Конспект урока литературы:Страницы жизни и творчества Марины Цветаевой, 11 класс

Нечипоренко Любовь Николаевна
Преподаватель русского языка и литературы
Краевое государственное автономное профессиональное учебное заведение «Колледж транспорта и сельского хозяйства»




Конспект урока литературы в 11 классе «Страницы жизни и творчества Марины Цветаевой»



Цели урока:

рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в поэзии Цветаевой;

развить умения студентов в работе с текстами поэтических произведений;

воспитывать любовь к русской поэзии, чувство сострадания к ближнему;


Методические приемы: рассказ преподавателя;
выразительное чтение, комментарии;


Оборудование:
интерактивная доска



Ход урока

На экране фотография Марины Ивановны Цветаевой.
Студенты дают словесный портрет поэтессы.

Далее на экране появляется Москва.
Обучающиеся объясняют, какое отношение к ней имеет М. Цветаева.

Они вспоминают фрагменты биографии поэтессы, останавливаются на том, как складывалась жизнь Цветаевой до октябрьской революции 1917 года.

Новый фрагмент: революционные дни в России. Хаос, неразбериха.

Студенты поясняют, что происходило в стране в эти дни, как реагировал народ на эти события, что изменилось в жизни Цветаевой после октябрьской революции?


Далее студенты и преподаватель читают стихи М.Цветаевой.

Студент - 1:

Несмотря на тяжелое время в стране и в ее биографии, она продолжала писать свои поэтические произведения. Цветаева ощущала страшную трагедию, но продолжала бороться против пошлости, серости, мелочности.
Трудно было с работой, Марину Ивановну не брали даже в поломойки, но надо было как-то выживать, и она выживала.

Студенты делают вывод:

Марина Ивановна Цветаева – поэт – единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных людей:

Студент - 2 читает строки стихотворения Марины Цветаевой.

Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз – хан ей и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых;
Голод голодных – и сытость сытых!

18 августа 1918


Студент - 3:
мне кажется, что Марина Цветаева Должна была стать ЛЕТОПИСЦЕМ ЭПОХИ. Кажется, что она не касается конкретной политики, и все же говорит о великих трудностях, которые переживает человек в нашей стране. Сама Цветаева называла свои стихи ДНЕВНИКОМ.

А ПОЧЕМУ?
Объяснения дают студенты.

Студент - 4:

М.Цветаева говорила, что труд поэта очень тяжел.

(Вспоминаем, что по этому поводу говорил В.Маяковский, Н.А. Некрасов)


а знаете, у поэтессы есть интересное стихотворение о ее рабочем месте:
На экране текст стихотворения Марины Цветаевой «Стол»


Обучающийся читает это стихотворение

Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мной по всем путям,
Меня охранял – как шрам.
Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей, поклажу грез –
Спасибо – что нес и нес.
Строжайшее из зерцал!
Спасибо за то, что стал
(Соблазнам мирским порог)
Всем радостям поперек,
Всем низостям – наотрез!
Дубовый противовес
Льву ненависти, слону
Обиды – всему, всему.
Мой заживо смертный тес!
Спасибо, что рос и рос
Со мною, по мере дел
Настольных – большал, ширел,
Так ширился, до широт –
Таких, что, раскрывши рот,
Схватясь за столовый кант
- Меня заливал, как штранд!
К себе пригвоздив чуть свет –
Спасибо за то, что – вслед
Срывался! На всех путях
Меня настигал, как шах –
Беглянку. – Назад на стул!
Спасибо за то, что блюл
И гнул. У невечных благ
Меня отбивал – как маг –
Сомнамбулу. Битв рубцы,
Стол, выстроивший в столбцы
Горящие: жил багрец!
Деяний моих столбец!
Столп столпника, уст затвор –
Ты был мне престол, простор –
Тем был мне, что морю толп
Еврейских – горящий столп!
Так будь же благословен –
Лбом, локтем, узлом колен
Испытанный, - как пила
В грудь въевшийся – край стола!


В чем мы видим новизну темы «Поэт и поэзия»?

Учащиеся отвечают на вопрос.
( Сущность творчества – в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в стремлении найти единственную верную форму для стихов).


Студент - 5:

а я бы хотел коснуться фольклорного начала творчества Марины Цветаевой.

М. Волошин считал, что ее творческого избытка хватило бы на несколько поэтов, и каждый был бы оригинален. Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало.
От русской народной песни – открытая эмоциональность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха:

Гришка-Вор тебя не ополячил,
Петр-Царь тебя не онемечил.
Что же делаешь, голубка? – Плачу.
Где же спесь твоя, Москва? – Далече.

Студент - 6:
Стихотворение написано М.И. Цветаевой, уже сложившимся, известным поэтом, человеком, пережившим и революционные вихри, и голод, и разлуку с мужем, и смерть маленькой дочери Ирины.

А как умерла дочь Цветаевой?
И какова была судьба мужа Цветаевой – Сергея Эфрона?

На экране фотографии Сергея Эфрона

Студенты рассказывают об этой жуткой странице жизни Марины Цветаевой и Сергея Эфрона

Порой ее настигало полное отчаяние: «Мне начинает казаться, что Сереже я – без Ирины – вовсе не нужна, что лучше было бы, чтобы я умерла, - достойнее! – Мне стыдно, что жива. – Как я ему скажу? И с каким презрением я думаю о своих стихах».

