АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 7 класса


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22
с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению методическим МАОУ СОШ № 22
советом МАОУ СОШ № 22 от №
Протокол № от

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
для 7 класса
на 2015/2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена с учетом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы — коррекционно-развивающий. Биология 7 класса является предметом Федерального компонента учебного плана специального (коррекционного) обучения VII вида ОУ
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, рекомендованных для изучения, а также даёт распределение учебных часов с учётом особенностей школьного компонента учебного плана и познавательной деятельности обучающихся, рассчитана на 1 час классных занятий в неделю, 35 часов в год.
Обучение осуществляется по учебнику, рекомендованному МО РФ к использованию в образовательном процессе:
6 класс- Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология», М; «Вентана-Граф», 2007.
Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
Развивать у школьников в процессе биологического образования понимание величайшей ценности жизни, ценности биологического разнообразия. Вместе с тем программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников в процессе обучения биологии и воспитание у них экологической культуры. процессов и явлений живой природы;
освоение знаний о живой природе и обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических наук;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе (растениям, грибам);
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями.
Обоснованием выбора данной программы является то, что она в соответствии со структурой школьного образования обеспечивает выстраивание систематического курса, непрерывно развивающего знания учащихся в области биологии.
Рабочая программа по биологии для 7 классов в соответствии с учебным планом (в том числе часов для проведения контрольным и практических работ) рассчитана на 1 часа в неделю (35 часов в год).
Выбор технологий обучения обосновывается влиянием многих факторов. Предмет "биология", как и любой другой предмет, жестко завязан на аудиторный фонд, взаимосвязан по расписанию с другими предметами, поэтому основной технологией обучения является традиционная (классно-урочная система). Также и существующие учебники по географии (т.е. организация материала) ориентированы на использование их в рамках традиционного обучения.
Наиболее распространенной технологией обучения биологии, основанной на классно-урочной организации учебного процесса, является дифференцированное обучение. Дифференциация в 7 классах проводится внутри класса — по уровню работы с литературой.
Для развития индивидуальности ученика в обучении биологии применяется личностно-ориентированное обучение. В системе урока личностно- ориентированного обучения меняется функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний (хотя и такие уроки нужны), а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем содержанию.
В программе сохранены все разделы, изучаемые в основной общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с психофизическими особенностями учащихся и с учётом образовательного уровня. Внесены изменения в изучение отдельных тем программы.
В программе за счёт некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический аспект. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении учащихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями животных с окружающей средой; при изучении значения животных в природе.
В связи с замедленным темпом восприятия учебного материала у учащихся с ЗПР по отдельным темам программы внесены изменения в количество часов, отводимых на их изучение, последовательность изучения материала, количество и содержание лабораторных и практических работ, требования к знаниям и умениям учащихся.
Учебно-тематический план
по биологии в 6 классе.
№ тема Кол-во
часов Кол-во экскурсий, лаб. и практич. работ.
1 Введение 1 2 Общее знакомство с животными 3 Экскурсия.
3 Клеточное строение животных 1 Лаб.раб. 1
4 Органы цветковых растений 6 Лаб.раб.1
5 Основные процессы жизнедеятельности растений 8 6 Основные отделы царства растений 4 7 Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле 3 8 Царство Бактерии 3 9 Царство Грибы. Лишайники 3 10 Природные сообщества 3 экскурсия
итого 35 Основное содержание
Программа 6 класса разработана в соответствии с обязательным минимумом содержания основного общего биологического образования.
На изучение темы «Введение» отводится 1 час.
Изучаются царства органического мира. Вводится понятие – ботаника. Общие сведения о многообразии растений на Земле.
Общее знакомство с растениями (3 часа)
Многообразие мира растений. Признаки растений. Условия жизни растений. Вместо темы «Состав растений» изучается «Разнообразие растений».
Клеточное строение растений (1 час)
Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Строение растительной клетки. Жизнедеятельность клеток
Исключается тема «Движение цитоплазмы и поступление веществ в клетку». . Органические и неорганические вещества в клетке. Понятия о тканях.
Органы цветковых растений (6 часов)
Семя (1 ч)
Внешнее и внутреннее строение семян. Условия прорастания семян. Значение семян.
Корень (1 ч)
Внешнее и внутреннее строение корня. Виды корней. Видоизменения корней.
Побег (2 ч)
Строение и значение побегов для растений. Строение и значение листа. Стебель, его строение и значение. Разнообразие стеблей.
