветках снежною каймой(распустились кисти белой бахромой)
2.А.Л.Барто «Дело было в январе..(стояла елка на горе)
А возле этой елки(бродили злые волки).
3.Ф.Тютчев.
«Чародейкою зимою..(околдован лес стоит)
И под снежной бахромою, неподвижною, немою(чудной жизнью он блестит)
Учитель стимулирует активность младших школьников

Введение в тему урока
Учитель
- Что вы заметили? А еще что можно сказать? ( все поэты, А И.С.Соколов -Микитов -писатель)
- С каким автором и произведением ещё не встречались?

Учащиеся вместе с учителем формулируют тему урока.

III этап. Открытие новых знаний. Знакомство с творчеством И.Соколова - Микитова и его произведением «Зима в лесу».
Цель: формирование метапредметных универсальных учебных действий на основе работы с текстом через интеграцию предметов эстетического и естественного направлений
Используемые педагогические методы и приемы:
работа со словарем (обогащения словарного запаса детей)
работа с текстом (отработка умений):
слушания образца художественного чтения («Живое слово»);
выразительного, правильного, осознанного чтения (чтение «цепочкой», выборочное чтение, «жужжащее» чтение);
выделения основной мысли текста озаглавливание частей текста обоснование своего выбора, составление плана рассказа (элементы метода критического мышления);
анализа, сравнения, вывода;
слайдовая презентация («И.С. Соколова - Микитов» «Первый снег», «Следы животных», «Охотник»);
краткая биографическая справка о писателе на основе книжной выставки с произведениями писателя;
беседа (обратная связь)
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)
Наглядность: портрет писателя, выставка с произведениями писателя.
Слайд 6 Портрет писателя

1.Рассказ учителя.
Расширение кругозора учащихся.
Мотивирование на читательский интерес.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) родился в простой семье. Мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье большое внимание уделялось художественным произведениям, мальчик с детства полюбил читать и был очень любознательным ребенком.
И. С.Соколов-Микитов очень любил природу, был путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал в детском журнале «Юный натуралист».
(выставка произведений И.С. Соколова - Микитова)
Основной темой в творчестве писателя была природа. И сейчас мы в этом убедимся.
Учитель:
Ребята, сегодня познакомимся с произведением И.С Соколова-Микитова «Зима в лесу». ( Запись О. Табакова «Зима в лесу»)

2.Знакомство с произведением И.Соколова-Микитова «Зима в лесу».

А) прогнозирование проблемы произведения (Словарная работа по развитию речи):
Учитель: Прочитайте ключевые слова на экране. О чем или о ком будем читать? (о мишке, о зайчике, о снеге, о звериных следах)
Слайд 7 Работа со словарем
пороша – (свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега (толковый словарь русского языка С. И. Ожегов.)
большая толстая коряга
медвежья лесная квартира
заяц натропил

Б) Работа с текстом (Чтение произведения).
Чтобы лучше понять писателя, его замысел произведения послушаем этот текст в записи народного артиста Олега Табакова.
Живое слово-самый тонкий инструмент, который помогает услышать и понять красоту окружающего мира. (И.С.Соколов- Микитов «Зима в лесу».)
Слайд 8 (развитие умения слушания)

3. Проверка восприятия (обратная связь).
-понравился ли вам этот рассказ?
- о чем написал автор в своем рассказе?
- какие животные встретились в лесу?
- какую картину зимы нарисовал в своем рассказе писатель?

IV этап. Физминутка (музыкально - танцевальная пауза «Синий иней»)
Использование технологии здоровьесбережения.
Слайд 9

4. Работа над произведением И.С.Соколова - Микитова «Зима в лесу»
И. Соколова-Микитова «Зима в лесу». I. Голодный и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Но вот пушистым снегом накрылись деревья, побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. II. Собрался по первой пороше охотник звериные следы считать. Много следов в лесу. Вот пронеслась от дерева к дереву лёгкая белочка
Вот ночью хорёк проскакал. Вот пробежала через поляну осторожная, хитрая лисица... Под большой толстой корягой нашёл он медвежью берлогу. III. Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник.
5. Работа по частям. Сколько смысловых частей? (Составление плана по ходу)
1 часть. "цепочкой "
Как автор описывает лес? Обратитесь к тексту.
Кому плохо в осеннем лесу и почему? Прочитайте.
Чему обрадовались зайцы-беляки? Прочитайте.
Озаглавьте 1 часть этого рассказа
«Первый снег» Слайд 10

