Тема занятия: «Символы России»


Тема занятия: «Символы России»
Цель:- прививать гражданско-патриотические качества: любовь и гордость за свою Родину.
Задачи:
познавательная: познакомить с Государственными и негосударственными символами России, расширить представление воспитанников о символах родного края; коррекционно-развивающая: развивать познавательные процессы, связную речь, логическое мышление, зрительно-слуховое восприятие;
воспитательная: воспитывать чувство гордости за Россию, за свой родной край.Методы: объяснительно-иллюстративные.Инструментарии: ноутбук, мультимедийный проектор.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
I Вводная часть.1. Стихотворение « Что мы Родиной зовем?» В.Степанов.
СЛАЙД №1
Ученик: Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем.
И березки вдоль которых,
Рядом с мамой мы идем.
Ученик: Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском.
Наши праздники и песни Теплый вечер за окном.
Ученик: Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем.
2. Работа с понятием Родина.
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете, что такое Родина? (ответы детей)
СЛАЙД №2
Воспитатель:В толковом словаре В.И. Даля : Родина - родимая земля, чьё-либо место рождения».
II Основная часть.СЛАЙД №3
1. Введение в тему.
Воспитатель: Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.
Воспитатель: Может ли человек жить вне Родины? А без Родины?
СЛАЙД №4
2. Литмонтаж.
Стихотворение «Что такое Родина?» И.Черницкий.
Ученик: «Что такое Родина?» -
Маму я спросила.
Улыбнулась мама,
Повела рукой!
Это наша Родина,
Милая Россия.
Нет другой на свете
Родины такой!»
Что такое Родина,
Все ребята знают:
Это мир прекрасный,
Добрый и большой.
СЛАЙД №5
Воспитатель: Россия! Необъятны твои просторы. Для каждого русского человека слово «Россия» означает что-то. Мы, русские люди, гордимся и любим свою Родину.
СЛАЙД №6
Стихотворение «Россия - Родина моя!» Д. Ахременко.
Ученик: Россия – Родина моя, Как ты прекрасна, как мила!
Кругом бескрайние просторы, Кругом леса, поля и горы, Сады, цветущие весною, И пенье птиц над головою – Всё сердцу дорого! Не скрою: Не налюбуюсь я тобою! Век восхищаться я готов Великолепьем городов, Церквей злачёных куполов И роскошью больших дворцов. Нет, не найдёшь нигде милей И краше Родины моей!
Воспитатель: Многие из нас говорят: «Мы любим Родину!» Это очень важные слова. И надо иметь на них право. А это право надо завоевать трудом, учёбой, жизнью. Любить Родину - значит жить с ней одной жизнью. Радоваться, когда у неё праздник. Страдать, когда Родине тяжело. Человеку всё должно быть дорого на своей Родине: и её народ, и её земля, и её история, и её завтрашний день. Будущее Родины, России в ваших руках, ребята!
СЛАЙД №7
СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
3. Словарная работа с понятием «символы».
Воспитатель: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю. А олицетворяют родную землю её символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение . Символы вызывают у нас определённые представления.- Какие символы в нашей стране вы знаете? (флаг, гимн, герб)
СЛАЙД №8
Воспитатель: - Когда сложились современные символы России?Каждый государственный символ имеет свою историю. Однако практически все были признаны официальными символами сравнительно недавно – в течение последнего десятилетия. - Эти символы закреплены Основным Законом нашей страны – Конституцией.
СЛАЙД №9Воспитатель: - Обеспечивает выполнение Конституции на территории страны глава государства. В Российской Федерации это Президент.
- Назовите имя президента РФ (В.В.Путин)
СЛАЙД №10
СЛАЙД №11
3.1. Знакомство и работа с понятием «герб».
Ученик: У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.СЛАЙД №12
Ученик: Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.
Ученик: Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в нынешней истории России.
