Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Года Матери и отца в Чувашской Республике «Моя семья»


Методическая разработка внеклассного мероприятия в рамках Года Матери и отца в Чувашской Республике «Моя семья»
Цель:  формировать положительное отношение к родителям и членам семьи, воспитывать заботливое отношение к ним, чувство доверия и сплочённости и защищённости.
- сформировать представление о важности каждого члена семьи;-расширить представление о семье, о традициях семьи;-прививать духовно-нравственные качества;-воспитывать ценнейшие качества: доброту, отзывчивость, терпение, чувство уважения и взаимопомощи
Оформление:
стенды с рисунками учащихся на тему "Моя семья";
мультимедийный проектор
пословицы:
Семья - печка: как холодно все к ней собираются.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Моя семья - моё богатство.
Учитель:
 Сегодня внеклассное занятие. Тему занятия не буду называть. Вы сами догадаетесь. Слово предоставляется моим помощникам
(Дети читают сказку о первой семье)
1-й ученик
Давным - давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один.никто его  не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
2-й ученик
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышелседой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
-  Куда ты идешь? - спросил старик
-  Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-  Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
 3 -ученик
.Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-      Послушай! - сказал старик. - Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу. Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью. а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
4-й ученик
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Учитель:   У каждого из вас, ребята, есть люди самые близкие и родные. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это?
-   ( Мама, папа, бабушка, дедушка)
-   Назовите их одним словом (Семья)
Сейчас откроется дверь и к нам зайдут….впрочем, догадайтесь сами
(Под песню «Папа может» заходят папы)
Учитель: Кто же эти люди?
Дети: Папы!
(Звучит «Песня мамонтенка»- заходят мамы)
Учитель: Назвать, конечно вы их можете
Дети: Это наши мамы!
Приветствуем всех, кто пришёл на наш совместный праздник "Моя семья - моё богатство". 2017 год в Чувашии провозглашён годом матери и отца, вот поэтому мы решили ещё раз поговорить о наших семьях. Ведь семья – это папа, мама ,брат, сестра, дедушка ,бабушка.
Но вы сегодня - не просто зрители.
Все вы мои - помощники.
Вместе мы будем искать ответ на один вопрос. Что нужно, чтобы  у каждого из вас была самая дружная, самая крепкая семья?
Слово ученикам.
5-й ученик
Наша мама, как весна,
То как солнце засмеется ,То как легкий ветерок ,Головы моей коснется.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала.
То как радуга она -
Поглядишь - и засияла.
Как заботница - весна,
Не присядет, не устанет.
Вот придет она домой,
И тотчас светлее станет.
6-й ученик
Мой папа - красивый и сильный такой.
Мой папочка - самый – пресамый.
Он шляпу всегда приподнимет рукой,
Встречаясь на улице с дамой.
Учитель: Ваши родители всегда будут любить вас и заботиться о вас. Но придет время, когда и вам придется ухаживать за своими родителями. Давайте посмотрим со стороны, как некрасиво поступают со своими родителями некоторые ребята.
Сценка
(Девочка собирается на вечер, примеряет наряды, небрежно бросая не понравившиеся.)
Мама - Алсу! Положи вещи на место!
Алсу - Мам! Отстань! Не видишь, я тороплюсь?
Мама - Ты, когда вернешься?
Алсу - А что?
Мама - Я сегодня устала на работе, хотела лечь спать пораньше. А ты свой ключ потеряла. Как дверь откроешь?
Алсу - Так тебе и надо! Может, побыстрее мне новый ключ закажешь! Ну ладно, некогда, мне.
Мама - До свидания, дочка
 
Учитель:
Понравилась ли вам Алсу? Почему? ( Потеряла ключ, грубо разговаривает с мамой, вещи не собирает, уходит и не говорит, когда придет. А мама будет ждать, беспокоится.)-Как нужно относиться к родителям?
(Уважать, не огорчать, радовать поведением, помогать дома)
Ведь мама и папа - основа семьи. Папы все наперечёт, папой быть большой почёт!