2 часть. " Жужжащее чтение".
Зачем отправился охотник в лес?
Кого в лесу увидел охотник?
Как озаглавим 2 часть рассказа?
«Cледы на снегу» Слайд 11
Игра «А, ну-ка отгадай!»
Косолапый, неуклюжий.(мишка)
Шустрая, запасливая(белка)
.. (заяц)
Хитрая, осторожная..(лисица)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


3 часть. "На диктора".Иванова Наташа, Серов Феликс, Шабуранов Рома)
Читает хорошо читающий ученик.
Кому лучше всех зимой в лесу?
Как медведь готовился к зиме?
Как чувствует медведь в этой берлоге?
Озаглавьте 3 часть рассказа.
«Медвежья квартира» Слайд 12

Учитель.
Молодцы, ребята! Мы составили план рассказа И.Соколова-Микитова » Зима в лесу»
Слайд 13
Первый снег.
Следы на снегу.
3.Медвежья квартира
Учитель:
Какие краски возьмете для рисования картины?
V этап. Закрепление и проверка понимания учебного материала. Творческая работа учащихся «Пишем страничку учебника».
Цель: проверка понимания содержания урока, закрепление и обобщение знаний обучающихся и его практическая отработка через творческую работу.
Используемые педагогические методы и приемы:
метод групповой творческой работы «Пишем страничку учебника» (самостоятельная работа в творческих мастерских:
ИЗО – студии («Зимняя сказка». Картинный план. «Первый снег»),
Мастерская моделирования («Медвежья квартира»),
Исследовательская мастерская («Следы на снегу»)
Игровые мастерские («Пазлы», «Путаница», «Заплатка», «Доскажи словечко», «Зимний лес»)
дозированная помощь учителя (учитель - консультант)
беседа (обсуждение)
метод аналогий;
игровые приемы;
приемы решения логических задач;
работа с дидактическим материалом;
уровневая дифференциация (групповая и индивидуальная работа)
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся, подведение итогов этапа урока и т.д.)

1.Творческая работа по парам (звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)
Учитель: Вы очень хорошо поработали. Предлагаю самим изготовить книжку с рассказом Соколова-Микитова «Зима в лесу». Откройте конверты с заданием. Внимательно читайте. Желаю успехов и творчества!
Учитель оказывает дозированную помощь
У нас есть план рассказа, мы его составляли, чтобы передать своими словами содержание текста или пересказать его.


Творческая лаборотория: «В мастерской художника». Учитель дает задание по парам.
1 пара. ( ИЗО – студия) «Первый снег».
Задание: нарисовать пейзаж к 1 части. Наложить снег ватными дисками, украсить снежинками и подготовить пересказ 1 части.
2 пара. (Мастерская «Следопыты»)
Задание: наклеить Следы животных и подготовить пересказ 2 части.
3 пара. (Мастерская моделирования) Медвежья квартира. ( Смастерить медвежью берлогу и приготовить пересказ 3 части.)
4 пара. ( ИЗО – студия «Зимняя сказка»
Задание: нарисовать обложку книги.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


2.Самостоятельная работа в парах.
Игровые мастерские:
5 пара -Игра «Путаница»
Задание:
- составь предложения 1 части так, чтобы они были в правильной последовательности;
- приклей на страничку;

Обрадовались беляки-зайцы. Голодный и холодный шумит лес. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки.
Голодный и холодный шумит лес. Плохо осенью в лесу белякам-зайцам. Сквозь деревья далеко видна зимняя заячья шубка. Но вот пушистым снегом накрылись деревья. Побелели лесные полянки. Обрадовались беляки-зайцы. Теперь никто не увидит их белую зимнюю шубку.
6 пара - Игра « Пазлы ».
Задание:
А) -собрать картинку и наклеить на страничку;

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Б) - продолжи предложение, проверь по тексту.
Собрался по первой пороше охотник
Вот пронеслась от дерева к дереву

7 пара «Заплатка».
Задание:
-наклеить недостающие кусочки и подписать картинку;
-[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

-продолжи предложение и проверь по тексту учебника.
Вот пробежала через поляну.
Вот ночью проскакал.






