Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;
они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться,
развить собственные идеи».
И. Г. Песталоцци
Я стала одной из первых учителей в своей школе, которые прошли обучение по программе третьего базового уровня, в 2012 году. В ходе обучения и самостоятельного изучения материалов научно-исследовательских материалов, рассматривающих разные аспекты педагогики: «Преподавание и обучение на основе диалога», «Обучение тому, как учиться» теорией Жанна Пиаже, Говарда Гарднера и идей семи модулей, для меня назрела необходимость пересмотреть свое видение преподавательской деятельности.
Мне возможно повезло, что в начале 2012-2013 учебного года я набрала свой первый класс и мне это очень помогло строить уроки в не традиционной для меня форме, в ходе которых наблюдалось отсутствие у большинства учащихся навыков общения, культуры поведения и коллективного труда, недостаточный уровень творческого мышления, пассивность и замкнутость учащихся, навязывание инициативы учителя детям.
Моим решением стало - активное включение в учебный процесс идей семи модулей.
Особое внимание я уделила такому аспекту как использование парных, групповых форм работы, которые позволяют учащимся:
Сотрудничество с учителем на равных;
Заслушивать другую точку зрения ,защищать и своё мнение;
Уметь дискуссировать;
Четко и ясно выражать свои мысли, формулировать конкретные вопросы.
С первых уроков с ребятами учились работать в группах, парах, но для начала обговорили и выработали правила такой работы. Вот некоторые из них:
В группе учись общению, умению уважать мнение других, не перебивай.
Работать вместе интереснее и легче избежать ошибок.
3. Приобретая умения работать в группе, ты обретешь уверенность и успех в завтрашнем дне и т д.
Взаимодействие учащихся в учебном процессе начинается с работы в паре. Коммуникативный контакт между совместно работающими детьми помогает нуждающемуся в помощи воспользоваться ею в процессе обсуждения вопроса, проблемы, задачи со своим товарищем. Модель взаимодействия с одноклассниками более эффективна и в том плане, что учащийся, получая замечания от такого же ученика, как и он сам, менее болезненно реагирует на свои ошибки, уверен в своих возможностях исправить эти ошибки, успешно справляется с заданиями на уроке и на контрольной работе.
Следующим шагом в совместной работе учащихся является групповое взаимодействие, когда коллектив учащихся делится на группы. В процессе групповой деятельности у учащихся развиваются не только навыки учебного сотрудничества, но и формируются навыки организаторские навыки, рефлексивные способности, абстрактное мышление, пространственное воображение, произвольное внимание, речь.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
Класс делится на группы для решения конкретных учебных задач;
Каждая группа получает определенное задание и выполняет его сообща;
Задания в группе выполняются таким образом, чтобы была возможность оценить индивидуальный вклад каждого члена группы.
Одним из главных условий качественной работы группы является взаимопонимание между членами группы, умение вести диалог, вести споры, дискуссии, избегать конфликтов.
Групповая работа очень нравится моим ученикам.
В ходе такой деятельности дети стали активными участниками процесса, они сейчас не боятся ошибиться, умеют рассуждать и не только высказывать свое мнение, но стараются услышать другого. Работа в парах учит оценивать не только одноклассника , но сравнивать и видеть свои возможности и ошибки. Это способствует активизации их познавательной деятельности и формированию таких качеств, как взаимоконтроль и взаимопомощь.
Если подвести некоторые итоги работы можно отметить следующие результаты:
-У детей высокая мотивация к обучению
-Изменилось у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
-Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся
Меняется характер взаимоотношений между учениками, возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга, возрастает способность адекватно оценивать свои и чужие возможности;




Литература:

Н.М. Витовская «Как организовать групповую работу младших школьников», журнал «Начальная школа»

Ю.А. Конаржевский «Анализ урока», Педагогический поиск, М.2000

И.П. Подласый «Педагогика начальной школы», Владос, М.2000;