Песня "Папа может всё, что угодно" в исполнении мальчиков.
Стихотворение "Отцовские руки".
Отцовские руки, отцовские руки.Они никогда не страдают от скуки.Им в день выходной не бывает покоя.Знакомо тяжёлое им и большое.Рабочие руки в мозолях, бугристые.Рабочие и ослепительно чистые.Всё делают так хорошо и умело:Как в поговорке в них спорится дело!
Ведущий: Действительно, папа может многое!
Конкурс "Что у папы в чемодане?"
Угадать на ощупь инструменты в чемодане. участвуют по 1 человеку от класса. (молоток, плоскогубцы, отвёртка, гаечный ключ, гвоздь, рубанок)
Песня в исполнении папы и сына из 3а класса.
А кто был с вашими родителями рядом, когда они были такие же маленькие, как вы?
Стихи о бабушках и дедушках.
7-й ученик
Две бабушки на лавочке
Сидели на пригорке.
Рассказывали бабушки:
«У нас одни пятерки».
Друг друга поздравляли,
Друг другу жали руки ,Хотя экзамен сдали,
Не бабушки, а внуки.
8-й ученик
Ходит в школу на собрание,
Варит бабушка бульон.
Ей за это каждый месяц
Носит деньги почтальон.
Если бабушка сказала:
«То - не трогай, то - не смей!»
Надо слушать, потому что
Дом наш держится на ней.
9-й ученик
Наш дедушка не любит тени
Он любит солнышка тепло.
        Дрожат у старого колени,
        Ходить бедняге тяжело.
        Но без него мы жить не можем,
        Он не чужой, он наш - родной.
        Он выйдет, мы ему поможем:
        Поставим стульчик раскладной,
        И хорошенечко усадим.
        Укроем ноги, а потом ,        Седую бороду разгладим
        Или косички заплетем.
Учитель: Бабушки и дедушки очень любят своих внуков. Очень гордятся их успехами. Часто балуют их.
Конкурс "Помогаю бабушке".
Участники по 1 человеку от класса. Кто быстрее смотает клубок ниток.
-Но все ли дети хорошо относятся к своим бабушкам и дедушкам? Посмотрим сценку о бабушке и внуке.
(Входит Борька с товарищем. Их в прихожей встречает бабушка.
Борька - Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.
Бабка  (одергивает кофту и поправляет платок)
-Обидеть, что ударить, приласкать надо слово искать   
(Уходит)
Товарищ -Ас нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.
Борька - Как это - главная?
Товарищ - Она старенькая, всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей бабушкой так? Смотри, отец взгреет!
Борька - Не взгреет. Он сам с ней не здоровается.
Товарищ - (покачав головой) Чудно! Теперь старых все уважают. Вот у одних в нашем доме старичку плохо стало, так теперь они ему деньги платят дети  ,суд постановил. А стыдно - то как перед соседями, жуть!
Борька  (покраснев)-   Да мы свою бабку не обижаем. Она у нас сыта и здорова.
(Борька прощается с товарищем, но задерживает его у дверей)
Борька - Бабка! Иди сюда!
Бабка - Иду – иду.
Борька - Вот, попрощайся с моей бабушкой. (Обращается к своему другу) 
Учитель
- Что можете сказать о Борьке? (Неуважительно относится к бабушке, не здоровается, называет бабкой)
 ( К родителям): Что можете сказать о воспитании в этой семье: ведь Борька говорит, что отец тоже не здоровается с бабушкой?
(Плохой пример подает отец)
           -Что - то изменится в отношении Борьки к бабушке после этого разговора с товарищем?
(Ему стало стыдно. В конце он зовет бабушку, чтобы товарищ с ней попрощался.)-      Как надо относиться к бабушкам и дедушкам?
(Уважать их, быть терпеливыми к ним, они часто болеют. Стараетесь сделать для них что - то приятное, чаще общаться. Для них доброе слово как лекарство. Если нет возможности встречаться, то пишите письма, звоните.)Учитель; А теперь разговор о младших в семье.
