Сценарий классного часа Люблю тебя родной Донбасс! для 2-3 класса


Тема. Люблю тебя, родной Донбасс!
Цели:
формировать понятие «единой» Родины: нет «малой родины», нет большой Родины, Родина только одна – та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего – где ты провел детство, где ты вырос и возмужал, знакомые по детству и по юности места и то, что близко по духу, по настроению, то куда приходишь с ощущением собственного дома;
развитие исследовательских навыков;
воспитание толерантности с учетом многонационально состава Донбасса
Оборудование: мультимедийная презентация
Литература: 
https://drive.google.com/file/d/0B7OsdAgteCpJVjBxSjBMWnZkTmM/view?pli=1
http://radygalicej.at.ua/donbass.pdf
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуй, сентябрь 
Светлый сентябрь. 
Руку дай! 
Пахнет мятой, 
Спелым вереском 
Родной край!
2. Сообщение темы и цели урока. 
- Дорогие дети! Красочная осень встречает вас замечательным праздником и первым уроком.  Мы на пороге в увлекательную страну знаний. Для начала отгадайте загадку:
Здесь родился, живешь,
Уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь?(Родина)
(Создание эмоционального настроя: слушание песни «С чего начинается Родина»)
-Какое это простое и вместе с тем прекрасное слово!
- Что такое Родина?
-Что для нас с вами является Родиной?
- Как называют наш край?
Наш Донбасс, любимый край,
Ты живи и процветай!
Уголь, кокс, металл и хлеб
В мире будут лучше всех!
Будем славить мы тебя,
Любимая наша земля!
- Сегодня мы отправимся путешествовать по родному краю на сказочном поезде.
-Прошу занять свои места, мы отправляемся в путешествие по родному Донбассу. 
3. Основная часть урока
3.1. Рассказ про Донбасс с опорой на наглядность
Территория между Днепром и Доном, ограниченная с юга Азовским морем, а с севера - условной линией лесов, называется Донбассом, от сокращения ДОНецкий угольный БАССейн. На этой территории имеется множество больших и малых рек. Самые крупные: Северский Донец, Кальмиус и Миус. Есть и озёра: Лиман, Банное и много других. На юге омывается Азовским морем, в котором обитает около 350 видов животных и рыб (белуга, судак, осетр, лещ, камса, сельдь, бычки и белобокие дельфины ). Среди животного мира в Донетчине есть: красная лиса, волк, заяц, барсук, косули, лоси, дикие кабаны, пятнистые олени... Из 287 видов птиц здесь встречаются фазаны, куропатки, перепела, журавли, коршуны, синицы и другие. По берегам водоемов - гуси, утки, кулики. В степных водоемах обитает болотная черепаха.
Основные полезные ископаемые: каменный уголь, каменная соль, железная руда, графит, всего около 100 наименований. Основой производства Донбасса является топливно-энергетическая, химическая, металлургическая, аграрная промышленность. В Донецкой области действует 1073 библиотеки, 22 музея, 5 театров. Приобрели популярность фестивали, которые проводятся в Донецке.
В Донбассе есть живописные места Славянские соленые озера и источники минеральной воды. Заповедные зоны - Хомутовская степь, каменные могилы и Славяногорск, курортное побережье Азовского моря.
Самые большие города Донбасса: Донецк, Макеевка, Мариуполь, Горловка, Славянск, Краматорск.
О Донбассе пишут в географиях,
Что Донбасс – край угля и металла.
Верно. Но для полной биографии
Это очень сухо, очень мало.
Кажется, есть песни о Донбассе,
Терриконы и копры воспеты.
Верно, есть такие. Я согласен.
Только это – внешние приметы.
Ну, а где же люди? (Николай Анциферов).
Богат Донбасс талантами:
Бубка Сергей – рекордсмен мира по прыжкам с шестом
Подкопаева Лилия - олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике
Кизим Леонид – космонавт
Береговой Георгий – летчик-космонавт СССР
Соловьяненко Анатолий – певец, Народный артист СССР
Пономарев Руслан – Чемпион мира по шахматам
Кобзон Иосиф – певец, Народный артист СССР
Прокофьев Сергей – композитор
Быков Леонид – актер, режиссер
Седов Георгий – полярный исследователь
Писарев Вадим – Народный артист Украины
Мартынов Евгений – композитор, певец
Сосюра Владимир – поэт
Стус Василий – поэт, диссидент
Филарет – Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата
Янукович Виктор– Президент Украины
Азаров Николай – Премьер-Министр Украины
Ахметов Ринат – Президент ФК «Шахтер»
Много курганов разбросано на просторах Донбасса. Стоят они как часовые. Среди них - Саур - Могила. Для многих поколений она символ преданности родине . Одна из легенд об этом кургане рассказывает о том, как на его верши - нах несли дозор казаки: наблюдали за степью и предупреждали об опасности. Героически сражался с врагами , смелы молодой какзак Саур. Когда он по - гиб, товарищи похоронили его на вершине кургана. С тех пор он и называется Саур -Могилой . В годы Великой Отечественной войны чудеса героизма проявляли здесь советские бойцы, освобождая Донбасс . И сейчас тысячи людей поднимаются на курган, чтобы сказать “Спасибо” тем, кто погиб, освобождая для нас нашу землю .3.2.Чтение стихотворений учащимися.
Земля Донецкая
Новоселова Л.
Земля донецкая, земля любимая,
Земля прекрасная, необозримая,
Простор твоих полей мне дорог с детских лет,
Земли такой другой нигде на свете нет!
Познать пришлось тебе немало горьких лет.
Еще хранишь в себе войны прошедшей след...
Но ты смогла опять еще красивей стать
Зову тебя, земля, священным словом «мать».
С любой задачею дончане справятся
Донецкий уголь наш повсюду славится.
Ты силы мне даешь и вдохновение.
Так будет пусть пышней твое цветенье!
Моё Отечество - Донбасс!  Владимир ЗайцевЗапели над Донбассом соловьи,Дохнули ветры запахом полынным.Как объясненье вечное в любвиК степям твоим, просторным и былинным.Донбасс – моё Отечество, Донбасс!Тебя века на крепость испытали!Ты мощь свою показывал не разТеплом угля, упругим блеском стали!В краях других немало есть красот,Но этот край из всех для нас дороже!Мы из Донбасса, мы такой народ,Который всё осилит и всё сможет!Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!Могучий край родной моей державы!В веках не оскудеет этот пластРабочей Чести, Мужества и Славы!
3.3. «Донецк - город миллиона роз» 
-Каждый человек больше всего любит тот край, где родился и живет. Каждый гордится своей родной землей, всегда хочет рассказать о нем. 
Игра «Микрофон»
- Побудьте в роли телевизионных ведущих и расскажите о нашем городе. Что вы о нём знаете? Какие места нашего города и области знакомы вам? Где вы любите бывать?
4. Итог урока.
4.1.Игра «Знатоки родного края»
- Как называется город, в котором мы живем?
- Как называется наш край?
- Как называют жителей Донбасса?
- Какие вы знаете города родного края?
- Какие вы знаете большие предприятия Донбасса?
- Какие вы знаете заповедные места родного края?
- Вот мы и закончили наше воображаемое путешествие по родному краю. Вы, дети, имеете в сердце высокое чувство любви к родному краю, а поэтому сможете сделать все для того, чтобы наш край расцветал и богател. А для этого нужно получать знания, много знать и уметь. Так старайтесь учиться так, чтобы вами гордилась Родина.