Рабочая программа элективного курса по обществознанию Права человека — это твои и мои права



Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании сборника нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.
№ 273-ФЗ,
Федерального компонента государственного стандарта общего (полного) образования (Приказ Министерства образования РФ от 5.03.04. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта»),
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Добринская ОШ,
учебного плана МБОУ Добринская ОШ на 2016/2017 учебный год,
Положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу) в МБОУ Добринская ОШ,
Приказа Минобразования РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»

Одной из приоритетных задач современного российского общества является воспитание подрастающего поколения – завтрашних активных граждан России – на общечеловеческих ценностях, в духе уважения к человеческому достоинству и правам человека.

Данный курс «Права человека – это твои и мои права» , посвящен ознакомлению школьников с международными документами о правах человека и российским законодательством о правах и свободах человека, составлен для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов.

Использование материалов данного курса позволит учащимся получить определенные знания в области прав человека, возможности пользоваться этими правами, их значение.
Курс способствует формированию у школьников правовой культуры, культуре прав человека, воспитанию уважения к правам и свободам личности.

Данные уроки помогут учащимся понять правовые аспекты различных ситуаций, происходящих дома, в школе, в обществе. Учебные материалы дадут возможность школьникам глубже осмыслить ценности, защищаемые законом, развить определенные умения, важные для практического воплощения прав и свобод каждого, помогут сформировать у них нравственную и правовую мотивацию их деятельности.

Цели курса:
формирование у учащихся уважения к правам человека, чувствовать важность прав человека и необходимость соблюдать и защищать их, чувство собственного достоинства, справедливости.
Формирование правовой компетентности обучающихся
Развитие у обучающихся гражданственности
Подготовка обучающихся к осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве, гражданском обществе
Утверждение в сознании учащихся гражданских, правовых и общечеловеческих ценностей, взглядов и убеждений.

Уроки строятся так, чтобы вызвать у учащихся желание обсудить проблемы, помочь им осознать важность личной ответственности за свое поведение и за взаимоотношение с другими людьми, а также помочь учащимся в развитии у них навыков критического и логического мышления. Это будет способствовать тому, что знания, полученные на уроках, будут эмоционально пережиты детьми. Занятия ориентируют на последовательную выработку у детей не только знаний и умений, но и ценностных установок, которые будут им необходимы, чтобы создать справедливый мир, свободный от нарушений прав человека.

Общеучебные знания и умения:
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного курса «Права человека – это твои и мои права» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения:
В результате изучения курса обучающийся должен знать/понимать:
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
- получить информацию и осведомленность о различных категориях прав, истории прав, международно-правовых документах, механизмах демократии.
уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
-приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей (СМИ, учебный текст и т. д.);
различать в социльной информации факты и мнения;
- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Задача учителя: создание среды обучения, с применением демократичных методов работы, которые свидетельствуют о взаимном уважении между учителем и обучающимися и соответствуют правозащитным ценностям и задачам их преподавания.
Содержание курса

Урок 1. Вводное занятие «Человек и его права».
Урок 2. Откуда берутся права человека?
Урок 3. Что такое права человека?
Урок 4. Права человека в документах международного права.
Урок 5. Всеобщая декларация прав человека.
Урок 6. Гражданские права.
Урок 7. Политические права.
Урок 8. Экономические права.
Урок 9. Социальные права.
Урок 10. Культурные права.
Урок 11. Дети и их права.
Урок 12. Законодательство о правах детей.
Урок 13. Права и обязанности.
Урок 14. Нарушение и защита прав человека.
Урок 15. Твоя страна и права.
Урок 16. Твой класс (школа) и права человека.
Урок 17. Итоговое занятие «Как ты относишься к правам человека?». Ваша позиция.


Урок 1. Вводное занятие “Человек и его права”.
Роль прав человека во взаимоотношениях человека и государства.
Введение в курс. Викторина “Что я знаю...” Формирование групп. Составление правовой работы в группе.

Урок 2. Откуда берутся права человека?
Права человека в исторической ретроспективе. Почему у людей возникла потребность в определении прав? Обсуждение проблемы: нужны ли человеку права? Как пользоваться своими правами?

Урок 3. Что такое права человека?
Что такое права человека. Отличительные черты прав человека. Категории прав человека. Лестница ценностей и прав человека.

