Конспект классного часа на тему Доброе слово, что ясный день(3 класс)

Классный час

«Доброе слово, что ясный день»


Цель: прививать навыки культурного поведения в школе, в общественных местах, дома, моделируя нужные ситуации, обратив внимание детей на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками, развивать творческие способности обучающихся, речь.
Оборудование: плакаты с правилами вежливости, пословицы, карта города Волшебных слов, музыкальные записи детских песен.

Ход классного часа

Учитель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о вежливости и доброте. Мне хочется, чтобы вы выросли хорошими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

1 ученик: Достается недешево
Счастье трудных дорог,
Что ты сделал хорошего
Чем ты людям помог?

2 ученик: Этой мерой измерятся
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?

3 ученик: Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?

4 ученик: Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее-
Хорошеть самому

Учитель: Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Сейчас мы совершим путешествие в город Вежливости. У нас есть карта этого замечательного города. Вот она (показ на карту).
- Отгадайте на чем мы отправимся в путешествие

Загадка: Дом на улице идет,
На работу всех везет.
Не на курьих ножках
А в резиновых сапожках. (Автобус) Правильно, мы поедим на автобусе. Скорей, наш автобус отправляется, садитесь поудобнее. Вот и первая остановка - улица Волшебных слов.
Для того, чтобы стать вежливым, вы ребята, должны как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становиться теплее, радостнее, светлее.
- Ребята, а какие «волшебные слова» вы знаете?
(Ответы детей)
- Теперь послушайте стихи о «волшебных вежливых словах»

1 ученик: Добрый день
-Добрый день! – тебе сказали
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты
2 ученик: Доброго пути
Нам желают: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
3 ученик: Здравствуйте
-Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! - улыбнется он в ответ,
И наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет!
4 ученик: Добрые слова
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз
5 ученик: Пожалуйста
Отметь, что ли слово «пожалуйста»
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

6 ученик: Простите
Простите, я больше не буду
Нечаянно бить посуду
И взрослых перебивать,
И что обещал – забывать,
А если я все же забуду,-
Простите, я больше не буду.
Учитель: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Иногда ребята ведут себя грубо. Им кажется, что в этих случаях они поступают, как взрослые, самостоятельные люди.
Послушаем стихотворение об одном из таких ребят.

А. Барто – «Признание»
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем
Лет восьми.
Он всех в один несчастный день
Чуть не довел до слез,
Его зовут – стоит как пень,
Как будто в землю врос.
- Смотри не пей воды сырой!
-Советует сосед.
-Один стакан, потом второй
Андрюша пьет в ответ.
Поди узнай, поди пойми,
Что стало с парнем лет восьми?
-Придешь обедать к трем часам,-
Ему сказала мать.
Он пробурчал:- я знаю сам
А сам явился в пять.
-Ну что с тобой, Андрюшенька?
И сын признался ей
-Когда я вас не слушаюсь,
Я выгляжу взрослей!


Учитель: Грубость, неуважительное отношение к людям – признак плохого воспитания. Невоспитанными, злыми, грубыми с родителями, со своими товарищами и совсем незнакомыми людьми бывают не только мальчики, но и девочки.


1 ученица: Синенькая юбочка
Ленточка в косе
Кто не знает Любочку?
Любу знают все
2 ученица: Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг.
1 ученица: Кружится и юбочка,
И ленточка в косе
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
2 ученица: Но если к этой Любочке
Вы придете в дом
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом
1 ученица: Она кричит еще с порога,
Объявляет на ходу:
- У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
2 ученица: Едет Любочка в трамвае-
Она билеты не берет,
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперед
1 ученица: Говорит она, толкаясь:
-Фу, какая теснота! –
Говорит она старушке:
- Это детские места!
-Ну садись, - вздыхает та.
2 ученица: Синенькая юбочка,
Ленточка в косе,
Вот такая Любочка
Во всей своей красе
1 ученица: Случается, что девочки
Порой бывают грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовутся Любами.

Учитель: Ребята, как вы думаете, от чего зависит сила волшебных слов? (Ответы детей)
От того, как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо и невежливо. Тогда они перестают быть «волшебными».
Посмотрите, мы, кажется, попали в тупик «Вредных советов». Жители этого тупика приготовили нам вот такие вредные советы. Давайте послушаем и найдем ошибки в поведении героев, как надо поступать правильно.

1 ученик: Если ты пришел к знакомым –
Не здоровайся ни с кем.
Слов «пожалуйста», «спасибо» никому ни говори.
Отвернись и на вопросы ни на чьи не отвечай
И тогда никто не скажет про тебя, что ты болтун.

2 ученик: Если друг на день рожденья пригласил тебя к себе
Ты оставь подарок дома – пригодится самому
Сесть старайся рядом с тортом, в разговоры не вступай
Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет.
3 ученик: Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.

