Автоматизация звука [C] в слогах, словах, предложениях и связном тексте

Индивидуальное занятие по развитию звуковой стороны речи
Автоматизация звука [C] в слогах, словах, предложениях и связном тексте
Цель: автоматизировать произношение звук [С] изолированно, в слогах, словах, предложениях и фразовой речи.
Задачи:
образовательные:
- закрепление дифференцировочных представлений о артикуляционных и акустических характеристиках данного звука и его обозначении на письме:
- дифференциация произношения звука в изолированном произношении, в слогах, словах, предложениях и фразовой речи:
- пропись буквы изолированно, в слогах ,словах и предложениях
автоматизация звука [С] в слогах, словах, фразах, предложениях и связном тексте;
-формировать навыки звукового анализа и синтеза;
- отработка техники чтения с последующим подробным пересказом:
- активизация словаря (образование множественного числа и уменьшительно-ласкательных форм слов-предметов):
-упражнять в согласовании прилагательных с существительными, составлять предложения из словосочетаний
коррекционные:
- развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов;
-развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, правильное речевое дыхание;
-развивать зрительное и слуховое внимание и память.
воспитательные:
- формировать самоконтроль за речью и самооценку; формировать коммуникативные навыки ребенка.
Оборудование: индивидуальное зеркало, предметные картинки со звуком «С», мяч, карточки с заданием, карточки со слогами и словами, картинки на развитие зрительного внимания «самолет,осу,аиста,киску» опоры- символы синего цвета, логопедическое зеркало, рабочие тетради, ручки, школьная магнитная доска, воздушные шарики на развитие дыхания, логопедические зонды, графический профиль звука, логопедические зонды, мед.спирт,вата.
Ход занятия
I)Организационный момент
Логопед читает стихотворение и спрашивает, какой звук ребенок чаще всего слышал в следующих словах.
Киска, киска, где твоя миска?Ест киска суп из миски.Сыта киска – пуста миска.
II) Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика
а) «Заборчик» – удерживаем улыбку под счёт 10–5 раз
«Трубочка» – удерживаем трубочку под счёт 10–5 раз «Заборчик» – «Трубочка» – чередуем «Самомассаж» языка:
б) «качели», «катушка» «горка»
«Конфетка» – губы сомкнуты. Напряжённым языком упираться то в одну щёку, то в другую.«Хомяк» – надуваем щёки и удерживаем под счёт 10.«Суслик» – втягиваем щёки и удерживаем под счёт 10..«Насос» – произносим звук «С» длительно на одном выдохе: с – с – с – с…
2.Характеристика звука [C]
Скажи звук [C] согл и гл? звонкий или гдухой(глухой, потому что горлышко не дрожит) твердый или мягкий?
Что делают наши губки, зубки и язычок, когда мы произносим звук [C]? (улыбаются, зубки сближены, язычок внизу)
3. Развитие фонематического слуха
а) Отложи фишку, когда услышишь «С»:
Ш – С – З – С – Ж – З – Ш – С – З – С – Ш и т.д.
4. Автоматизация звука «С» в слогах с использованием пальчиковых упражнений
а) повтори прямые слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
Са-Са-Са-Са-СаСо-Со-Со-Со-СоСу-Су-Су-Су-СуСы-Сы-Сы-Сы-СыСэ-Сэ-Сэ-Сэ-Сэ
повтори обратные слоги со звуком «С», собирая пальцы в кулачок, начиная с большого пальца:
Ас-Ас-Ас-Ас-АсОс-Ос-Ос-Ос-ОсУс-Ус-Ус-Ус-УсЫс-Ыс-Ыс-Ыс-ЫсЭс-Эс-Эс-Эс-Эс
б) повтори прямые и обратные слоги со звуком «С», «пальчики здороваются с большим пальцем»:
Са-Со-Су-Сы-СэАс-Ос-Ус-ыс-Эс
Хлопни, когда услышишь слог «Со»:
Зо – Со – Шо – Су – Са – Цо – Со – Шо – Со – Су – Зо – Са – Жо – Су – Со
в) повтори прямые слоги со стечением согласных, «пальцы левой и правой руки здороваются друг с другом»
Ста – Сто – Сту – СтыСна – Сно – Сну – СныСва – Сво – Сву – СвыСпа – Спо – Спу – Спы
5. Дифференциация буквы С. Подчеркни букву С двумя чертами(на карточке) Ребенок, из представленного ряда букв на карточке должен подчеркнуть букву С двумя чертами.