8 пара-Игра «Следопыты».
Задание:
- узнай следы зверей;
- допиши словечко;






Косолапый __________ Шустрая, запасливая____________







Беляк - _________ Осторожная, хитрая____________






9 пара - Оживи картинку, сделай ее зимней.
Выбери название и подпиши картинку.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю.
Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире.
Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



10 пара - «Мастерская писателя».
Задание:
-придумать концовку рассказа.
Лучше всех в лесу лежебоке-медведю. С осени приготовил запасливый мишка берлогу. Наломал мягких еловых веточек-лапок, надрал пахучей смолистой коры. Тепло и уютно в медвежьей лесной квартире. Лежит мишка, с боку на бок переворачивается. Не слышно ему, как подошёл к берлоге осторожный охотник

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
VI этап. Систематизация и обобщение знаний. Проверка работы творческих групп
Цель: выявить уровень усвоения пройденного материала на уроке в форме .презентации творческого продукта.
Используемые педагогические методы и приемы:
презентация творческого продукта творческих мастерских учащихся;
создание творческого продукта коллективной работы «Пишем страничку Учебника»
педагогическое стимулирование (похвала, одобрение, комментирование ответов учащихся)
подведение итогов (оценка учебной деятельности учащихся на уроке)

Учитель:
У нас получилась книжка и картинный план, он вам поможет пересказать текст своими словами. Какие вы молодцы, ребята! Посмотрите, какая книжка-самоделка у нас получилась! Теперь вы тоже сможете стать учителями!

VII этап. Домашнее задание.
Цель: развитие оригинального мышления и творческих способностей учащихся.
Используемые педагогические методы и приемы:
подготовка пересказа;
уровневая дифференциация (задания по выбору):
- «Мастерская волшебника» (рисунки, стихи, загадки, кроссворды, аппликации о зиме).
Учитель:
Предлагаю дома побыть волшебниками, художниками и поэтами. Девочкам - сочинить стихотворение о зиме или загадку. Мальчикам - придумать продолжение рассказа, а всем- подготовить пересказ текста.

VIII этап. Рефлексия.
Вам понравился урок?
- Кому было легко?

На парте у ребят картинки:
снежинка – урок понравился, настроение хорошее,
тучка – урок не понравился, настроение грустное
(учащиеся оценивают урок)


X этап. Итог.
Учитель: Как только я цветок встречаю,
“Люби!” – ко мне цветок взывает.
Лишь подхожу я к деревцу,
“Погладь!” – склоняется к лицу.
А на гнезде увижу птицу,
“Привет!” – пропеть она стремится.
“Присядь!” – лягушка из болота.
“Побудь!” – кузнечик из осота...
О, как прекрасен мир вокруг!
Иду домой, как добрый друг!

Учитель раздает детям памятку «Правила друзей природы».
Межпредметная связь: более подробно с «Правилами друзей природы вы познакомитесь на уроке по «Окружающему миру» или на классном часе.


Будь природе другом!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


1. Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.
2. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
3. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4. Береги лягушек, жаб, головастиков.
5. Не лови диких животных и не уноси их домой.
6. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
7. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
8. Не шуми в лесу.


Учитель подводит итог. Оценивает работу учащихся на уроке.
-Вы очень активно работали! Спасибо! Всем ставлю «5»! Молодцы! Вы это заслужили. Вы подарили мне радость общения. А где же мой сундучок? А там.наши герои! Угощайтесь! Спасибо за урок! До свидания!

Будь природе другом!

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


1.Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.
2.Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
3.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
4.Береги лягушек, жаб, головастиков.
5.Не лови диких животных и не уноси их домой.
6.Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
7.Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
8.Не шуми в лесу.

























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]