Методическая разработка внеклассного мероприятия ко Дню снятия блокады Ленинграда БлокАда Ленинграда. История тани Савичевой


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ждановская средняя школа им. Героя Советского Союза В.П.Мухина»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
(реализация социального проекта)
ко Дню снятия блокады Ленинграда
для 5-6 классов средней школы
«БлокАда Ленинграда. История Тани Савичевой»
Автор:
Кожунова ЯлчинСветлана Юрьевна
классный руководитель 6а кл.
2016
Цель: расширить знания о Великой Отечественной войне, о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, воспитывать уважение к ветеранам войны, труженикам тыла.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашей страны (о Великой отечественной войне 1941-1945 г.г.);
-формировать активную гражданскую позицию учеников;
-воспитывать чувство патриотизма, гордости у подрастающего поколения за своё Отечество;
-воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам героям войны.
Тип занятия/форма проведения: презентация проекта
Методы и приемы: рассказ, демонстрация, показ, объяснение.
Интеграция образовательных предметов: История, Литература, Музыка.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, проектор, сценарий, презентация, видеофильм, музыкальное сопровождение, наглядные пособия.Планируемые результаты: учащиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о жизни и роли детей во время Великой Отечественной войны. 
Реализацию данного проекта целесообразно проводить по следующему плану:
План проекта
Подготовительный этап: выбор темы. На данном этапе обговаривается тема проекта, обозначаются основные моменты её освещения. Класс делится на группы, каждая из которых выполняет определенное задание.
Поисковый этап. На данном этапе каждая группа в соответствии со способностями получает своё задание, например: группа А проводит соцопрос по школе, составляет диаграмму, делает вывод по актуальности выбранной темы.
проведение соцопроса в школе;
сбор и обработка информации по теме;
оформление презентации;
подготовка сценария выступления;
изготовление наглядности;
Реализация проекта.Реализация проекта может проходить не только в классе, но и среди параллели, в начальной школе (адаптировав материал).
Сценарий представления презентации проекта
Ведущий:(во время выступления учеников фоном звучит музыка Максима Алексеева - Рожденные в Блокадном Ленинграде (2008), презентация: слайд 1.В этом году 27 января исполнилось 72 года с тех пор, как была полностью снята блокада Ленинграда, которая продлилась долгие 872 дня и унесла почти полтора миллиона человеческих жизней. В те тяжелые дни окружения рядом со взрослыми находилось почти 400 тысяч детей. Но не все они дожили до долгожданного радостного дня освобождения города от фашистских захватчиков.
Шёл 1941 год. Лето. Двадцать второе июня. Четыре часа утра…
Ученик №1(отрывок из стихотворения Н.Брауна «Той первой ночью»). Слайд 2-3.
Той первой ночью, в ранний час рассвета,
Спала земля в колосьях и цветах,
И столько было света, столько цвета,
Что снились разве только в детских снах.
Ещё той ночью игры снились детям…
Ученик №2. (отрывок из стихотворения Ф.Лаубе «Довоенный вальс»).Слайд 4-6.
А за кормой, за кормой белой ночи раздумье,Кружатся чайки над Финским заливом.Год сорок первый, начало июня.Все ещё живы, все ещё живы,Все ещё живы, все, все, все.
Звучит запись голоса Левитана об объявлении войны. Слайд 7.
На экране демонстрируются кадры из документального фильма реж.А.Снегирёва «Блокадный дневник Тани Савичевой», канал RTG, 2013г.(36мин.18сек.).
-2мин.06сек.-3мин.27сек.(окружение Ленинграда)
Ведущий: (отрывок из стихотворения А. Твардовского «Война-жесточе нету слова»). Слайд 8.
Война — жесточе нету слова.
Война — печальней нету слова.
Война — святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Ещё не может быть и нет.
Ученик №3.Фашисты считали, что в течение лета и осени Советский Союз будет разгромлен и город на Неве взят. Гитлер принял решение стереть Ленинград с лица земли, обстреливать его из артиллерии и беспрерывно бомбить. На немецких картах для бомбёжки были отмечены школы, больницы, музеи, дворцы. За одну только осень 1941 года на Ленинград было совершено более 100 налётов, сброшено более 100 тысяч бомб.
Слайд 9.
Ученик №4.Но гибель мирных жителей во время бомбёжек и артобстрелов была только началом бедствий, выпавших на город. Началось самое тяжелое время: зима 1941-1942г. Ленинград занесло снегом, ударили 40 градусные морозы. Закончилось топливо, не было отопления. Стены квартир покрылись изморозью. Жители начали устанавливать в квартирах печки «буржуйки», чтобы как-то согреться, приготовить еду.
Слайд 10.
Ученик №5. Они сжигали стулья, столы, шкафы, книги, которые собирали на руинах разбомбленных домов. В такой сильный мороз замерзали водопроводные и канализационные трубы и люди оставались без воды. Теперь её можно было взять из реки Невы. Проблема была не только с водой, но и с едой. Наступил голод.
Слайд 11.
На экране демонстрируются кадры из документального фильма реж. А.Снегирёва «Блокадный дневник Тани Савичевой», канал RTG, 2013г. (36мин.18сек.).
-9мин.23сек.-11мин.22сек. (о голоде, карточках на хлеб)
Учащиеся демонстрируют изготовленные ими хлебные карточки. Слайд 12, 13.
Ученик №6. Детям полагалось 125г. хлеба в сутки. Это примерно вот такой кусок (демонстрирует кусок хлеба) и каждый сам решал как поступить-съесть его сразу целиком или разделить на части. Но даже эти крохи удавалось достать с трудом. Хлебные карточки воровали, за кусок хлеба могли даже убить.
