Урок №2 Своеобразие развития русской литературы 1-ой половины XIX века. Общая характеристика русской культуры XIX века.


Сабақ №2
Урок №2 Своеобразие развития русской литературы 1-ой половины XIX века. Общая характеристика русской культуры XIX века.
Сабақтың мақсаты
Цель урока:
Представить учащимся своеобразие развития русской литературы 1-ой пол.19 века.
Развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свою точку зрения
Воспитывать ответственность за результаты учения, воспитывать эстетически подготовленного читателя
Сабақтың түрі
Тип урока: лекция с элементами беседы.
Әдісі
Методы: словесный, аналитическое чтение
Сабақтың барысы
Ход урока:
1.Организационный момент
2. Опорная схема
Периодизация русской литературы
I пол. XIX в. Важнейшие
исторические
события в Европе и России Общая характеристика
развития
русской литературы Основные
литературные жанры
1795--1815 гг. Великая французская ре.во.люция (1789--1793 гг.) Открытие Царскосельского лицея. Отечественная война 1812 года. Возникновение декабристских организаций Светский характер литературы. Освоение европейско.го культурного наследия. Усиление внимания к русскому фольклору и народ.ным преданиям. Закат классицизма и его трансформация в твор.чествеДер.жавина. Специфика рус.ско.госен.ти.мен.та.лиз.ма и за.рож.дающегосяро.ман.тиз.ма. Рас.цвет журналистики. Литературные общества и кру.жкиПутешествие, роман (воспитательный роман, роман в письмах). Элегия, послание, идиллия
1916--1925 гг. Нарастание революционных и национально-осво.бо.дительных движений в Европе. Возникновение тай.ных обществ в России (1821--1822 гг.). Смерть Наполеона и смерть Бай.рона. Восстание декабристов (1825) Господствующее направление -- романтизм. Его психологическое и социальное течения. "Школа гармонической точности". Литература декабристов. Издание альманахов. Принцип историзма, выдвинутый Карамзиным. Романтические устремления в творчестве Пушкина 1812--1824 гг. "Модернизированные" декабристами ода, тра.гедия, "высокая коме.дия", граж.дан.ская или патриотическая поэма, элегия, по.слание. "Психоло.ги.ческая повесть", баллада
1826 -- первая половина 50-х гг. Поражение восстания декабристов. "Новый цензурный устав". Победы России в войнах с Персией и Турцией (1826--1829). Июльская революция во Франции (1830). Подавление Польского восстания (1831). Гонения на свободомыслие в России. Углубление кризиса крепостничества, общественная реакция. Усиление демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе Верность идеям декабризма и реализм в творчестве Пушкина (1826--1837 гг.). Расцвет ро.мантизма Лермонтова. Пе.ре.ход к реализму и социальной сатире у Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей тво.рят в рамках романтизма. Появление новых романтических жанров. Вытеснение поэзии прозой. 1830-е годы -- расцвет повести. Теория "официальной народности". Реалистическая эстетика Белинского. Выход в свет первого тома "Мертвых душ" (1842). Рост влияния передовой журналистики на общественную жизнь. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике. Идейная борьба славянофилов и западников. "Натуральная школа". Приоритет социальной проблематики. Развитие темы "маленького человека". Противостояние литературы "гоголевской шко.лы" и поэтов-лириков романтического плана Романтическая баллада, поэма, исторический роман. Светская, историческая, романтическая, бытовая повесть. Литературно-кри.ти.чес.кая статья. Основные жанры "натуральной школы": физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков
3. Беседа по опорной схеме.
4.Домашнее задание
Выучить опорную схему