Внеурочная деятельность Азбука здоровья (5 класс)


МР «Мегино-кангаласский район»
МБОУ «Харанская средняя общеобразовательная школа»
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
(ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 5 КЛАССЕ)

Составила: Исакова М.К. – учитель биологии
с.Хара, 2016г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников, в основу, которой положены культурологический и личностно-ориентированный подходы.
Содержание программы раскрывает механизмы формирования у обучающихся ценности здоровья среднего общего образования и спроектирована с учетом нивелирования школьных факторов риска, оказывающихсущественное влияние на состояние здоровья школьников.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Азбука здоровья» носит образовательно-воспитательный характер.
Цели программы:
- формировать установки на ведение ЗОЖ и коммуникативные навыки, такие как, сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
- развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
- обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
В соответствии с ФГОС программой решаются следующие задачи:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохнанять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок и национальных ценностей;
- укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Программа рассчитана для обучающихся 5 класса.
Программа способствует формированию у школьников следующих видов УУД:
Личностные:
- самоопределение
- смыслообразование
- самооценка и личностное самосовершенствование
- нравственно-этическая установка на ЗОЖ.
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
- планировать последовательность действий, вносить необходимые корррективы
- высказывать свою версию на основе работы с иллюстрацией, работать по предложенному учителем плану
- давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии
Познавательные:
- делать предварительный отбор источников информации
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя различные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса
Коммуникативные:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
- слушать и понимать речь других
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Виды деятельности: организационно-деятельностные игры, викторины, выпуск газет, памяток, беседы, исследования.
Планируемые результаты реализации программы ориентированы на достижение всех трех уровней воспитательных результатов.
Результаты первого уровня (осознание обучающимися необходимости заботы о своем здоровье и выработки форм поведения). Школьники приобретут знания об основных вопросах гигиены, особенностях влияния вредных привычек на здоровье, особенностях воздействия двигательной активности на организм человека, основах рационального питания, о значении режима питания, способах сохранения и укрепление здоровья, о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья.
Ученик научится:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- строить речевые высказывания в устной форме;
- осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.
Результаты второго уровня (социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретения опыта взаимодействия с окружающим миром).
Ученик научится:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
- определять благоприятные факторы воздейстующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье.
Результаты третьего уровня (приобретение опыта самостоятельного социального действия, опыт организации совместной деятельности с другими детьми и работы в группе).
Ученик научится:
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
- использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- включаться в творческую деятельность под руководством учителя;
- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности;
- задавать вопросы, для организации собственной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Раздел1. «Я и мир вокруг» (6ч)
Понятие «ЗОЖ».Эмоциональное состояние человека. Настроение. Личная гигиена.Отношение к окружающему миру, к людям. Увлечения.
Раздел2. «Питание и здоровье» (4ч)
Правила этикета. Правильное питание. Витамины, их роль в жизни человека. Правильное меню.
Раздел3. «Спорт – залог хорошего настроения и отличного здоровья» (14ч)
Развитие двигательных и силовых качеств в подвижных играх, беге. Закаливание и его значение для организма. Пропаганда закаливания. Утренняя нимнастика в режиме дня школьника.
Раздел 4. «От охраны здоровья к успеху в учебе» (7ч)
Близорукость и ее профилактика. Ценность правильной осанки школьника.Режим дня. Привычки. Приемы самомассажа. Роль самомассажа в профилактике заболеваний.Опасности в повседневном окружении. Первая помощь.
Раздел5«Охраняя природу, сохраним себя» (3ч)
Природа и здоровье человека. Лекарственные растения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ:
№ Тема занятия Форма занятия Кол-во часов
Раздел 1. «Я и мир вокруг» 6ч
1 Введение в курс. Что такое ЗОЖ? Беседа.Составление кластера «Здоровый образ жизни» 1
2 Какие мы? Похожие и разные. Наши эмоции. Анкетирование. Проблемные ситуации 1
3 Игра «Цветок здоровья» Игра по «лепесткам» цветка: мой организм; мое настроение; мои знания; мое отношение к окружающему миру; мои увлечения. 1
4 Личная гигиена Правила личнаой гигиены. Видеопрезентация 2
5 «В гостях у Мойдодыра» Игра - викторина 1
Раздел2. «Питание и здоровье» 4ч
1 Культура питания. Этикет Беседа. Игра по правилам этикета 1
2 Витамины.
Составление витаминной азбуки 1
3 Здоровье в саду и на грядке Виртуальная экскурсия 1
4 Продукты : полезные и неполезные Составление меню на день, на неделю 1
Раздел3.»Спорт – залог хорошего настроения и отличного здоровья» 14ч
1 От игры к спорту один шаг Установление зависимости между детскими играми и различными видами спорта. 1
2 Веселые упражнения Разучивание упражнений для физкультминуток 1
3 Подвижные игры Разучивание упражнений для оздоровительных перемен 1
4 Народные игры Видеопрезентации 1
5 Народные игры Конкурс рисунков на тему 1
6 Якутские игры Составление книжки - раскладушки с рисунками детей 2
7 Подвижные игры Подвижные игры для разных времен года 1
8 Спортивные игры Выпуск коллажа 1
9 «Будьте здоровы!» Игра-путешествие 1
10 Закаливание в домашних условиях Беседа. Подготовка памяток для работы по пропаганде закаливания. 1
11 Утренняя гимнастика- заряд бодрости на день Беседа. Изготовление книжки - раскладушки с комплексами упражнений утренней гимнастики 2
12 Значение физкультуры и спорта для человека. Беседа. Анкетирование 1
Раздел4. «От охраны здоровья к успеху в учебе» 7ч
1 Почему устают глаза Беседа.Изготовление тренажеров для глаз 1
2 Гигиена позвоночника. Сколиоз Беседа. Упражнения для правильной осанки 1
3 «Я сажусь за уроки». Переутомление и утомление Как мы выполняем режим дня. Дискуссия «Можно ли устать, если ничего не делать» 1
4 Как защитить себя от болезни Беседа. Конкурс рисунков 1
5 Вредные привычки Беседа «Что такое привычка». Бывают ли привычки полезными? 1
6 Как и чем можно отравиться Правила оказания первой помощи 1
7 В здоровом теле – здоровый дух Выпуск агитационных плакатов на тему 1
Раздел5. «Охраняя природу, сохраним себя» 3ч
1 Лекарственные растения Виртуальная экскурсия 1
2 Правила поведения в природе. Беседа. Виртуальная экскурсия 1
3 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Итоговые игры на улице 1