Конспект урока математики на тему: Среднее арифметическое

УРОК МАТЕМАТИКИ В 5 КЛАССЕ (школы II вида)
ПО ТЕМЕ «СРЕДНЕЕ АРИФМЕТИЧЕСКОЕ»
(4 класс общеобразовательной школы)

ЦЕЛЬ: познакомить со средним арифметическим.

ЗАДАЧИ:
обучающие:
ввести понятие среднего арифметического;
формировать умение решать задачи, связанные с нахождением среднего арифметического; показать: где и как применяется среднее арифметическое в жизни;
коррекционные: содействовать развитию у школьников логического мышления, математической речи; развивать умение анализировать, делать выводы на основе полученных результатов; формировать правильную математическую речь.
воспитательные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся; показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.


ХОД УРОКА.
I. Организационный момент.
1. Проверка слышимости.

2. Руки - на месте.
Ноги – на месте.
Локти – у края.
Спина – прямая.

3. Фразовая речь.
- Какой сейчас урок?
- Сейчас урок математики.
- Который сейчас урок?
- Сейчас второй урок.

- Что мы будем делать на уроке?
Мы будем внимательно слушать, правильно говорить, красиво писать, решать примеры, задачу, находить неизвестные числа.


II.Фонетическая разминка..
-Чтобы правильно говорить, проведём речевую зарядку.
Дежурный звук С
Сумма, слагаемое, сто, сорок, среднее.

III. Устный счёт.
1. Найдите правило, по которому из чисел, записанных в двух нижних четырёхугольниках, получают число, записанное в верхнем четырехугольнике. Применяя это правило, впишите пропущенное число.

2. Заполните таблицу.


IV. Сообщение темы урока.

- Найдите значения выражений. СЛАЙД 2
(240 + 360 + 390) : 3 =
(300+270+240) : 3 =
(196+404+180) : 3=
-Что общего у этих выражений? (три слагаемых, делим на 3)
-А кто из вас знает, как называется число, которое получается при делении суммы на число, равное количеству слагаемых?
-Хотите об этом узнать?

-Для того, чтобы узнать название этого числа и тему сегодняшнего урока, вам необходимо решить примеры и заполнить буквами таблицу. Буква откроется в том случае, если значение выражения будет найдено верно. СЛАЙД 3

773-103=
156+124=
62х3=
654:6=
160х4=
1200:600=
94х100=
(90-89)х35=
0х(376+428)=
56:(3+4)х4=
6200:2х1=
82500:100=
300-250=



(670, 280, 186, 109, 640, 2, 9400, 35, 0, 32, 3100, 825, 50)
Прочитайте выражение, которое получилось (среднее арифметическое).

V. Изучение нового материала.
Понятие среднего арифметического.
- Прочитайте тему урока.
- Сегодня мы должны будем ответить на вопросы: СЛАЙД 3
( что такое ср. ар.; как его найти, где применяется)
- Как вы думаете, что такое ср. ар.? (ответы детей)
- А вот дословный перевод этого определения СЛАЙД 4
- Чтобы ответить на вопр. «Как найти ср. ар ?.», решим несколько задач.

- Задача№1 СЛАЙД 5
- Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь.
(11+9+13+15) : 4 = 12 (о.) СЛАЙД 6
-Каким свойством сложения надо воспользоваться, чтобы удобнее было считать?
-Как поступили девочки, поделив орехи поровну? (по-дружески)
-Решив эту задачу, мы и нашли с вами среднее арифметическое.
-Используя новое понятие, давайте попробуем задать вопрос по-другому: ск. в среднем орехов стало у каждой девочки?
-И как ответим на этот вопр? СЛАЙД 7
-Как мы находили ср. ар.?

-Давайте решим ещё одну задачу.
-Задача №2. СЛАЙД 8
-Составим план решения задачи и запишем решение в тетрадь.
(3300+3400+3800) : 3 = 3500 (м.)
-Как нужно 10500 : 3?
-Какой запишем ответ?
-Сравните эти задачи. Что же мы в них находили? Как находили? СЛАЙД 9
-Вот мы и подошли к ответу на второй вопрос. Как надо находить среднее арифметическое? СЛАЙД 10

Физминутка. Слайд 11-14

VI. Первичное закрепление изученного материала.

1. -Давайте поупражняемся в нахождении среднего арифметического!
СЛАЙД 15
8; 9; 6; 5
14; 50; 26
220; 780
0; 21; 18; 1; 0

2. Работа с учебником. Самостоятельная работа.
-Откройте учебник на с. 90 , № 452
-Взаимопроверка. Кто решил без ошибок?..

3. Где применяется ср. ар.? СЛАЙД 16
- Нам осталось ответить на последний вопрос. Как вы думаете, где в жизни применяется понятие ср. ар.?
- При определении средней температуры воздуха.
- При оценивании выступлений спортсменов на соревнованиях.

- Найдите среднюю температуру воздуха за 5 дней. СЛАЙД 17

VII. Итог урока. СЛАЙД 18
-А сейчас давайте подведем итог. Я предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. Положите перед собой 2 смайлика. Какой части лица у них не хватает? Если вам понравился урок, пусть смайлик улыбается, если другое мнение, пусть будет серьезным или хмурым.
-А теперь поднимите красный смайлик, если считаете, что овладели новым материалом и справились со всеми заданиями на уроке, желтый – если что-то не получилось.

VIII. Домашнее задание. СЛАЙД 19
С. 90 № 449, 450

Спасибо за урок! СЛАЙД 20

Рисунок 4615