Выступление на методическом объединении учителей истории и обществознания Интерактивные методы обучения на уроках истории и обществознания


В соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» главными задачами современной школы являются раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Результативность обучения сегодня оценивается не столько по объему усвоенной информации, сколько по умению использовать эту информацию в жизни, действовать в различных социальных ситуациях, решать практические и теоретические задачи. То есть приоритетным является компетентностный подход к обучению, на котором построены государственные образовательные стандарты первого поколения, принятые в 2004г.
Образовательные стандарты второго поколения добавляют к выше перечисленным требованиям новые: формирование ценностных ориентаций школьников, патриотизма, толерантности, гуманизма, активной гражданской позиции. Таким образом, все большую роль играет воспитательная функция школы.
Социальные дисциплины – благоприятная почва для формирования всех этих качеств и компетенций. Однако очевидно, что простая трансляция знаний при преподавании этих предметов не позволит в полной мере выполнить поставленные перед школой задачи. А реализованы они могут быть, на мой взгляд, в условиях активной деятельности учащегося, когда функция учителя состоит лишь в том, чтобы направить эту активность в нужное русло. Как этого добиться?
Педагогическая наука сегодня предлагает учителям использовать различные методы и приемы активизации внимания учащихся, достижения высоких учебных результатов, формирования важнейших компетенций школьников. Но охватить их в полном объеме в рамках одного выступления невозможно, и я хотела бы остановиться на том, что наиболее близко мне, как учителю истории и обществознания – на интерактивных технологиях.
Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Конечно, вы можете возразить мне и сказать, что диалог возможен и при традиционных методах обучения. Но, посмотрите, при традиционном методе обучения этот диалог возможен лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог кроме того строится на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” (представление результатов собственных исследований, творческих работ перед одноклассниками) или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах) и т.д. Это-то и интересно, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, все имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. При этом формируется атмосфера доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения. Как важно сейчас умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Давайте посмотрим, каковы основные формы интерактива на уроках:
Всем нам хорошо известен метод проектов, активно использующийся в современной образовательной среде. Буквально 2 дня назад были подведены итоги конкурса проектов «Вехи истории, вехи доблести и славы», посвященных памятным датам российской истории, в котором наша школа заняла первое место.
Другая распространенная форма интерактива – круглый стол (сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией);
Дискуссия (всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре);
Мозговой штурм (выработка в группе возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы);
Деловая игра (форма моделирования систем отношений, разнообразных условий деятельности т.п.);
Для обучения детей логическому мышлению и построению своих суждений используется так называемая попс-формула, где
П – позиция (в чем заключается точка зрения) я считаю, что …
О – обоснование (довод в поддержку позиции) … потому, что …
П – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например …
С – следствие (вывод) … поэтому …
Это универсальные формы интерактивного обучения, которые можно использовать при изучении практически любого школьного предмета. Но я в своем выступлении хотела бы остановиться более подробно на такой специфической форме интерактивной технологии как социально-психологический тренинг, используемой мною преимущественно на уроках обществознания.
Социально-психологический тренинг – это интерактивная форма обучения, целью которой является формирование недостающих поведенческих навыков и умений. Эта форма групповой работы позволяет работать с жизненными ситуациями. Тренинг как форма групповой работы позволяет использовать самые разнообразные интерактивные технологии. Активные групповые методы, применяемые в тренинге, составляют три блока:
сенситивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности, эмпатии к другим людям). Например в рамках изучения темы «Что человек чувствует? О чем размышляет?» для иллюстрации понятия эмоции и их влияния на ход общения между людьми я проводила упражнение «Такие разные эмоции»:
Учитель заранее готовит к уроку карточки, на обратной стороне которых написаны различные эмоции (радость, грусть, ярость, злость, испуг и др.). В игру приглашаются несколько участников, каждый из которых в результате жеребьевки получает одну из карточек.
Инструкция: Каждый из вас сейчас должен будет произнести, обращаясь к Насте (заранее выбранный ученик), только одну фразу: «Подойди ко мне», - с той эмоцией, которая написана у вас на карточке. Задача остальных – угадать, что это за эмоция. Настя также получает задание: ты должна подойти только к тем одноклассникам, обращение которых к тебе будет приятным.