Студент - 7:

В 1921 году уходят из жизни поэты цветаевского поколения:

2 августа арестован и вскоре расстрелян Николай Гумилев
На экране портрет Н. Гумилева

7 августа умер Александр Блок.
На экране портрет А. Блока

Москва кажется Цветаевой «чудовищной»: «Общий закон жизни – беспощадность. Никому ни до кого нет дела».

Студенты читают стихи поэтессы, тексты которых демонстрируются на экране и проводят их краткий анализ


Душа и имя

Пока огнями смеется бал, Душа не уснет в покое,
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал Бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу Бог мне иную дал:
Морская она, морская!


М. Цветаева к этому образу уже обращалась

( Кто создан из камня, кто создан из глины,-
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.)

Студент – 8:
Мы должны вспомнить, как Цветаева относилась к чувству любви, для нее эта тема была вечная и дорогая: «Любить – знать, любить – мочь, любить – платить по счету».

Вспомним эпизоды жизни Марины Ивановны Цветаевой, связанной с ее замужеством.

Читаем любовное стихотворение Цветаевой «Надпись в альбом», делаем его анализ.
Любить – значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой», всегда спор, конфликт и чаще всего – разрыв.
Любовная лирика Цветаевой, как вся поэзия, громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична.

Студент - 9:
я хочу вас познакомить со стихотворением Цветаевой «Попытка ревности»

Текст демонстрируется на экране

Как живется вам с простою
Женщиной? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам – хлопочется –
Ежится? Встается – как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?

Мне кажется, что Марина Цветаева не скрывалась от любви. Она любила открыто.
У нее любовь не бывает счастливой.
Вот доказательство:

Все круче, все круче
Заламывать руки!
Меж нами не версты
Земные, - разлуки
Небесные реки, лазурные земли,
Где друг мой навеки уже –
Неотъемлем.
Марина Цветаева была убеждена, что сильная любовь может победить смерть.

Стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен,
Смерть, выбью! – Верст на тысячу в округе
Растоплены снега – и лес спален.

«Любовь остается в мире, умирает лишь затем, чтобы смеясь над тленом, стихом восстать – иль розаном расцвесть»

Преподаватель:
ребята, а как вы определяете для себя чувство любви?
Что вы под этим словом подразумеваете?
Чем отличается любовь от влюбленности?
Что лучше – уважение друг к другу или любовь?


Марина Ивановна умела любить и жертвовать ради любви очень многим.

Студенты рассказывают о том, как Марина Цветаева оказалась за границей, и к кому она туда поехала, как складывалась жизнь Марины Цветаевой в Чехии и во Франции.


Студент- 10:
1939 год. Марина Ивановна возвращается в Советский Союз.

Зачем?

Обучающиеся касаются этой страницы биографии поэтессы.
Рассказывают о возвращении Цветаевой на Родину и о том, как она встретила поэтессу

На экране фотографии город Елабуги, обучающиеся дают исчерпывающуюся информацию о том, как Цветаевой жилось в этом городе, и почему она решилась на самоубийство.


На доске фотография поэта Е. Евтушенко

Студент - 11:
читает стихотворение Евтушенко «Елабужский гвоздь», текст которого демонстрируется на экране

Помнишь, гераневая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], ту городскую, что вечность назад долго курила, курила, как плакала, твой разъедающий самосад?
Бога просила молитвенно, ранено, чтобы ей дали белье постирать. Вы мне позвольте, Марина Ивановна, там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую: "Пытка под старость - незнамо за что. Ходют и ходют - ну прямо замучили. Дом бы продать, да не купит никто.
Помню - была она строгая, крупная. Не подходила ей стирка белья. Не получалось у ней с самокрутками. Я их крутила. Веревку - не я".
Сирые сени. Слепые. Те самые, где оказалась пенька хороша, где напослед леденяющею Камою губы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк. Он граненый, увесистый - для хомутов, для рыбацких снастей. Слишком здесь низко, чтоб взять и повеситься. Вот удавиться - оно попростей.
Ну а старуха, что выжила впроголодь, мне говорит, словно важный я гость: "Как мне с гвоздем-то? Все смотрят и трогают. Может, возьмете себе этот гвоздь?"
Бабушка, я вас прошу как о милости, - только не спрашивайте опять: "А отчего она самоубилась-то? Вы ведь ученый. Вам легче понять".
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате. Мне бы поплакать на вашем плече. Есть лишь убийства на свете, запомните. Самоубийств не бывает вообще.
1967

После чтения стихотворения обучающиеся делают по тексту стихотворения выводы


 Итог урока:

преподаватель:

мы прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Ее творчество никогда не подделывалось под вкусы читателей и издателей. Любое произведение Цветаевой подчинено ТОЛЬКО одному - ПРАВДЕ СЕРДЦА.

Открывайте для себя мир поэзии великой Цветаевой, обращайтесь к ее стихам.

Рефлексия.
Ребята, что больше всего вам сегодня запомнилось на уроке?

Какие впечатления вы вынесли для себя с сегодняшнего разговора?

Объясните свою позицию по поводу самоубийства Цветаевой?

Можно ли Цветаеву назвать политиком?

Что ее волновало как поэта, как женщину?

В конце урока студенты пишут сочинение-миниатюру «Моя Цветаева»

В это время на экране демонстрируются эпизоды жизни Марины Цветаевой.
Домашнее задание:
внимательно прочитать стихотворение М.И.Цветаевой «Молодость» и сделать его анализ.
Выучить любое стихотворение Марины Цветаевой
15