Разработка урока по литературе к УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Тема Героическое прошлое России. Стихи о Великой Отечественной войне.


Тема: "Героическое прошлое России. Стихи о Великой Отечественной войне".Тип урока Урок изучения нового материала
Цели: познакомить с творчеством поэтов военных лет, пробудить интерес к героическому прошлому нашей Родины, активизировать творческие способности и познавательную деятельность, воспитывать патриотические чувства учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, портреты поэтов военных лет, записи прослушиваемых песен.
УУД- 1 этап 1) Регулятивные:
-волевая саморегуляция;
2) Личностные:
-смыслообразование (Я должен посмотреть...)
3) Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
- 2 этап 1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные:
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.
-3 этап 1) Познавательные:
- умение структурировать знания и строить речевые высказывания;
2) Коммуникативные:
-слушать собеседника, строить высказывания, полно и ясно выражать свои мысли;
- 4 этап 1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
-5 этап, 6 этап 1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению
Ход урока
I. Организация класса.
II. Работа по теме урока. 
На доске дата 1941-1945гг.
- Ребята, посмотрите внимательно на эту дату и скажите, знакома ли она вам? (дети отвечают, что это дата Великой Отечественной войны).
-На доске есть еще цифра - 70 лет. А это цифра почему рядом с предыдущей? (дети отвечают, что в прошлом году отмечалось 70-летие победы).
На земле уже идет 21 век, а память о ВОв до сих пор жива у нас.
-Почему память жива? (нет семьи в нашей стране, чтобы кто-то не был на войне, кто-то не вернулся домой, погиб).
-Все это верно. Ведь только из Иловки на фронт ушло более 1000 человек, более 500 погибли.
Но память о ВОв жива еще и благодаря литературе, поэзии.
Поэты выражают свои мысли в стихах. О ВОв написано много рассказов, повестей.
- Ребята, можете ли вы сформулировать тему урока?
- Правильно, мы сегодня будем вести речь о Героическом прошлом России. Стихах о Великой Отечественной войне.
- Какие цели мы будем ставить перед собой?
- Почему война называется ВО?
- Ведь из 100 ушедших на войну вернулось 3 человека. Это скорбная статистика. Всего в годы ВОв погибло 27 млн. ВОв можно по праву считать одним из самых трагических и кровавых событий прошлого века. Ещё живы свидетели тех страшных дней (в Иловке проживает Черных Фёдор Васильевич). Мы свято чтим память воинов, отдавших свои жизни за Великую Победу. Стихи, написанные в годы войны, помогали солдатам не падать духом, помогали выживать. - Слова Великой Отечественной мы пишем с заглавной буквы, запомните это.
Сегодня на уроке мы обращаемся к творчеству таких поэтов, как Алексей Фатьянов, Александр Твардовский, Анна Ахматова, Расул Гамзатов.
1. Поэтесса Анна Андреевна Ахматова, чье имя также связано с войной. Родилась Анна под Одессой в 1889 г. Назвали ее в честь бабушки Анны Егоровны. Первое стихотворение она написала в 11 лет. Судьба уготовила ей нести на своих плечах и бремя (нечто трудное, тяжкое) славы и тяжесть отчаяния, но никто и никогда не видел ее с поникшей головой. Война застала Анну в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в марте 1942 г. Газета “Правда” напечатала стихотворение Ахматовой “Мужество”, с которым мы сегодня познакомимся.
- Послушайте внимательно стихотворение и подумайте какими мыслями проникнуто оно? (Вера в победу, уверенностью в том, что народ найдет в себе силы выстоять в годину тяжких испытаний).
Чтение стихотворения учителем.
Словарная работа:
Слово – кров. Кров – это жилище, приют.
– О чем это стихотворение?
(О мужестве, для сохранения русского слова.)
– Как вы понимаете слово “мужество”?
( А вот как трактуется это слово в словаре. “Мужество” -храбрость, присутствие духа в опасности.)
– Что подразумевается под русским словом?
(Народ вообще. Это стихотворение от имени истории и народа.)
– Есть ли в стихотворении клятва, найдите и зачитайте?
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, – Но мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово.
- В чем смысл клятвы?
(Это клятва сохранить русское слово, если мы его потеряем, то потеряем народ, нацию. Но наша задача не только сохранить великое русское слово, но и передать потомкам.)
2. Творчество поэта, имя которого зазвучало в годы ВО войны, точнее для большинства людей зазвучало не имя его, а песни. Это Алексей Иванович Фатьянов (1919–1959) . Он известен и любим как поэт-песенник. Его песни пела вся страна. Главное, что покоряет людей в песнях Фатьянова, – их удивительно глубокий лиризм. Поэтому дан дар почувствовать и отразить в своих песнях самые сокровенные переживания человека, сказать о них мягко доверительно, даже нежно.
