Адаптированная программа для обучения учащихся 5 классов с задержкой психического развития английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК « Forward» под редакцией проф. М.В. Вербицкой,


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа является адаптированной программой для обучения учащихся 5 классов с задержкой психического развития английскому языку в образовательных учреждениях основного общего образования на основе линии УМК « Forward» под редакцией проф. М.В. Вербицкой, по учебному плану 70 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы по иностранному языку для основной школы «Forward» 5-9кл. Вербицкая М.В. , Москва, «Вентана-Граф», 2013г. и требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения и Фундаментального ядра содержания общего образования.
При разработке данной программы соблюдена преемственность с рабочей программой обучения английскому языку в начальной школе.
Программа предназначена для работы в классах, в которых обучаются учащиеся с ОВЗ.
Основная цель изучения иностранных языков в таких классах – развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся память, речь, восприятие, мышление и кругозор.
Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка являются чтение, а также умение пользоваться словарем; игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом.
Работа с детьми с ОВЗ опирается на принципы коррекционно-развивающего обучения:
1. Принцип - динамичность восприятия. Реализация на уроке этого принципа: задания по степени нарастающей трудности (от простого к сложному); включение заданий, предполагающих использование различных доминантных анализаторов: слухового, зрительного и кинестетического анализаторов через использование наглядности, опорных таблиц и схем, использование раздаточного материала (касса букв, касса цифр, мелкие картинки для запоминания лексики, магнитные буквы и цифры для индивидуальной или парной работы у доски), изготовление приглашений, поздравлений с краткими надписями на иностранном языке.
2. Принцип продуктивной обработки информации. Реализация этого принципа на уроке: задания, предполагающие самостоятельную обработку информации и языковую догадку, дозированная поэтапная помощь; перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание (работа по аналогии, по образцу).
З. Развитие и коррекция высших психических функций. Реализация на уроке: включение в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, аудирования, навыков чтения и говорения.
4. Принцип мотивации к учению. Реализация на уроке: четко сформулированные задания, уверенность в возможности использования подсказки, опоры по алгоритму; включение в урок материалов сегодняшней жизни; задания — с условиями, приближенными к действительности; использование межпредметной связи.
Программа учитывает общие рекомендации для проведения уроков иностранного языка:
- создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке;
- предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, считалки);
- частая повторяемость учебного материала: учитель класс ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика);
- обязательное использование наглядности на уроке.
Эффективными приемами работы в кдассах с детьми ОВЗ являются обучение через игру, введение материала небольшими порциями в контексте и поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.
При разработке данной программы в целях адаптирования программы к возможностям обучаемости учащихся с ОВЗ составителем было предусмотрено следующее:
уменьшение объема изучаемой лексики (до 300 лексических единиц);
сокращение количества речевых умений, в частности исключение диалога-обмена мнениями, монолога-рассказа, развития умения аудирования по извлечению конкретной информации из услышанного, чтения с различными стратегиями, умения писать личные письма и сообщения;
исключение из грамматической стороны речи сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
подбор упрощенных текстов;
наличие уроков повторения и обобщения изученного материала;
проведение скрытого контроля по итогам каждой четверти, преимущественно контроль лексико-грамматических навыков.
Общая характеристика учебного предмета
Иностранный язык (ИЯ) входит в предметную область «филология». В настоящее время обучение ИЯ рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин.
Коренным образом изменился социальный статус «иностранного языка» как учебного предмета. Глобализация, информатизация, взаимозависимость стран и культур, расширение возможностей международного и межкультурного общения, необходимость интеграции в мировое сообщество привели к возрастанию роли иностранного языка в жизни личности, общества и государства. Из предмета, не имевшего реального применения и находившегося в сознании учащихся на одном из последних мест по степени значимости, ИЯ превратился в средство, реально востребованное личностью, обществом и государством.
ИЯ является важнейшим средством воспитательного воздействия на личность. Будучи частью, инструментом культуры, ИЯ формирует личность человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т.п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.
Школьники овладевают рациональными приемами изучения ИЯ и универсальными учебными действиями (УУД): пользоваться различными словарями и другой справочной литературой, находить информацию в Интернете, использовать электронные образовательные ресурсы, ориентироваться в информационно-образовательной среде и т.д.
Изучение ИЯ вносит заметный вклад в культуру умственного труда. «Иностранный язык» как учебный предмет готовит учеников к успешной социализации после окончания образовательного учреждения, учит успешно выстраивать отношения с другими людьми, работать в группе и коллективе.
Основные цели и задачи обучения английскому языку (АЯ) направлено на формирование у учащихся:
- первоначального представления о роли и значимости АЯ в жизни современного человека и поликультурного мира, приобретение начального опыта использования АЯ как средства межкультурного общения, нового инструмента познания мира и культуры других народов;
- гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
- основ активной жизненной позиции. Школьники должны иметь возможность обсуждать актуальные события из жизни, свои собственные поступки и поступки своих сверстников, выражать свое отношение к происходящему, обосновывать собственное мнение, что будет способствовать их дальнейшей социализации и воспитанию граждан России;
- элементарной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности общаться с носителями языка на уровне своих речевых возможностей и потребностей в разных формах: устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо). У учащихся расширится лингвистический кругозор, они получат общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;
- основ коммуникативной культуры. Учащиеся научатся ставить и решать коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
- уважительного отношения к чужой (иной) культуре через знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка;
- более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
- способности представлять в элементарной форме на АЯ родную культуру в письменной и устной формах общения;
- положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «иностранный язык», а также развитие необходимых УУД и специальных учебных умений (СУУ), что заложит основы успешной учебной деятельности по овладению АЯ на следующей ступени образования.