СЛАЙД №13
Ученик: Государственный герб РФ - официальный государственный символ,
утвержденный Федеральным конституционным законом, изображаемый на печатях, бланках государственных органов, организаций и учреждений, денежных знаках, документах, удостоверяющих личность гражданина РФ, на пограничных знаках, государственных наградах, боевых знаменах воинских частей и т. п.Воспитатель: Герб можно разглядывать, можно им любоваться, как произведением искусства, но, что особенно важно, он является наследием нашей страны и нужно с большим уважением относиться к нему.
Что символизирует герб? Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.СЛАЙД №14
Ученик: Упал снаряд, и совершилось чудо: На опаленной порохом стене Возник в дыму неведомо откуда Святой Георгий на лихом коне. От сотрясенья обнажилась фреска, Упала штукатурка поздних лет, - И он возник торжественно и дерзко, Как древний знак сражений и побед. В сиянии возвышенного лика, Простер десницу грозную свою. И острая карающая пика Пронзила ядовитую змею.Воспитатель: Давайте выполним небольшое задание.
Задание:
Назовите, где используется герб. (Пограничные столбы, монеты, печати на законодательных документах, денежных купюрах).
СЛАЙД №15
СЛАЙД №16
3.2. Знакомство и работа с понятием «флаг».
Воспитатель: Дата принятия: 08.12.2000.- Что такое флаг? (Это символ государства).- Какие цвета у Российского флага? (Белый, синий, красный)
- А кто мне расскажет, что обозначает каждый цвет нашего флага?
СЛАЙД №17
Ученик: Во все времена цвету придавали особый смысл. До 1917 года красный цвет во флаге означал державность, синий – цвет Богоматери, белый – цвет свободы и независимости. Теперь белый цвет символизирует мир, благородство, чистоту и совершенство; синий – веру и постоянство, верность и правду, небо; красный цвет силу и кровь, пролитую за Отечество, огонь и отвагу. Ученик: Нам есть чем гордиться и есть что беречь, И хартия прав, родимая речь, И мир, охраняемый нами, И доблесть народа, и доблесть того, Кто нам и родней, и дороже всего, Кто наше победное знамя!
СЛАЙД №18
Воспитатель: - Что мы знаем о Российском Флаге? (Дата принятия: 08.12.2000)
Ученик: Государственный флаг Российской Федерации является официальным символом РФ. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цвета. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.Воспитатель: Следующий символ государства - это гимн.
3.3 Знакомство и работа с понятием «гимн».СЛАЙД №19
Ученик: Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъема
Государственного флага РФ, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.Ученик: Государственные гимны начали появляться в разных странах в середине 18-начале 19 веков. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране.
Ученик: Наш гимн был создан 07.03.2001 года. Музыку написал А.В.Александров. а слова – С.В.Михалков. До этого времени он не раз менялся.
СЛАЙД №20
Воспитатель: Как проявляется уважение к стране, когда люди слушают гимн? Люди встают, мужчины снимают головные уборы, не разговаривают, слушают или поют гимн. - Прослушаем (исполним) гимн РФ, как подобает гражданам России.ПРОСЛУШИВАНИЕ ГИМНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (СЛОВА С. МИХАЛКОВА) Воспитатель: Какие чувства вызвала у вас эта музыка? (Красота природы, любовь к Родине, мужество, желание защитить свою Родину).
4.Знакомство с неофициальными символами России.СЛАЙД №21 Воспитатель: Помимо традиционных символов в виде герба, флага и гимна, каждая страна имеет и ряд других национальных символов, которые обозначают специфические для каждой страны историю, культуру и быт. Россия также имеет свои полуофициальные и неофициальные символы.
СЛАЙД №22 Ученик: Одним из таких неофициальных символов является столица нашей родины – Москва.
Ах, Москва, наша песня и слава,
Ты звездою взошла над рекой.
Никакая другая держава
Не имеет столицы такой.
СЛАЙД №23
Ученик: Следующим неофициальным символом нашей страны является – Красная площадь. Красная площадь, как символ единства России, героизма российского народа, боевой и трудовой славы многих наших соотечественников, а также как место многочисленных исторических и судьбоносных событий является гордостью каждого и олицетворяет величие России. Красная площадь – символ центра страны, ее средоточие.