Урок 4. Права человека в документах международного права.
История развития прав человека. Необходимость международных прав и правил. Международные документы о правах человека. Темпы и особенности действия международных документов. Общие положение международных документов о правах человека.

Урок 5. Всеобщая декларация прав человека.
Международное признание прав человека. Историческая справка о принятии декларации прав человека. Понятия “декларация”, “пакт”, “конвенция”. Преамбула и основные статьи декларации.

Урок 6. Гражданские права.
Гражданские права и свободы. Право на жизнь - неотъемлемое право. Право на свободу, на личную неприкосновенность. Право на гражданство. Свобода от жестокости.

Урок 7. Политические права.
Политические права. Право на свободу мысли, совести и религии.
Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право на участие в управлении делами государства.

Урок 8. Экономические права.
Экономические права. Право собственности. Право на труд и отдых.

Урок 9. Социальные права.
Социальные права. Семья и брак. Право на достойный жизненный уровень.

Урок 10. Культурные права.
Культурные права. Право на образование. Роль образования в жизни человека. Как можно реализовать право на образование. Право на участие в культурной жизни.

Урок 11. Дети и их права.
Отличие прав ребенка от прав взрослых. Дети - наименее защищенная социальная группа. Защита материнства и детства.

Урок 12. Законодательство о правах детей.
Декларация прав ребенка. Основные положения Конвенции о правах ребенка. Законы Российской Федерации о правах ребенка.

Урок 13. Права и обязанности.
Обязанности человека перед обществом. Сочетания прав и обязанностей.

Урок 14. Нарушение и защита прав человека.
Нарушение прав человека. Международный механизм защиты прав человека. Комиссия ООН и комитет по правам человека. Европейская комиссия и Европейский суд. Как практически защитить свои права.
Урок 15. Твоя страна и права человека.
Права человека в России: страницы истории. Международные документы, подписанные и ратифицированные Россией. Россия в Совете Европы.

Урок 16. Твой класс (школа) и права человека.
Измерение “температуры” прав человека в своей школе или классе. Анализ “климата” прав человека в своей школе.

Урок 17. Итоговый урок.
Дискуссия. Что ты узнал о правах человека? Как ты относишься к правам человека.



Календарно-тематическое планирование курса
«[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

№ урока
Темы
Количест-во часов
Дата проведения

Урок 1
Урок 2
Урок 3
Урок 4
Урок 5
Урок 6
Урок 7
Урок 8
Урок 9
Урок 10
Урок 11
Урок 12
Урок 13
Урок 14
Урок 15
Урок 16
Урок 17



Вводное занятие «Человек и его права»
Откуда берутся права человека?
Что такое права человека?
Права человека в документах международного права.
Всеобщая декларация прав человека
Гражданские права
Политические права
Экономические права
Социальные права
Культурные права
Дети и их права
Законодательство о правах детей
Права и обязанности
Нарушение и защита прав человека
Твоя страна и права
Твой класс (школа) и права человека
Итоговое занятие «Как ты относишься к правам человека?». Ваша позиция.
1 час
1 час
1 час
1час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час





Общее количество часов по курсу 17 часов

При отборе форм и методов работы предпочтение отдано именно тем, которые помогут организовать продуктивную деятельность учащихся и создать условия для развития мышления, творческих, исследовательских умений школьников и развития у них способностей к различным видам деятельности. Это, прежде всего диалог, дискуссия, элементы дебатов, моделирование, игры, индивидуальные и групповые проекты. Уроки включают в себя вопросы, задания, словарь, текст и другие дидактические материалы.
Предлагаемые формы, методы работы и учебный материал создадут на уроках определенный климат, располагающий к откровенному разговору, свободному выражению своих мыслей и взглядов, способствовать развитию сотрудничества между учителем и учащимися.

Данный курс может быть использован в качестве факультативных занятий по предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов, которые хотели бы получить в дальнейшем правовое образование в социально-правовых классах. Представленный курс может лечь в основу классных часов, внеклассных и внешкольных мероприятий.





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

Уроки курса «Права человека – это твои и мои права» предлагают использовать на каждом занятии нетрадиционную методику, предусматривающую активное участие и взаимодействие детей, полное включение их в процесс познания.
Они становятся активными исследователями окружающего их мира вместе с учителем, а не просто пассивно перенимают опыт взрослого человека.
Почему нужна именно такая методика?