– Скажите, ребята, а что такое песня для вас? (Всплеск эмоций; выражение чувств; душевный разговор; это то, что входит не только в наш дом, но и в нашу душу; песня – это второй язык; когда мы не можем выразить что-то словами, то стараемся передать эти слова через мелодию; это то, через что мы передаем свою любовь или ненависть, боль и страдания, свои мечты и радость; не зря мы говорим, что мне так хорошо, что прямо петь хочется, песня – обязательная спутница нашей жизни.)
-Словарная работа:
Песня— наиболее простая, но распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с мелодией.
–Запишите в словарь
- А можно сказать, что человек и песня – неотделимы друг от друга, они всегда шагают рядом. Песни ВО войны сражались вместе с солдатами, были с ними в короткие часы отдыха, звали на подвиг и прославляли его. Люди черпали в песнях того времени душевные силы и оптимизм. Знали солдаты, что смерть ожидает многих, знали, что война – это не праздник, не парад. И все же звучали на фронте песни, шутки, раздавался смех… жизнь продолжалась…
– Сейчас, ребята. Мы послушаем песню “Соловьи”, стихи к которой были написаны Алексеем Фатьяновым в 1942 году, музыка Василия Соловьева – Седого. Позже Соловьев – Седой вспоминает: “Нет! За всю войну не приходилось слышать такой песни. А их, песен, было много разных и хороших, хватавших задушу и разрывающих на части сердце, поднимавших в атаку, развеселых в часы короткого отдыха. А в этой было все, будто она соединяла все чувства воедино. ”
Песня “Соловьи”, стихи Алексея Фатьянова, музыка Василия Соловьева – Седого.
– Какие чувства вызывала у вас эта песня?
(Прослушивание записи.)
– Правильно, ребята, вот поэтому эта песня и до сих пор осталась в душе и памяти народной, сохранив живой отсвет и звучание грозных пламенных лет.
- А есть ли в песне повтор одних и тех же строк?
РЕФРЕН – повторяющийся стих или группа стихов в конце песенного куплета, когда рефрен разрастается до целой строфы, он обычно называется припевом. (Запись в словарь литературоведческих терминов)
А мы продолжаем дальше наше знакомство с поэтами тех времен.
3. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский, русский поэт. Стихи писал с детства. Во время ВО войны Твардовский работал во фронтовых газетах. Он верил, что любое зло ненадолго, любая беда пройдет, просто нужно ждать от жизни добрых перемен.
Твардовский – художник с мудрым сердцем и чистой совестью, до последнего дыхания преданный поэзии, человек большого гражданского мужества и честности. Уже после войны, в 1945 – 46 году, Твардовский создает одно из самых сильных произведений о войне – “Я убит подо Ржевом”, первоначально имело другое название "Завещание воина", с которым мы сегодня познакомимся. Бои подо Ржевом (это город в Тверской области) были самыми кровопролитными за всю историю войны. И это стихотворение посвящается солдатам, павшим на полях ВО войны.
– Откройте учебник на стр. 139 (работа по учебнику) Читает…
– О чем это стихотворение?
(О погибшем неизвестном солдате.) Да, ребята, это стихотворение первый нерукотворный (не создан трудом человеческих рук) памятник неизвестному солдату.
– От чьего имени идет повествование?
(От первого лица, от имени погибшего солдата.)
– О чем беспокоится солдат? Зачитайте: (за город, за солдат)
Я убит и не знаю,Наш ли Ржев наконец.Удержались ли нашиТам, на среднем Дону?
– Почему его нет, а его волнует “взят ли Ржев”?
(Потому что он патриот своей Родины, а “патриот” – это человек, преданный своему Отечеству, своему народу.)
– Объясните фразу “пусть не слышен наш голос,– Вы должны его знать?
(Это наша память о тех временах, то о чем мы говорили в начале урока, он призывает нас помнить об этом.)
Поэтому важно собирать, хранить, передавать из поколения в поколения то, что мы знаем о тех суровых долгих днях (о том суровом времени).
- Найдите в тексте слова завещания потомкам.
Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать - горделиво,
Не клонясь головой.
Ликовать - не хвастливо,
В час победы самой.
И беречь её свято,
Братья, счастье свое-
В память воина-брата,
Что погиб за неё.
-Выделите ключевые слова.
А какое итоговое предложение можно составить по словам?
Ребята, мы познакомились с русскими поэтами того времени, но рядом с ними плечом к плечу сражались, отстаивая свободу и независимость поэты других национальностей.