СЛАД №24
Ученик: Кремль также является неофициальным символом нашей Родины. Он является высшим символом руководства России.
СЛАЙД №25
Ученик: Кремлевские куранты на Спасской башне, давно уже стали символом не только Красной площади, но и точности, надежности и незыблемости России.
СЛАЙД 26
Ученик: Хочется также назвать и еще один символ – это наша береза, которая всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.
СЛАЙД №27 Русь моя, люблю твои березы, С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез! –
СЛАЙД №28 Ученик: Матрешки –  неофициальный символ России. Символ ее загадочной для всех души. Выточенная из липы на токарном станке, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают гуашью прямо по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки, и узоры на фартуке, и тесемки. У матрешки на одежке много цветов. Потому что Матрешка, девочка Матреша, сама растет среди цветов и трав, как и все мы среди них растем, только забываем об этом. А матрешка помнит, оттого так радостно на нее смотреть.
СЛАЙД №29 Ученик: Как правило, в народном сознании медведь - величественное животное, занимающее исключительное положение среди других зверей. Во многом оно обусловлено биологическими качествами медведя, его размерами, силой, мощью, сметливостью, переходами от движений ленивых и неуклюжих - к быстрым и точным. Не случайно его изображение имеют на своих гербах многие русские города (Ярославль, Новгород и др.), а сам медведь является неофициальным символом России и русского народа.
СЛАЙД №30
Ученик: Следующим неофициальным символом является – Русская тройка. О тройке поэты слагали стихи, народ сочинял частушки, художники увековечили ее в живописи и лаковой миниатюре, ваятели - в скульптуре. Тройка превратилась в достойный символ России, олицетворяющий русскую удалую и загадочную душу. Тройка - символ русского народа и его культуры с ее безудержной удалью и пронзительной лиричностью.
СЛАЙД №31 Ученик: Хочется также сказать и о самоваре. Тульский самовар является символом русского гостеприимства. Он олицетворял бытовые стороны русского образа жизни.
СЛАЙД 32 Ученик: И еще один неофициальный символ – это балалайка. Балалайка — это один из инструментов, ставших (наряду с гармонью) музыкальным символом русского народа.
СЛАЙД №33
5. Обобщение по теме.
Воспитатель: Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Вы должны гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы достались нам в наследство от предков. Какими они станут в будущем зависит уже только от вас.
III Заключительная часть. 1. Блиц – опрос. - О каких символах государства вспомнили?- Как мы можем исполнять свои обязанности по Конституции РФ?- Все ли равны перед основным законом РФ?- Какие добрые, достойные дела мы можем делать для нашей Родины?
СЛАЙД №34
Воспитатель: Что значит для меня Родина? Родина – это место, где я родился, где я живу, где жили мои предки. Родина – это моя земля, мое небо, мой родной дом. Родина – это где все родное, понятное: язык, традиции, обычаи. Где бы я не жил, Родина останется в моем сердце навсегда. Моя Родина во мне. Я часть ее истории.
СЛАЙД №35
2.Стихотворение «Живу в России, россиянин –я!» Г. Горшков.
Ученик:
Живу в России, россиянин - я!
Я это сознаю, горжусь я этим!
Россия – это Родина моя!
Она милее мне всех стран на свете!
В России небо голубее , зеленей трава,
Здесь солнышко теплее греет!
У человека Родина всегда одна,
Поэтому и дорожим мы ею!
Символы России - наши главные слова,
Герб, Гимн, и Флаг – вот ценность нашей жизни,
Президент, Конституция, Кремль и Москва,
Все это связано с нашей Отчизною!
3. Итог.
СЛАЙД №36 Воспитатель: Вы познакомились с символами России. Все мы их должны знать и почитать, поскольку они зримо воплощают (вне зависимости происхождения, истории) прежде всего современную Россию, в которой мы все живем. СЛАЙД №37