Чтение, комментирование или изложение статей о правах человека малоэффективен и скучен. Гораздо больше ученик узнает о правах человека, научится действовать и прочувствует свою причастность к этой теме, если урок пройдет в виде диспута или ролевой игры.
Задача наших дней все ощутимей становится не дача готовых знаний, а выработка умений самостоятельно добывать эти знания в течение всей жизни человека.
На уроке важны доверительные отношения между взрослыми и детьми. Учитель, который вместе с учениками исследует «вечные вопросы» человечества, анализирует нравственные ситуации, ищет критерии справедливости, не может не вызвать доверие у учеников.

При изучении данного курса используются следующие формы организации занятий:
Лекция – кратковременное выступление педагога (учащегося) в виде монолога по конкретной проблеме (теме).
Семинар – предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов и тем по заданию педагога с последующим оформлением материала в виде тезисов для реферата, доклада.
Фронтальная беседа – специально организованный диалог, в ходе которого педагог руководит обменом мнений по проблеме (теме).
Диспут – специально организованное представление, в ходе которого происходит демонстративное столкновение мнений по проблеме (теме).
Защита проектов – группа или один участник представляют разработанный проект. Защите проекта предшествует придумывание, разработка и оформление проекта.
Методы обучения:
Беседа – метод, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение уже изученного.
Рассказ – устное повествовательное изложение содержания учебного материала.
Дискуссия – специально организованный обмен мнениями по проблеме для получения информационного продукта в виде решения.
Работа с книгой – самостоятельная работа учащегося с печатными источниками: конспектирование(краткое изложение, краткая запись прочитанного), составление формально-логической модели(словесно-схематическое изображение прочитанного).
Использование групповой формы работы учащихся.
Способы формирования групп.
Учитель сам создает группы, объединяя соседей по партам, по рядам, по списку в журнале. Это наиболее быстрый и простой. Или группы формируются по желанию учащихся.
Учащиеся выбирают предложенные им карточки разного цвета или геометрические фигуры (квадрат, круг, прямоугольник). По цвету или подобию фигур формируются группы.
Для формирования групп можно использовать игровые формы. Вот одна из них. Предложите учащимся выстроиться в одну линию в определенном порядке: по дням рождения. Необходимое условие: все делается в полной тишине, никто не должен разговаривать. Затем каждый называет день и месяц своего рождения. В соответствии с этим проводится перестройка.
Учителю следует помнить, что группы создаются по уровню подготовленности, т.е. в каждой группе должны быть сильные, средние, слабые ученики. Состав группы не может быть постоянным.

Общая дискуссия в классе.
Дискуссия является хорошим приемом, как для учителя, так и для учеников. Она позволяет узнать, каково их отношение к вопросам, касающимся прав человека. Это очень важно при обучении правам человека: помимо знаний фактов, ученикам необходимо уметь исследовать и анализировать эти вопросы. Дискуссия – это еще и возможность развития умения слушать, говорить по очереди, а также приобрести навыки, важные для воспитания уважения к правам других людей.
Вначале учебного года попросить учеников разработать «Правила ведения дискуссии». Учитель может предложить некоторые из них:
слушать того, кто говорит;
говорить в одно время может только один человек;
поднимать руку, если есть желание выступить;
не прерывать того, кто говорит;
при несогласии с кем-либо критиковать мнение, но не того, кто его высказывает;
поощрять всех принимать участие и т.д.
Написать правила на большом листе бумаги, повесить их в классе, чтобы на них можно было ссылаться.
«Общий галдеж».

«Общий галдеж» может быть хорош для смены темпа урока. Например, после длительного выступления учителя. Это дает возможность ученикам поговорить в группах по два-три человека. Как использовать этот прием? Скажите ученикам, что у них есть три-пять минут для высказывания собственного мнения по поводу только что рассказанного или показанного. Они могут высказать, что чувствуют, думают, или задать друг другу вопросы о том, что они не поняли. После этого можно попросить группы или пары поделиться своими мыслями со всем классом или задать вопросы.
Словесные ассоциации.

Этот прием может быть использован в начале изучения темы с целью выяснить того, что ученики уже знают по ней, а также в конце – с целью выяснить того, что нового они узнали.
Взять ключевое слово, связанное с изучаемым вопросом.
Попросить учеников быстро написать другие слова, которые приходят в голову, когда они слышат это слово. Это очень короткое упражнение, достаточно одной-двух минут.
Для оценки обучения можно сравнить результат «до» его начала и «после» него. Это поможет ученикам увидеть свой собственный прогресс.
Рисование.