4 ученик: Девчонок надо никогда нигде не замечать
И не давать проходу им нигде и никогда,
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла.

5 ученик: Если к папе или к маме тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный и серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно к ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо: Стой! Сдавайся! Руки вверх!

Учитель: Наше путешествие продолжается. Мы въезжаем в «Парк пословиц». Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает. «что хорошо и что такое плохо». Люди понимают: за все, что для тебя делают хорошего, надо платить добром. Издавна люди передавали свой жизненный опыт, мудрость в виде сказок, пословиц, поговорок. Они учат бороться со злом. Давайте прочитаем пословицы. Постарайтесь их запомнить.

Доброе словечко в жемчуге.
Доброе слово – что дождь в засуху.
Добрые вести прибавляют чести.
Доброе слово дороже богатства.
Добрым словом и бездомный богат.
На добрый привет – добрый ответ.

Учитель: Путешествие продолжается, мы оказались на аллее «Игр».

Игра « Исправь ошибки»
- Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему, он сделал 3 ошибки. Ответьте, какие.
1) Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: «Скажите, пожалуйста, который час?»
2) Не часов, а «который час».
3) И после ответа взрослого надо сказать «спасибо».

-Одна девочка жаловалась маме: « Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька». «А ты его как зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще не зову,» - ответила Галя. – «Я ему просто кричу: «Эй, ты!»»
Скажите, права ли Галя?


Игра « Выберите правильный ответ»
Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу. Что вы скажите?
Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы.
Позовите Машу.
Здравствуйте, позовите Машу.
Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Машу.
Выбрать вариант наиболее вежливый. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс, что надо сказать?
Можно войти?
Я войду.
Извините, можно войти?

Игра « Доскажи волшебное словечко»
Однажды Вова поехал в театр. В автобусе он сидел у окна и рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с маленьким ребенком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь, (хором Пожалуйста)».
Женщина вежливо поблагодарила Вову (хором Спасибо)
Вдруг автобус неожиданно затормозил. Вова чуть не упал и толкнул какого-то мужчину, но сразу же сказал (хором Извините, пожалуйста) Молодцы!

Учитель: А теперь мы на улице «Частушек».
Послушаем выступления ребят. (Дети исполняют частушки)
1. Заиграйка, балалайка,
Балалайка- три струны!
Подпевайте, не зевайте,
Выходите, плясуны!
2. Петя ловко ловит рыбу,
Может лодки мастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
3. Говорит лентяйке мать
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
4. В поезд входят три мальчишки
Ух, народу сколько тут
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут.
5. Лида в круг вбежала смело,
Завертелась, как юла,
И под музыку запела
Про знакомые дела.
6. Ты играй повеселее,
Балалайка- три струны!
Подпевайте, кто умеет,
Не стесняйтесь, плясуны.
Мы вам спели, как сумели
Хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали.
Учитель: Мы выезжаем на улицу «Театральную». Здесь у нас состоится знакомство с мальчиком Петрусем.
(Инсценировка стихотворения)

Обещал отцу Петрусь:
«Я за вежливость возьмусь
Буду всех благодарить,
Первым «здравствуй» говорить.
Вот мальчишка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит – утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке.
На посту он ночь не спал,
Только- только задремал.
А Петрусь как заревет:
«С добрым утром, дед Федот!»
Дед ругнул его спросонок:
«Убирайся, постреленок!»
Вот Петрусь догнал Яринку
Так как дернет за косынку:
«Ты куда, Яринка, стой,
Я здороваюсь с тобой!»
Та отпрянула в сторонку –
Как невежлива девчонка.
Нес вожатый стопку,
А Петрусь с ограды - прыг
Чуть не сел ему на плечи
«Извините, добрый вечер!»
« Ты, - вожатый закричал, -
И невежа и нахал!»
Петя очень удивлен
Разве был невежлив он?

В чем были ошибки мальчика? (ответы детей)

Учитель: Наше путешествие подходит к концу! Оно завершается на главной площади города – « площади Добра». В слове заключается великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Недаром в народе говорят – «Слово лечит, слово и ранит!»
Но не только, ребята, слова должны быть у вас добрыми, надо, чтобы и поступки были ваши такими, что вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Ни вам, ни вашим родителям за вас. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Ученица: -Надо, очень надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.

Учитель: Итак, давайте вспомним – по какому городу мы с вами путешествовали? С какими вежливыми словами встречались? Запомним эти волшебные слова. И постараемся быть вежливыми и добрыми везде и всегда.

1ученица: Слова: До свидания!
Спасибо! Простите!
Пожалуйста! Здравствуйте!
Щедро дарите.

2ученик: Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома

3 ученица: Слова эти очень
И очень важны
Они человеку
Как воздух нужны

4ученик: Без них невозможно
На свете прожить
Слова эти нужно
С улыбкой дарить.

(Звучит песня «Улыбка»)