4. И один из них – Расул Гамзатов. Это народный поэт Дагестана. В России много республик: Чеченская республика, Татарстан, Башкортостан. На Севере Кавказа рядом с Чечней и Ингушетией находится Дагестан. Это горный район России, там очень много национальностей, одна из них аварцы, Расул Гамзатов - аварец. (есть кумыки, даргинцы, лакцы, агулы, лезгины и т.д.). Родился в 1923 г. в ауле Цада. Работал он учителем в школе. “В моей жизни не было ничего примечательного – говорил поэт – она была схожа с жизнью моих земляков – ровесников, но я не хотел бы, чтобы мои стихи имели сходства со стихами моих товарищей – поэтов. Пусть жизнь наша будет общей, как столбовая дорога, а стихи у нас пусть будут разными, как тропинки в горах”.
В стихах Расула Гамзатова много душевного тепла, доброго огня, сердечности, лиризма. Поэзия Гамзатова исполнена чувством любви и уважения к малой родине – Дагестану и большой родине – России.
Уже после войны в 1964 году было написано стихотворение Гамзатова “Журавли”, ныне ставшее популярнейшей песней. Поэт в нем говорит об очень близких каждому из нас вещах, о тех незабываемых детях Родины, которые полегли в родную землю, чтобы отстоять её от врагов. Музыку написал композитор Ян Френкель, позже он писал: “Стихи взволновали меня, они стали бесконечно близки и дороги мне. Стихи и музыка слились воедино – они стали частью моей жизни. Наверное, это и есть счастье композитора.” Первоначально стихотворение было написано на аварском языке, а перевёл на русский - Николай Гребнёв. В аварском варианте были строки "Мне кажется порою, что джигиты", а Н. Гребнёв предложил заменить на солдат, таким образом показать народ в целом.
- Какие чувства вызывает у вас эта песня? (Боль утраты звучит в песне)
Итак, песня “Журавли”, стихи Расула Гамзатова, музыка Яна Френкеля. (прослушивание записи).
-Какой ценой далась победа нашему народу?
Лучшие произведения тех лет, с которыми мы сегодня познакомились и с которыми ещё предстоит познакомиться дальше, раскрывают горькую истину, что победа не пришла сама: она далась ценой больших жертв и потерь. Поэты всегда были вместе с народом на переднем плане борьбы. В песнях, в стихотворениях они дали точный ответ на главный вопрос времени, на жизненную потребность народа в поэтическом слове, которое помогло бороться и победить.
– А каково значение стихотворений о войне в наше мирное время?
(Мы сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, примеряем на себе их жизнь. Задаёмся вопросом: “Как бы я поступил в подобном случае?” В этом смысле стихи о войне – это школа мужества.)
Правильно, ребята, война как всякое трагическое событие, создаёт такие ситуации, которые требуют необычайно ответственных решений. Это очень большое испытание силы духа, нравственности, совести. И надо с честью это выдержать.
-Работа по выставке.
1) Какую тему пытались раскрыть ребята в иллюстрациях? (тема войны)
2) Назовите вид искусства, с помощью которого они сделали? (живопись)
3) Какой вывод по выставке можно сделать? (Память о войне жива благодаря живописи).
– Почему тема войны бессмертна?
(Потому что, в свой час, в своё время, на той Великой войне были наши деды, прадеды, и ничья-нибудь, а их кровь течёт в наших жилах, их память отзывается в нас.) Годы проходят, память живёт.
Мы с вами должны помнить героическое прошлое России.
III. Работа в группах
1 группа - составление синквейна на тему "Родина"
1. Родина
2. Любимая, родная
3. Переживаем, завоевываем, гордимся
4. Мой дом, моя семья, моё село
5. Россия, мир
2 и 3 группы работают по карточкам
Карточка (1 группа)
1. Как называется та часть стихотворения (или песни), которая повторяется, чтобы отделить одну строфу от другой?
2. Из какого стихотворения, давно ставшего песней, взяты эти строки?
Они до сей поры с времён тех дальних
Летят и подают нам голоса.
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса.
Карточка (2 группа)
1. Из какой песни взят этот рефрен?
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
2. О какой войне идёт речь в этой песне?
IV. Рефлексия.
-Сегодня я узнал...
- Мне было интересно...
V. Выставление оценок.
VI. Итог урока. 
Наш урок памяти подошёл к концу. Мы увидели, услышали, узнали, вспомнили только часть, малую часть того, что создано благородным народом. И чем дальше от нас уходят военные годы, тем дороже становится всё то, что касается тех дней. Вам предстоит сделать ещё много открытий, не раз восхититься мужеством и стойкостью героев, испытать чувство гордости за наш народ.
Спасибо за работу на уроке.
VII. Д/З: выучить понравившееся стихотворение.