Письмо: отработка техники написания буквы С.Скажи, а сколько элементов в букве С(один элемент)на что похожа буква С(на бублик и месяц)
Возьми ручку и запиши заглавную и прописную букву С.
6. Автоматизация звука в словах. Письмо Л: Вставь нужный слог, чтобы получилось слово (задание на карточках) и запиши слова в тетрадь.
_ова, кум_, о_, _ани ,_молет
У ребенка на столе карточки со слогами, он должен вставить нужный слог в слово.
7. Автоматизация звука в словах. Доскажи словечко
Из картофеля и крупПовар сварит вкусный…(суп)
Чтобы подрасти ты смогУтром пей фруктовый… (сок)
Мчатся с горки самиНовенькие… (сани)
Суп мы сварим из фасолиИ в него добавим… (соли)
8. Активизация словаря.
Игра «Скажи ласково» с мячом
Куст – кустикНос…Ус…Сом…Самолёт…Кот…Сад…
Физкультминутка
Вот носы, носы, носыВот усы, усы, усыВот хвосты, хвосты, хвостыВот и сами коты
А теперь посмотри внимательно вокруг себя и найди «самолет,осу,аиста,киску» (в кабинете вокруг развешены картинки, ребенок должен их найти)развитие зрительного внимания.
Развитие мелкой моторики рук:
Маша варежку надела:(сжать пальцы в кулак)
"Ой, куда я пальчик дела?Нету пальчика, пропал,В свой домишко не попал".(все пальцы разжать, кроме большого)
Маша варежку сняла:"Поглядите-ка, нашла!(разогнуть оставшийся согнутым палец)
Ищешь, ищешь - и найдешь,Здравствуй, пальчик, как живешь?"(сжать пальцы в кулачок)
9.Л: А теперь я скажу слово, а вы придумайте этому слову -слова - родственники.
Лес, лесной, лесник, лесничий;
стол, столик, застолье, столовая;
снег, снежный, снеговик,
пляска, плясун, плясунья, плясать;
сахар, сахарный, засахарить;
10. Автоматизация звука в словосочетаниях. Из представленных слов составь пары и запиши их в тетрадь.
пустая сок
вкусный миска
высокая автобус
пустой статуя
11.Автоматизация звука [c] в предложениях. Прочти предложения, четко произнося звук [С]
Алиса входит в классСоня посадит кактусДенис кусает кокосСтоит высокая статуяСлава спит спокойноСвета идёт по ступенькамСтул стоит у столаСоня пьёт сокСоня пьёт вкусный сокСоня пьёт вкусный ананасовый сок
12. Отработка техники чтения с соблюдением всех компонентов речи. Автоматизация звука [С] в связном тексте. Чтение рассказа с последующим подробным пересказом
«Первый снег».
Как-то утром пес Барбос сидел в своей будке и играл с костью. Около будки стояла пустая миска Барбоса. Вылез пес понюхать свою миску, посмотреть, нет ли в миске хоть маленького куска мяса.
А когда оглянулся по сторонам, не узнал своего двора. Вся земля была не серая, а белая. Сверху летели на землю какие-то белые мухи. Пес раскрыл пасть, схватил несколько мух и удивился: на языке осталась одна вода.
Так Барбос первый раз увидел снег.
Работа с текстом
-Ребята, ответьте мне на вопросы:
1.С чем сравнивают снег в рассказе?
2.Почему «белые мухи» превратилась в воду?
3.Что искал пес в своей миске?
4.Что делал пес Барбос? (ответы детей полным предложением: пес Барбос сидел, смотрел, искал, нюхал, схватил, раскрыл, удивился, играл).
III) Итог занятия: - Какой звук мы сегодня учились красиво говорить?
- какой это звук?
- из скольки элементов состоит буква С?
- что запомнилось на занятии?