Результаты освоения учебного предмета
Общим результатом освоения учебного предмета "Иностранный язык" в 5 классе является осознание его возможности личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития. При этом результаты следует оценивать с учетом того, что НОО закладывает лишь основы указанных сторон развития учащегося:
1. приобретение начальных элементарных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей;
2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;
3. сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
Цели и образовательные результаты курса представлены на нескольких уровнях – личностном, метапредметном и предметном.
Личностные результаты
— формирование мотивации изучения английского языка и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами английского языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
- генерировать идеи;
- находить не одно, а несколько вариантов решения;
- выбирать наиболее рациональное решение;
- прогнозировать последствия того или иного решения;
- видеть новую проблему;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
- работать с различными источниками информации;
- планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
-собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
- оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
- сделать электронную презентацию
Предметные результаты
в области говорения
- начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
- расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
- делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
- использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;
в области аудирования
- воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
- понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
- понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
- использовать переспрос, просьбу повторить;
в области чтения
- ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
-читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
- читать несложные аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов; оценивать полученную информацию, выражать свое сомнение;
- читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
в области письма и письменной речи
- заполнять анкеты и формуляры;
- писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
Содержание учебного предмета
Предметное содержание речи
Предметное содержание речи учащихся в её устной и письменной форме разработано в соответствии с учебными, образовательными, воспитательными и развивающими целями учебно-воспитательного процесса, отвечает их возрастным особенностям, познавательным интересам и возможностям, а также требованиям ФГОС основного общего образования для детей с задержкой психического развития. Предметное содержание устной и письменной речи учащихся в её продуктивной и рецептивной форме включает следующие темы:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ТЕМЫ, ОСНОВНЫЕ ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ, КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ)
Кол-во часов Тема раздела Содержание
I четверть
5 Unit 1. Let’s make a magazine Правильные и неправильные глаголы в формах действительного залога в Past Simple Tense.Модальный глагол can.Конструкция like to do sth/like doing sth.Конструкция Let’s …Наречия и наречные выражения времени yesterday, last week, last year, last summer, three weeks ago, in 2007.Суффиксы прилагательных -al, -ic.Сложные существительные (weatherman, birthday, schoolhouse)
4 Unit 2. The competition Глаголы в Present Continuous, Present Simple, Past Simple Tenses.Сравнение употребления глаголов в Present Simple Tense и Present Continuous Tense.Специальные вопросы в Past Simple Tense (повторение).Наречия и наречные выражения времени sometimes, usually.Наречия too, enough в предложениях типа It’s too high, I am not tall enough.Сравнительная степень прилагательных и наречий
4 Unit 3. At the film studio Правильные и неправильные глаголы в Past Simple Tense.Конструкции I’d like to …Конструкции why don’t you …Модальный глагол must для выражения настоятельного совета We must be careful!Глагол make в форме страдательного залога в Present Simple Tense (It’s made of…).Конструкция like/hate/go/do/stop/start + глагольная форма на -ing.Глаголы в форме повелительного наклонения Lookout! Do not touch! Don’t talk! Be careful!Конструкция to be going to
4 Unit 4. On the oi lrig Выражениеit seems/it seemed. Глагольный оборот to have got.Специальный вопрос в Past Simple Tense. Сравнение глаголов в Present Simple Tense и Present Continuous Tense.Глагол –связка to be в утвердительных, вопросительных, отрицательных предложениях.Глаголы в форме страдательного залога в Present Simple Tense (to be made by, to be used for, to be used to, to be found).Правописание глагольных форм на-ing. Названия стран
1 Повторение 1 Dialogue of cultures 1 1 Контроль II четверть
4 Unit 5. To America! Употребление глаголов в Future Simple Tense.Особые случаи использования модальных глаголов в  предложениях типаWould you like to … ?What shall we do? I’d like to … Shall we … ?Конструкция it looks like.Неправильные глаголы в Past Simple Tense.Наречные выражения on the right/left, in the middle of … , behind/in front of, opposite.Предложения со сравнительной конструкцией as … as … (as big as a carpet, as heavy as a horse, as tall as a mountain)
3 Unit 6. Mr Big makes plans Модальный глагол must вутвердительных, вопросительных, отрицательных предложениях.Модальные глаголы can, could в вопросительных и утвердительных предложениях.Конструкция how long does it take… ,it takes … .Сопоставление Future Simple Tense и конструкции to be going to.Степени сравнения прилагательных.Антонимы.Употребление артиклей с названиями планет
3 Unit 7. Which way do we go? Прилагательные и наречия на -ly.Наречия, образованные от прилагательных (strongly, loudly, quietly, carefully).Конструкция to be going to.Глаголы в Past Simple Tense и Future Simple Tense.Побудительные предложения с глаголами в форме повелительного наклонения.Вопрос What shall I …? (повторение).Степени сравнения прилагательных (повторение).Употребление артиклей с названиями океанов
3 Unit 8. Holidays in the USA Глаголы в формах Present Perfect Tense в утвердительных и вопросительных (Have you ever … ?) предложениях.Конструкция to be … metres high/long/thick/wide.Образование степеней сравнения прилагательных (особые случаи).Американский и британский варианты английского языка (некоторые различия)
1 Повторение 1 Dialogue of cultures 2 1 Контроль III четверть
4 Unit 9. Where is the capsule? Модальный глагол could в утвердительных и вопросительных предложениях.Форма Past Participle(Participle II) правильных и неправильных глаголов.
