Выступление на научно-практической конференции учителей ГБОУ СОШ № 23 им.Б.А.Кучера г.Севастополя Использование ИКТ-технологий, как средство формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС НОО


Использование ИКТ - технологий, как средство формирования универсальных учебных действий
в рамках ФГОС НОО
(выступление на научно-практической конференции учителей школы
учителя начальных классов 1 категории КАДНАЙ И.В.)
3 слайд. Эпиграф:
«Человек образованный —  тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»
Георг Зиммель
«Если бы компьютер не был бы до сих пор создан, то его пришлось бы сейчас изобрести, специально для целей образования»
Никола Тесла
4 слайд. Цель:
обеспечение таким методическим материалом, который востребован педагогической практикой и способствует решению профессиональных задач учителя в реализации ФГОС НОО через освоение современных возможностей информационно-коммуникационных технологий.
5 слайд. Концептуальность работы
В концепции модернизации Российского образования сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».
6 слайд. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
7 слайд. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность применять полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
8 слайд. Актуальность проблемы
Введение и реализация ФГОС НОО II поколения открывает новый взгляд на решение основных вопросов педагогики «чему» и «как» учить детей в современном мире. XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока.
9 слайд. Таким образом, возникает необходимость организации процесса обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века.
10 слайд. Глоссарий
Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). 
11 с лайд.
ИКТ-компетентность – это способность учащихся использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, для ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях информационного общества.
12 слайд.
УУД - совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения.
13 слайд. ИКТ-технологии в работе учителя
14 слайд.
Учитель начальных классов может применять ИКТ в следующих видах деятельности:
мониторинг результативности своей деятельности и деятельности учащихся;
учебный процесс;
внеклассная работа;
воспитательная работа;
работа в библиотеке;
внеурочная деятельность;
работа с родителями
15 слайд. Диагностический инструментарий
16-17 слайды - фото
18 слайд.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
сделать учебный процесс более эффективным;
повысить качество усвоения материала;
построить индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, т.е. организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;
облегчить деятельность педагога и создать эффективную обратную связь.
19 слайд. Формирование ИКТ-компетентности на уроках начальной школы
20 слайд.
Формирование ИКТкомпетентности обучающихся реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением.
21 слайд. На уроках русского языка
преимущественно должны формироваться те элементы ИКТ-компетентности, которые относятся к языковой, читательской, речевой компетентности.
22 слайд. На уроках математики
преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, относящиеся к логической, знаково-символической компетентности, а также происходить овладение метапредметными информационными понятиями.
23 слайд. На уроках «окружающий мир»
должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества (в частности, получением, фиксацией, представлением и обобщением информации).
24 слайд. На уроках музыки, искусства и технологии
элементы ИКТ-компетентности, связанные с созданием и преобразованием звуковых и графических объектов;
связанные с созданием и применением информационной среды для решения учебных, практических и творческих задач.
25 слайд. Планируемые результаты освоения
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером;
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных;
Обработка и поиск информации;
Создание, представление и передача сообщений;
Планирование деятельности, управление и организация
26 слайд. Метод учебного проекта (создание презентаций)
Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учеником языковой информации в виде логически завершённой подборки слайдов по определённой теме, базирующийся на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий.
27 слайд. Игровые, обучающие, тренажерные программы
В процессе работы с игровыми, обучающими, тренажерными программами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
28-32 слайды - фото
33 слайд. Дистанционные курсы в системе Moodle
"Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников…"  Включение в систему образования детей с ограниченными возможностями здоровья технологий дистанционного обучения позволяет не только усовершенствовать и повысить качество образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, т.е. содействует их интеграции в социум посредством Интернет технологий.
34 слайд. Использование компьютера при формировании компетенции самостоятельного поиска информации учащимися
35 слайд. Урок изучения нового материала
- найти информацию в Интернете по конкретной теме;
- составить свои вопросы или ответить на вопросы параграфа, анализируя мультимедийные анимации;
-  сопоставить материал презентации с соответствующим материалом учебника;
- сделать обощение, вывод.
36 слайд. Урок комплексного применения ЗУН
-попытаться самому наметить путь выполнения работы,
-выполнить работу согласно плана, предложенному учителем,
-ввести данные и проверить решение по алгоритму в электронных таблицах,
-решить задачу по анимации, изменяя указанную величину,
-сделать соответствующее обобщение
37 слайд. Урок обобщения и систематизации знаний
- подобрать материал на заданную тему в Интернете,
-сделать подборку материала по изучаемой теме,
-создать мини-проект
38 слайд. Урок контроля ЗУН
-  выполнить индивидуальное тестирование с последующей проверкой по алгоритму на компьютере
39 слайд. Урок закрепления знаний
- решить задачи на бумажных носителях с последующей компьютерной проверкой полученных ответов,
- результаты эксперимента проверять, используя алгоритм
40 слайд.
Таким образом, использование ИКТ- компетентности учащихся дает возможность формирования УУД в рамках ФГОС, расширения уровня индивидуализации обучения, пробуждая у учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развитию творческих способностей учащихся, а также является важнейшим условием повышения качества образования.
41 слайд. Результативность
Результативность применения ИКТ – технологий прослеживается с помощью положения педагогики развития, создающий для ученика особое образовательное пространство: открытия себя, своих возможностей, интересов, формирования навыков самостоятельного поиска информации.
42 слайд - фото дипломов
43 слайд. Вывод:
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность, способствующего формированию УУД в условиях внедрения ФГОС НОО. 
44 слайд. Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
* обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;
* психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;
* возбуждает живой интерес к предмету познания;
* расширяет общий кругозор детей;
* повышает уровень использования наглядности на уроке;
* способствует увеличению производительности труда учителя и учащихся на уроке.
45 слайд. Список литературы
Е. И. Булин-Соколова, Т. А. Рудченко, А. Л. Семенов, Е. Н. Хохлова. Формирование ИКТ-компетентности младших школьников. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. Серия «Работаем по новым стандартам», М. : Просвещение, 2011
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Серия: стандарты второго поколения, М. : Просвещение