Исключается темы «Особенности микроскопического строения листа, ткани». Почка – зачаточный побег. Многообразие побегов.
Цветок и плод (2 ч)
Цветок, его значение и строение. Цветение и опыление растений. Разнообразие плодов. Распространение плодов и семян.
Исключается темы «Оплодотворение у цветковых растений». Соцветия.
Основные процессы жизнедеятельности растений (8 часов)
Корневое питание растений. Воздушное питание растений. Дыхание растений. Размножение растений. Рост и развитие растений.
Исключается тема «Космическая роль зелёных растений».
Основные отделы царства растений (4часов)
Понятие о систематике растений. Подцарство Водоросли. Отдел Моховидные. Отдел Папоротниковидные. Отдел Голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
Не рассматривается вопрос «Размножение водорослей, мхов, папоротникообразных, голосеменных».
Историческое развитие многообразия растительного мира на Земле (3 часа )Развитие растительного мира. Знакомство с понятием – эволюция. Многообразие и происхождение культурных растений. История появления в России культурных растений.
Отбор и селекция растений изучается в ознакомительном порядке. Не изучается подтема «Сорт».
Царство Бактерии (3 часа)
Общая характеристика бактерий. Разнообразие бактерий. Значение бактерий.
Царство Грибы. Лишайники (3 часа)
Общая характеристика грибов. Многообразие грибов и их значение. Лишайники, особенности их строения и значение.
Природные сообщества (3 часов)
Жизнь растений в природе. Знакомство с понятием растительное сообщество. Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе. Знакомство с понятием – экосистема. Понятие о смене природных сообществ. Многообразие природных сообществ. Роль человека в природе.
Лабораторные работы
№1 Распознавание органов цветкового растения (корня, побега), частей побега.
№2 Приёмы работы с увеличительными приборами и лабораторными инструментами.
№3 Строение растительной клетки кожицы лука.
№4 Строение семени двудольных растений.
№5 Ознакомление с сочными и сухими плодами.
Экскурсии
№1 Осенние явления в жизни растений
№2 Жизнь растений в весенний период года.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
строение органов цветкового растения, клеточное строение растений; части растительной клетки (оболочка, ядро, цитоплазма, пластиды, вакуоль); основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
роль растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве, мероприятия по охране и рациональному использованию растений;
размножение растений семенами и вегетативно;
взаимосвязь растений с факторами неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
иметь элементарные сведения о виде, семействе, классе, типе;
знать главные признаки классов и семейств цветковых растений, основные виды дикорастущих и культурных растений, типичные для местных условий, роль этих растений в природе, народном хозяйстве; редкие и исчезающие виды растений местной флоры;
о роли растений в природе и народном хозяйстве, особенности строения и жизнедеятельности растений разных отделов, бактерий, грибов, лишайников;
Учащиеся должны уметь:
распознавать органы цветкового растения;
объяснять простейшие опыты, направленные на выявление у растений процессов питания, дыхания, роста;
проводить рыхление, окучивание почвы, пикировку растений, полив растений, внесение удобрений;
проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями в растительном мире;
пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения, виды изученных семейств на основе выявления существенных признаков;
проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений для выращивания сельскохозяйственных культур;
ухаживать за растениями, участвовать в озеленении школы и своей местности;
заготавливать черенки и размножать ими растения;
соблюдать правила поведения в природе;
ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками.
Оформление результатов наблюдений за сезонными изменениями не обязательно, достаточно обсудить их вместе с учителем на уроке. От учащихся не требуется знания признаков усложнения растений в процессе исторического развития растительного мира, умения определять растения с помощью определителя.
Литература:
1. И.Н. Пономарева и др. Биология. 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайник.- М.: Вентана-Граф, 2007
2. Т.В. Зарудняя. Биология. 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Поурочные планы.- Волгоград: Учитель, 2007
3. А.М. Розенштейн. Самостоятельные работы по биологии. Растения. - М.: Прсвещение, 2000
4. Т.А. Козлова. Биология в таблицах. 6-11 кл.- М.: Дрофа, 2000
5. Б.М. Медников. Биология. Формы и уровни жизни.- М.: Просвещение, 2004
6. И.В. Черепанов. Атлас. Растения. Грибы. Лишайники. Карты, атласы.-М.: Просвещение,2007
7. Е.В.Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по биологии: метод. Пособие-М.: Глобус,2008
8. http://bio.1 septemer.ru -газета Биология-приложение к «1сентября»
9. www.bio.nature.ru-научные новости биологии.
10. www.km.ru/education-Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».