Рисование может использоваться в классе с целью развития наблюдательности, навыков совместной работы, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинах или для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников. Рисование полезно при обучении правам человека еще и потому, что работы учеников могут быть выставлены в школе – и тогда с понятием прав человека могут познакомиться и другие ученики.
Для использования этого приема, попросить учеников в начале учебного года собирать картинки, фотографии, рисунки на тему о правах человека из газет, журналов, книг
Организовать учеников в пары. Дать каждому картинку и материалы для рисования. Попросить учеников не показывать картинки друг другу.
Один ученик в паре описывает свою картинку партнеру, который пытается нарисовать ее только по описанию. Через 10 минут ученики в паре меняются ролями. Так как время ограничено, рисунки будут довольно простыми.
Важно описание, а не рисунок!
Ученики затем по очереди сравнивают свои рисунки с оригиналом. Спросите их, пропущено ли что-то важное. Что? Почему?
Использование ролевой игры
Ролевая игра – это маленькая пьеса, разыгрываемая учениками. В основном импровизированная, это очень сильное средство, требующее осторожного обращения. Ее цель – оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Для этого необходимо поставить ясные цели и задачи. Сценарий следует приспособить к потребностям и специфике группы учащихся. Нельзя допускать, чтобы роли причиняли личную обиду кому-либо из участников. Целесообразно давать участникам такие роли, которых у них никогда бы не было в реальной жизни.

Некоторые приемы игры:
Определить проблему, которую будет иллюстрировать ролевая игра.
Определить ситуацию, действующих лиц.
Решить вместе с учениками, сколько человек будут участниками, а сколько – наблюдателями.
Решить, в какой форме будет представлена ролевая игра (рассказ, инсценировка, инсценированный суд, подготовленная пьеса и т.д.)
Очень важно не «заигрывать проблему». Ролевая игра служит лишь для мотивации, актуализации проблемы.

Учебная рефлексия
Современный урок предполагает проведение рефлексии. Учебная рефлексия – отражение процессов, необходимых для решения продуктивных задач, и реакция на них с помощью полноценной коммуникативной деятельности.
Схема проведения рефлексии урока:
Каковы наши успехи?
Какие трудности вы испытали в процессе работы?
На что будем обращать внимание в дальнейшем?
Что дал лично каждому из вас в плане индивидуального развития сегодняшний урок?
Оцените эмоциональное отношение к сегодняшнему уроку.
Рекомендации по структуре урока.
Примерная структура урока включает в себя четыре этапа: учебная мотивация и постановка проблемы; изучение основной проблемы; подведение итогов работы и выводы; рефлексия.

I этап. Учебная мотивация и постановка проблемы.
Разминка, обсуждение ситуации, упражнения на мотивацию. Она призвана заинтересовать школьников проблемами урока и подготовить их к вхождению в учебную деятельность. Проблемы, выносимые на обсуждение, должны быть достаточно сложными и предлагать множество вариантов решений.

II этап. Изучение основной проблемы урока.
Основная часть урока. Конкретное задание (выполняемое индивидуально или в малых группах). Учащиеся обсуждают (если потребуется) проблемы, выносимые на урок. Общая дискуссия.

III этап. Подведение итогов работы и выводы.
Заключительная часть и задания для закрепления.

IV этап. Рефлексия.
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учащихся
Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, А. И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, А.И. Матвеева. – М: Просвещение, 2012. – 223 с. – (Академический школьный учебник).
Школьный словарь по обществознанию / под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аве- рьянова.- М.: Просвещение, 2001.
Литература для учителя
Всеобщая Декларация прав человека. Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ.
Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (№ 124-ФЗ от 24.07.1998).
Устав школы.
Интернет-ресурсы
www.detirossii.ru - Союз «Гражданское общество - детям России».
www.hro.org/index.htm - Права человека в России.
www.eduinfo.ru/dia - Детское информационное агентство.
www.school-sector.relarn.ru - Права и дети в Интернете.
www.pi.aqava.ru – Правозащитный сайт «Имею Право».
Единая коллекция ЦОР school-collection.edu.ru
Единое окно доступа к ОР window.edu.ru












13PAGE 15


13PAGE 141015