10 -ученик
Папа ушел на работу,
Мама продукты ушла покупать.
И у меня есть забота-
Братика в люльке качать.
Песню спел я ему и головку погладил
Но оказались бессильны слова.
Он только одно заладил:
Уа, уа, уа.
Погода на улице - чудо!
Друзья зовут погулять!
Но я не могу - я буду
Братика в люльке качать. 
Сценка
(Два брата дома одни, рисуют)
Старший - Дай - ка сюда красный карандаш!
Младший - Отдай, я же им рисую
Тебе все равно, чем калякать, а я картину рисую!
Младший - Ну ладно, возьми! А покажешь картину?
 Старший - Отстань, мелюзга, не мешай. 
Ведущий; Обсудим увиденное. Старший брат силой отбирает карандаш у братика, обижает его.
-      Поднимите руку, у кого есть братик или сестренка? Как вы к ним относитесь? Что делаете вместе?
Правила отношения к младшим: заботиться, играть,общаться.
Учитель: Итак, мы увидели, как некрасиво ведут себя некоторые дети в семье. Надеюсь, что таких нет среди вас. А сейчас прочитаем и запомним правила поведения в семье.
(На плакате) Три правила дружной семьи.
1.     Уважай и люби старших.
2.     Позаботься о младших.
3.  Помни, ты в семье помощник.
Стих.  Р. Сарби «Договорились»(Инсценирование)
Мая плачет:
-  Не хочу я кашу! Мая плачет:
-  Я себя измажу! Мая плачет
-  Не хочу котенку! Мая плачет:
-  Я хочу сестренку! Запихнула куклу в угол:
-  Мне не надо ваших кукол! Мама плачет:
-  Что ты за ребенок? Мама плачет:
-  Никаких сестренок! Мама плачет: -Вдруг сестренка тоже Будет на тебя похожа!
-  Никогда! - сказала мама Хватит мне, что ты упряма Мая просит
-Больше я не буду! Мая сразу вымыла посуда Мусор вымела из кухни Мая косы расчесала кукле Грустно спрятала гребенку:
-      Очень хочется сестренку Мама сразу улыбнулась Мае И сказала:
-      Я не возражаю! Решено
Послушному ребенку
Просто надо подарить сестренку
Пусть растет такая
Как дочурка Мая! 
Учитель:     В старые феодальные времена у каждой знатной семьи был свой герб. На нем символами изображались важные моменты истории семьи, ее традиции и ценности. Сейчас дети расскажут о своем семейном гербе.
 (Дети рассказывают и показывают семейные гербы)
Учитель: Семья сильна любовью, уважением, традициями и семейными реликвиями. Одной из них, по праву, считается семейный фотоальбом. Ребята принесли свои детские фотографии.
Игра «Узнай одноклассника по детской фотографии.» (На стене стенд «А это я!»)
Семьи бывают разные: маленькие, многодетные, дружные , счастливые . Вот сейчас послушаем проекты детей «Моя семья»
I-группа
Расскажут о своей семье. Они сделали стенгазету «Семья»
II-группа Эта группа приготовили презентацию о семье Латыповых.III-группа  Эта группа приготовили презентацию о семье Гинатуллиных.
Учитель: О семье много пословиц. Пословицы - это мудрость народа. Они, как жемчужины, украшают и оживляют речь.
Конкурс пословиц о семье.
Я буду начинать пословицы, а вы заканчивать.
1 .Чти отца с матерью (будет все на скатерти)
2.Хорошие дети - радость,(плохие дети - в тягость)
Кто еще какую пословицу о семье знает?
(Домашнее задание)
 
Учитель: У некоторых из вас есть брат или сестра или братишка или сестренка. И вы, конечно, счастливы. А у кого нет, наверное, хочется иметь их.
Песня «Я у бабушки живу»в исполнении девочек.