После проведения упражнения ребята делают выводы о том, насколько важны эмоции в разговоре, вырабатывают некоторые правила общения, которые записывают в заранее подготовленный учителем бланк памятки хорошего общения.
игровые методы (имитационные, деловые, ролевые игры, мозговой штурм и др.).
Так для учащихся 11 класса уместно провести деловую игру «Мы выбираем», в рамках которой ребята должны выдвинуть от каждой группы по одному кандидату для участия в выборах, составить их предвыборные программы, список агитационных мероприятий; сами кандидаты могут участвовать в дебатах друг с другом.
Для учащихся 5-х классов в рамках изучения темы «Давайте жить дружно» я проводила имитационную игру «Автобус». Из числа учащихся выбирают того, кто будет исполнять роль водителя автобуса, роль человека, который должен будет на остановке войти в автобус. Остальные школьники в данной игровой ситуации являются пассажирами автобуса. Ребята встают в проход между рядами парт очень плотно друг к другу, так, чтобы никто не смог протиснуться между ними.
Далее дается инструкция: Ребята, вы едете в автобусе. Сейчас час-пик, поэтому в транспорте не протолкнуться. Водитель подъезжает к остановке, на которой в автобус входит новый пассажир. Вдруг в другом конце салона он замечает своего одноклассника, с которым не виделся все лето и очень хотел бы с ним поговорить. Его задача пройти к своему приятелю.
После выполнения упражнения происходит обсуждение ситуации. Как правило, школьник, которому нужно пройти через салон автобуса к своему другу, пытается протиснуться через толпу «пассажиров», толкаясь, иногда наступая кому-либо на ноги. Это провоцирует конфликты с другими пассажирами. После обсуждения и совместной выработки правил поведения в конкретной ситуации упражнение повторяется.
дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики и др.).
Предпочтительнее использовать данные формы тренинговых технологий в старших классах, когда учащиеся уже имеют грамотно выстраивать свои суждения и умозаключения, могут аргументировано отстоять свою позицию, подкрепить ее конкретными примерами. Состав участников конкурса «Педагог года» в этом году достаточно молодой, есть даже неженатые молодые люди в нашем коллективе, поэтому, я думаю, вам легко будет представить себя одиннадцатиклассниками, перед которыми учитель ставит учебную задачу. Итак, вам необходимо продолжить предложение “Голосовать нужно обязательно ...” одним из трех возможных способов:
поставить в конце предложения точку и показать тем самым уверенность в необходимости совершения данного гражданского действия;
поставить в конце предложения знак вопроса и показать таким образом наличие у вас сомнений по данному вопросу;
поставить в конце предложения запятую и союз «но», показав, что голосовать нужно, но есть какие-то обстоятельства, которые препятствуют этому или же вы ставите под сомнение объективность итогов выборов.
У каждого из вас есть все три варианта ответа, поднимите тот, который близок вам. Спасибо. Сейчас мы смоделировали стадию вызова для дискуссии. Далее я предлагала учащимся аргументировать свой выбор. В ходе обсуждения некоторых сомневавшихся учеников удалось убедить в необходимости выполнения своего гражданского долга. К сожалению, у нас с вами такой возможности нет из-за ограниченности времени выступления. Но вы можете попробовать подискутировать с учащимися вашей школы подобным образом в вашей дальнейшей педагогической деятельности.
Детям очень нравятся подобные задания, они с удовольствием идут на контакт, участвуют во всех упражнениях.
Результаты:
Тренинговые и другие интерактивные технологии позволяют добиться высокой результативности обучения. Так качество знаний по обществознанию в 6-х классах, где я в настоящее время преподаю, составляет 92%, по истории – 82%.
Повышается интеллектуальная активность учащихся, следовательно, и эффективность урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.
На уроках создается атмосфера сотрудничества, отсутствует ситуация стресса для учащихся;
Формируются все ключевые компетенции:
- умение брать на себя ответственность при принятии решений;
- толерантность;
- умение анализировать и оценивать текущую социальную ситуацию;
- коммуникативные умения.
Создаются условия для разностороннего развития учеников, их творческих, интеллектуальных, коммуникативных способностей. Они чувствуют себя более уверенно в ситуации публичного выступления, стараются реализовать свой потенциал посредством участия в различных конкурсах, проектах.