Сравнение глаголов в Present Perfect Tense и Past Simple Tense
4 Unit 10. Interests and hobbies Глаголы в форме страдательного залога в Present Simple Tense и Past Simple Tense (What is called… ? What was made … ? It is called … . It was made of …).Конструкция to be interested in.Сложные предложения с придаточными времени с союзом when. Согласование времён в рамках сложного предложения (What do you want to do when you’re older? When I’m older, I want to be …).Существительные с суффиксами -er, -or.Сравнение прилагательных и наречий, образованных от прилагательных (fast — fast, good — well, strong — strongly)
4 Unit 11. Can we speak to Rik Morell, please? Модальный глагол сan в вопросительных предложениях (для выражения вежливых просьб).Предлоги места.Существительные в функции прилагательного: Pancake Day
4 Unit 12.A glimpse of history Глаголы в формах страдательного залогав Present Simple Tense, Past SimpleTense, FutureSimpleTense.Триформыглаголов.Существительныевфункцииприлагательного: IndependenceDay, VictoryDay
1 Повторение ГлаголывформестрадательногозалогавPresentSimpleTenseиPastSimpleTense.ГлаголывформахPresentPerfect,Past Simple Tenses.Модальныйглаголcould
1 Dialogue of cultures 3 1 Контроль IV четверть
2 Unit 13. Mr Big’s island ГлаголывформахPresentPerfectTense.Конструкция tohavetodo в утвердительных, вопросительных и отрицательных предложениях в настоящем, прошедшем и будущем времени.Притяжательный падеж существительных
3 Unit 14. Islands of the South Pacific Специальныйвопроссглаголомcould (Whatcouldyouusetomakea … ?).ГлаголывPresentSimplePassive в вопросительныхпредложениях (What’sit made of?).Количественныенаречияmany/much, a lot of/lots of, a few/few, a little/little c исчисляемыми и неисчисляемымисуществительными.Превосходнаястепеньприлагательных.Артиклисгеографическиминазваниями (theSouthPacific, factsaboutRussia)
3 Unit 15. Mr Big’s cave
Конструкциисмодальнымглаголомmustи егоэквивалентомhaveto.СопоставлениеглаголоввформахPresentContinuousTenseиPresentPerfectTense.ПовторениеформглаголоввPresentSimple, PresentPerfect, PastSimpleTenses; конструкции to be going to.Сравнительная степень прилагательных
2 Unit 16.A goodbye party СопоставлениеглаголоввформахPastSimpleTenseиPastContinuousTense.ГлаголывформахPresentPerfectTense.Конструкцияtobegoingto.Степени сравнения прилагательных
1 Повторение Количественныенаречияmuch/many, alotof/lotsof, afew/few, alittle/little.ГлаголывформахPresentPerfectTenseи PastSimpleTense.Количественные числительные длявыражения дат
1 Dialogue of cultures 4 1 Контроль 68 Всего СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
I четверть II четверть III четверть IV четверть Учебный год (всего)
Контрольная работа 1 1 1 1 4
Тест 1 1 1 1 4
Количество часов на год : в неделю - 2, всего - 68
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа английский язык «Forward» 5-9кл.
(с CD-диском)
Вербицкая М.В.
Москва
«Вентана-Граф»
2013г. 5кл. Вербицкая М.В., Эббс Б., УореллЭ.,Уорд Э. / Под ред. Вербицкой М.В. Английский язык. Учебник, часть 1 (с CD-диском)
«Вентана-Граф»
PearsonEducationLimited 2012г.
5 кл. Вербицкая М.В., Эббс Б., УореллЭ.,Уорд Э. / Под ред. Вербицкой М.В. Английский язык. Учебник, часть 2
«Вентана-Граф»
PearsonEducationLimited 2012г.
Рабочая тетрадь
5 класс “Forward”
Под ред. Вербицкой М.В.
Москва
«Вентана-Граф»
PearsonEducationLimited
2013г.
Аудиоприложение:
(CD –диск) к учебнику и
(CD –диск ) к рабочей тетради
Издательский центр
«Вентана-Граф»,
2013 Пособие для учителя «Форвард» под ред.Вербицкой М.В.
Проектирование учебного курса
Издательский центр
«Вентана-Граф»,
2014
Используемая литература:
Приказ МО РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»