На экране демонстрируются кадры из документального фильма реж. А.Снегирёва «Блокадный дневник Тани Савичевой», канал RTG, 2013г. (36мин.18сек.).
-11мин.57сек.-12мин.53сек.(кража карточек на хлеб)
-14мин.13сек.-14мин.46сек.(о людоедстве-демонстрируется на усмотрение учителя)*
Ученик №7. Но и за этим маленьким кусочком хлеба нужно было отстоять многочасовую очередь на морозе, которую занимали с раннего утра. Голодные и обессиленные люди умирали прямо на улицах, не дойдя до дома.
Слайд 14.
Ученик №8. Других продуктов практически не было (Слайд 15). Люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, чтобы приготовить из них суп. Чтобы заполнить пустые желудки, из домашних аптечек вытаскивали всё, что можно было употребить в пищу: вазелин, касторку, глицерин. Резали на куски и затем отваривали кожаные туфли, сапоги, ремни, портфели.
Слайд 16.
Ученик №9. Вот строки из письма Вали Чепко, которое она назвала «Меню после голодовки, если я останусь жива.
1-ые блюда: суп картофельный, овсяный. Щи кислые с мясом.
…2-ое. каши: овсяная с маслом, пшеничная, перловая, гречневая, рисовая, манная.
Мясные блюда: котлета с пюре, сосиска с пюре или с кашей.
И подпись: Об этом я и не мечтаю т.к. до этого нам не дожить».
Это скромное меню так и осталось несбыточной мечтой. Девочка умерла от голода.
Демонстрируются изготовленные письма блокадных детей.
Ученик №10. Детям в блокаду было сложнее всего. Как объяснить им, почему так страшно изменилась жизнь? Почему нет еды? Почему нужно бежать в бомбоубежище? Почему всесильные взрослые ничего не могут исправить? В это время резко возросло число детских домов. Если в конце 41 года их было 17, то весной 42 их стало 98.
Ученик №1. У каждого такого ребёнка, вашего сверстника, своя страшная история жизни в блокадном городе.Часто, вспоминая блокаду, вспоминают и дневник Тани Савичевой, её известную фразу «осталась одна Таня».
Слайд 17, 18.
Ведущий: (отрывок из стихотворения С. Смирнова «Таня Савичева»)
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
На экране демонстрируются кадры из документального фильма реж. А.Снегирёва «Блокадный дневник Тани Савичевой», канал RTG, 2013г. (36мин.18сек.).
-4мин.35сек.-7мин.20сек.(о семье Тани Савичевой)
-8мин.24сек.-9мин.22сек.(о голоде в семье Тани Савичевой)
-14мин.47сек.-15мин.13сек.(о семье Тани Савичевой)
Ученик №2.У большинства блокадных детей родители умирали на их глазах. Эти дети привыкли к обстрелам, а вид умирающих людей стал обычной картиной. Но все они мечтали о будущем, будущем без войны. Поэтому преодолевая слабость, в лютый мороз, под обстрелами, они шли в школу.
Слайд 19, 20.
Ученик №3. Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавший об очередной бомбёжке. Ученики быстро спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.
Слайд 21.
Звучит радиосигнал– Объявление воздушной тревоги
Ведущий: (отрывок из стихотворения О. Берггольц)
В бомбоубежище, в подвале,
нагие лампочки горят...
Быть может, нас сейчас завалит.
Кругом о бомбах говорят..
Урок продолжался не более 25 минут. Записей не вели, в холодных классах мёрзли не только руки, но и замерзали чернила. Уроки учили наизусть.
На экране демонстрируются кадры из документального фильма реж. А.Снегирёва «Блокадный дневник Тани Савичевой», канал RTG, 2013г. (36мин.18сек.).
-16мин.15сек.-18мин.14сек.(о школе Тани Савичевой)
Ученик №4. Но, не смотря на все трудности, ребята сдавали экзамены, получали оценки и переходили из класса в класс! Учеников становилось всё меньше, многие погибли от бомбёжки и от голода. В школах было необычайно тихо, обессиленные голодные дети перестали бегать и шуметь на переменах.
Ведущий:(отрывок из стихотворения О. Берггольц)
Мы знаем - нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды.
Но Родина с нами, и мы не одни,
И нашею будет победа.
На экране демонстрируются кадры из документального фильма реж. А.Снегирёва «Блокадный дневник Тани Савичевой», канал RTG, 2013г. (36мин.18сек.).
-18мин.15сек.-25мин.10сек.(о семье Тани Савичевой; о Пискаревском кладбище)
-25мин.50сек.-35мин.10сек.(об эвакуации, музее)
Слайды 22-28.
Ученик №5:
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделали многих детей,
Что заставили плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
Ученик №6:
По рассказам и книжкам я знаю войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Ученик №7:
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненых крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Ученик №8:
Я не знаю войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали б лишь о прошедшей войне.
Звучит песня (или просмотр клипа) в исполнении Тамары Гвердцители «Дети войны».
На экране демонстрируются фотографии Победы-слайды 29-40.
Список литературы:
Документальный фильм «Блокадный дневник Тани Савичевой», реж. А.Снегирёв, канал RTG, 2013г. (36мин.18сек.).
Антология Художественных произведений о Великой Отечественной войне в двенадцати томах. Подвиг Ленинграда. Том 3.под ред.Свиридова Н.В., Москва: «Современник» 1983, 605с.
Библиотека мировой литературы для детей «Гражданская лирика советских поэтов», Москва, «Детская литература», 1982 г.
Журнал для детей «Наш Филиппок» №1, 2014г.
www.wikipedia.org
www.muzofon.ruwww.yandex.ru images(картинки)