Лирическая героиня Марины Цветаевой.в 11 классе


Лирическая героиня Марины Цветаевой.
Урок№1
1.А.Ахматова и Марина Цветаева.
Общее впечатление. Энергетика стиха.
Ученик
у Ахматовой
плавность
сдержанность
приглушенность
затаенность
как будто нехотя
внутренний шепот
разговор с самой собой
у Цветаевой:
напор
порыв
взрыв
накал вызов
борьба
поединок
удар
Обе – «охвачены огнем страсти».
Для обеих любовь-«только не эти оковы», «любовная пытка». Какой им видится лирическая героиня этих поэтов?
Стихотворение
« Я тебя отвоюю
у всех земель,
у всех небес…»
Что для нее любовь? Какова она в любви?
-Для обеих любовь- « поединок роковой», но лирическая героиня:
Ахматовой
«смиренница»
-растеренность-беспомощность
-недоумение
-полубред
-покорность
-приглушенное
-отчаяние
-ведомая
Цветаевой
«воительница»
-бунтарка
-открытое противостояние
-одна против всех и вся, вплоть до бога
-мятежница
-бросает вызов
-«пугачевка» ( любимый пушкинский герой Пугачев)
-вожатый
Заметили: разные голоса, разные переживания, темперамент, энергия, разная реакция на»любовный недуг». И это естественно.
Цветаева тоже по- своему»научила женщин говорить…», выразила другую ипостась женской души.
2.Личность поэта.
В качестве домашнего задания ученики готовили портрет Цветаевой, составленный из воспоминаний современников. На уроке читаются наиболее яркие, представляюшие облик поэта из воспоминаний А.Эфрон: « Цельность ее характера, цельность ее человеческой личности была замешена на противоречиях; ей была присуща двоякость восприятия и самовыражения»
-Полностью читаем главу «Как она писала»
Особо выделяем: «Глохла и слепла ко всему, что не рукопись, в которую буквально впивалась. Острием мысли и пера» «…добивалась точного единства смысла и звучания»; «… пробовала слова на звук»
-Чтение стихотворения из цикла» Стихи к Блоку»: « Имя твое- птица в руке»
-Звучат отрывки из статьи И.Эренбурга» Поэзия М.Цветаевой». Особо выделяем: « Одиночество, вернее сказать, отторжение всю висело над ней, как проклятие, но это проклятие она старалась выдать не только другим- самой себе за высшее благо».
3.Данный материал позволяет нам сопоставить судьбу поэта с судьбой ее лирической героини. Хотелось бы отметить, что не всегда они совпадают. Возможны варианты:
-лирический герой- ролевая маска( многие герои Вл.Высоцкого)
-лирический герой- двойник( нет абсолютного тождества, сходства- поэзия А.Ахматовой)
-героический герой- абсолют» Я» поэта.
Как вы думаете, Цветаева и ее героиня каковы?
Вспомните слова А.Эфрон. Ответ учащихся однозначен: поэзия Цветаевой-« абсолютное самовыражение»
4.» Погружение» в стхотворение «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес…».
Первая строка- уже раскалена до предела, жжет, обжигает. Порожает своей предельной дерзостью, размахом, вызовом:
«Я» объявляю войну против(«иду на Вы…»
Сравните: у Ахматовой-такого начала нет, да и не может быть. У нее камерность, интимность.
Он-Она- соперники
А у Цветаевой?
Соперники-все(называем слова- доминанты: «земель», « небес»- это уже не комната- это Вселенная)
.Первая строка-заявка сделана; вызов брошен.
Каков же смысловой центр?
Она--------ПРОТИВ------ВСЕ
а ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПОПРОБУЕМ ПРОНИКНУТЬ В ЦВЕТАЕВСКОЕ «ВСЕ»(По первым строкам). Вместе с учениками в конечном итоге мы приходим к следующему:
земли- небеса-пространство
2ст.» Я тебя отвоюю у всех времен, у всех ночей…
3стр. « Я тебя отвоюю у всех…»
Что же получается? Лирическая героиня Цветаевой выходит на» поединок роковой». Одна против Всех ( и Бог ей не судья).
Можно ли себе представить такое у Ахматовой? «Такого счета» предъявить за любовь лирическая героиня Ахматовой, конечно, не могла, да ей бы в голову такое не пришло- у» монашенки».
А здесь- да.
Урок 2.
Урок- лаборатория, урок- мастерская. « Погружение» в слово Цветаевой.
Справка. Художественное слово многофункционально: слово- символ; слово- знак; слово- метафора; слово- жизнь, бытие. Отметим сразу, что у Цветаевой преобладает существительное
предмет:
лес- колыбель, лес- могила, мир- колыбель, мир- могила, золотые знамена, мечи, ключи, псы; крыльцо; жених, жена и так далее.
Каждое существительное- носитель какой-то конкретной сущности реалии и одновременно- символ.
Давайте попробуем вместе определить содержание( смысловое) этих существительных:
лес
природа
(какая?)
естественная,
колыбель
начало, рождение, исток,
первозданная, органичная
( Вспомним « Олесю» А.И. Куприна: лес- колыбель Олеси- создал ее, определил ее сущность- свобода).
Ученики делают самостоятельно выводы:
Катерина Островского- мечта о воде- Волга, простор;
пушкинский Узник- туда, где белеет гора…
Мцыри Лермонтова- свобода- природа.
-А колыбель? В колыбели качают, убаюкивают, сказки рассказывают, познают мир, плачут, находят успокоение, утешение.
Объединим: лес- качал, убаюкивал, рассказывал.
Следовательно, лес- начало мое. Тогда понятен следующий образ: ! лес- могила»- это конец мой.
Начало и конец- лес. Это значит: я не изменю своей природы; какой пришла, такой уйду; я не изменюсь.
- ключи закину…
псов прогоню…
9 вспомним Катерину(« Гроза»)- ключ от калитки), ключ- дом, уют, покой, тепло, очаг, счастье.
( А.С. Пушкин: «счастье только на обычных путях»)
псы- стража, охрана, защита от чужих, преданность, верность( « лес и красные собаки» из сна Базарова).
Таким образом, « ключи», «псы»- слова- представители определенных возможностей лирической героини в борьбе за него.
Следующая часть урока- самостоятельная творческая работа по группам. Каждая группа получает существительные для их» расшифровки».
знамена, мечи.
2. последний спор;
крылья, эфир;
мир- колыбель, мир- могила.
Работы сдаются и оцениваются учителем.