Учитель: Скоро праздник - международный женский день 8 марта. Вы, конечно, поздравите своих мама и бабушек, подарите им подарки, сделанные своими руками. Но при этом будет им приятно вдвойне, если скажете добрые слова
Пожелания мамам
12-й ученик
Без сна ночей прошло не мало
Забот, тревог не перечесть.
Земной поклон вам всем, родные мамы,
За то, что вы на свете есть!
13-й ученик
За доброту, за золотые руки.
За материнский ваш совет.
 От всей души мы вам желаем
Здоровья, счастья, долгих лет!
Учитель: Как понимаете «золотые руки»?
Действительно, мамы ваши не только добрые, заботливые, умные, но и умелые рукодельницы. Какие прекрасные работы мамины на выставке! Вы можете гордиться своими мамами.   (Обращает внимание на выставку  «Наша мама-мастерица»А кто научил рукодельничать ваших мам? Наверное, их мамы - ваши бабушки. Значит, они вдвойне мастерицы.
Пожелания бабушкам
14-й ученик
Бабушка моя родная!
Я желаю тебе чая,
 Пышных пирогов, конфет .Знай, что лучше тебя нет!
15-й ученик
Желаем счастья много
 Настроение отличного,
Чтоб здоровой ты была,
До свадьбы внуков дожила!
Учитель: Занятие подходит к концу. Попробуем ответить на вопрос: Что же нужно чтобы  ваша семья была крепкой и дружной?
(Ответы детей)
Недавно провела анкетирование среди ваших родителей: Что нужно для того, чтобы семья была крепкой и дружной? Сейчас мы узнаем, как на этот вопрос ответили ваши родители. Итак, родители ответили, что для этого нужны следующие условия (Читают хором слова на кирпичах дома: любовь, труд, дети, уважение, понимание, радость, заботы, здоровье, согласие, помощь.)Когда вырастишь, построишь себе дом. В нем будет счастлива твоя семья. Ведь ты знаешь, что для этого нужно.
У каждой семьи есть свои пословицы, так и у нас. Составьте из слов пословицы и объясните их смысл.I-группаСемья в куче- не страшна туча.II-группаВ гостях хорошо, а дома лучше.III-группа Чем богаты, тем и рады.- А какая семья появилась у вас ?7. У вас появилась ещё одна семья – школьная. Это ваш класс. Вы вместе проводите много времени, учитесь, трудитесь, занимайтесь полезными делами, веселитесь и отдыхайте.В наш большой, гостеприимный дом поселим ваш класс.У вас лежат фотографии, прикрепите их в наше большое окошечко. Посмотрите, какая большая, дружная, счастливая у вас получилась классная семья. А классная мама- Сириня Мерсеитовна.8. На партах лежат вырезанные из бумаги ваши ладошки. На ладошках напишите, одним словом тёплое пожелание своей семье.А теперь из ваших ладошек мы сделаем солнышко, которое будет согревать ваши семьи.В конце занятия я хочу пожелать, чтобы вы все жили в любимой семье. - А что для этого нужно? (любовь, забота, уют).V. Рефлексия.- Как же наш дом, без сада. Посадим вокруг наших домов цветы. - Кому было интересно, прикрепите - яркие цветы.- А кому было на занятие трудно - темные цветы. Семья-это счастье, любовь и удача.Семья-это летом поездки на дачу.Семья-это праздник семейные даты.Семья-это подарки, покупки, приятные траты.Семья-это рождение детей, первый шаг, первый лепет.Семья-это мечты о хорошем, волнение и трепет.Семья-это много домашней работы.Семья-это важно!Семья-это сложно!Семья-это труд, друг о друге забота.Но счастливо жить одному не возможно. Песня «Под крышей дома твоего»
Литература:
Журнал "Педсовет" №12/2010.
Газета "Начальная школа" №13/2011.
Сценарии школьных мероприятий и классных часов "Времена года". А.В. Енин. Центрально-Чернозёмное книжное издательство. Воронеж 2004.