Конспект урока по русскому языку Имя существительное и имя прилагательное

Тема урока «Имя Существительное и имя прилагательное»
Цели и задачи урока:  Образовательная: наблюдать над признаками имен прилагательных, их ролью в речи; наблюдать за связью имен существительных и прилагательных; обучать выбору букв в окончаниях прилагательных по подсказке вопросов; наблюдать за изменением имен прилагательных по родам и числам. Развивающая: развивать умение находить имена существительные и прилагательные; развитие умения находить «командующее» имя существительное; связывать имена прилагательные с именами существительными; развивать речь учащихся; обогащать их словарный запас.  Воспитательная: воспитывать интерес к родному языку, его богатству; желание пользоваться средствами выразительности и потребность говорить красиво и образно. Воспитывать уважение к родной природе и мастерству писателя, потребность в их изучении.
 Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;
сохранять интерес к учебному материалу;
участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.
Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.
Ход  урока
1.      Организационный   момент.
Итак, русский язык,  друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы  хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Коррекция настроения.
Посмотрите друг на друга.
Пожмите соседу руку.
И, конечно, улыбнитесь друг другу.
- Надеюсь, у вас хорошее настроение?

2.      Проверка домашнего задания. 
 1.Изменяются ли имена существительные и имена прилагательные по числам?
2.какая из этих частей речи изменяется еще и по родам, а какая нет?
3.Какая из этих частей речи обычно командует, а какая нет?

3. Актуализация опорных знаний.
1.Чистописание.
2.  Словарная работа.
Дети работают в тетради.
- Послушайте пары слов:
Лисица- заяц, сегодня – вчера, друг- враг, ученик- ученица.
Я буду диктовать первое слово, вы записываете пару, выделяя известные вам орфограммы.
Запись под диктовку.
Прочитайте ёщё раз  слов , подумайте, как  можно назвать эти пары? (антонимы)
   Какую пару можно считать лишней?
- Сегодня- вчера – это не существительные.
   Друг- враг – орфограмма «парные согласные в корне», а в остальных словах «безударный гласный в корне».
4. Постановка учебной проблемы.
Лес, сугроб, дерево, шапка.
Что общего между этими словами.
- Это имена существительные, неодушевлённые, нарицательные.
- Вставьте данные имена существительные в следующие предложения (щелчок слайда):
Мы вошли в зимний  .  Кругом большие пушистые  .  На высоких  лежат снеговые    .
все ли у вас получилось? Какие возникли затруднения?
- Мы  не можем использовать существительные сугроб, дерево, шапка в предложениях, т.к. они обозначают один предмет, а в предложении речь идёт о множестве предметов.
- Как нужно поступить?
- Нам нужно изменить существительные так, чтобы они обозначали много предметов: сугробы, деревья, шапки.
Сообщение в учебнике на стр .71 упр180



     
2) Упр 178 отдых число род
Природа
Полотенце
Сарай
Облако
Варежки
Ножницы
Брюки
V. Физминутка.
VI. Закрепление изученного материала.
Подобрать к именам существительным имена прилагательные.
4)Игра «Парный  выход»
Ученики   вставляют слова по смыслу  и  объясняют правописание окончаний прилагательных, определяют род  прилагательного.
Сахар, а горчица  .
Река, а  ручей   .
Камень , а вата   .
Сметана , а чай   .
Сажа , а снег   .
Летом ночью , а зимой   .
Нитка , а  канат   .
Ворона , а воробей   .
5) упр. 181

5 .  Домашнее задание:  упр. 182
6.  Рефлексия Какие новые знания об имени существительном и прилагательном вы сегодня узнали  ?