Презентация по русскому языку(из опыта работы): ФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ(на материале лексико-грамматических разрядов имен прилагательных)


Обобщение опыта работыФОРМИРОВАНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (на материале лексико-грамматических разрядов имен прилагательных)Учитель начальных классовМОУ Ильинская СОШАлексеевского районаБелгородской областиЯрковая Валентина Алексеевна Актуальность нашего исследования определяется:низким уровнем сформированности важнейших морфологических понятий и связанных с ними ключевых компетенций;значением совершенствования языковой и речевой способностей учащихся для их интеллектуального развития.2 Цель работы:разработать методические условия для формирования у младших школьников морфологических понятий при изучении лексико-грамматических разрядов имен прилагательных. Задачи:3проанализировать лингвометодическую и психолого-педагогическую литературу по теме исследования для определения его теоретических основ; изучить состояние проблемы формирования морфологических понятий в школьной практике;проанализировать программы и учебники по русскому языку с точки зрения рассматриваемой проблемы;в процессе проведения опытно-экспериментальной работы исследовать уровень осмысления и усвоения младшими школьниками морфологических понятий (на примере лексико-грамматических разрядов имени прилагательного). теоретический ( анализ учебно-методической литературы); социолого-педагогические (анализ учебников русского языка, тестирование, анализ письменных работ учащихся); экспериментальные и практические (наблюдение за ходом учебного процесса, отбор и накопление данных эксперимента, констатирующий срез, моделирование, экспериментальное обучение, анализ экспериментальных данных);Методика изучения морфологии в начальной школе ( на примере имен прилагательных)Методы исследования:Объект исследования:4 процесс формирования морфологических понятий у школьников на материале изучения лексико-грамматических разрядов имён прилагательных в начальной школе.5Предмет исследования: Гипотеза исследования:6Формирование морфологических понятий у младших школьников эффективно, если:-будут учитываться особенности лексико-грамматических разрядов имен прилагательных;-система заданий будет использоваться последовательно на разных этапах урока; -будут использоваться элементы функционально-семантического подхода. 7Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3Глава 1.Теоретические основы формирования морфологических понятий у младших школьников ( на материале лексико-грамматических разрядов имен прилагательных) . . . . . . . . 91.1.Морфологические понятия как лингводидактическая проблема. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91.2.Лексико-грамматические разряды имен прилагательных как материал для формирования морфологических понятий в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20ОГЛАВЛЕНИЕ  8Глава 2.Содержание работы по формированию морфологических понятий у младших школьников при изучении лексико-грамматических разрядов имен прилагательных. . . . . . . . . . 332.1.Подход к изучению лексико-грамматических разрядов имен прилагательных в начальной школе. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332.2.Формирование морфологических понятий у младших школьников (обзор методической литературы) . . . . . . . . . . . . . . 382.3.Экспериментальная работа по формированию морфологических понятий при изучении лексико-грамматических разрядов имен прилагательных ( по учебно-методическому комплекту « Начальная школа XXI века»). . . . . 49Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 Глава 1.9Теоретические основы формирования морфологических понятий у младших школьников ( на материале лексико-грамматических разрядов имен прилагательных) . . . . . . . . 10Выводы по первой главе1. Вопрос о формировании морфологических понятий у младших школьников сложный и неоднозначный. Существуют различные подходы к рассмотрению этого вопроса.2. В процессе формирования понятия могут быть выделены три этапа. Первый, предварительный этап предполагает накопление эмпирического материала - наблюдений изучаемого явления, выделение и называние важнейших признаков и свойств. Второй этап предполагает научное оформление понятия: введение термина, вывод определенного понятия (или сообщение его учащимся в готовом виде), составление схем, моделей и т. п. Третий этап - это дальнейшее углубление понятия, узнавание и выделение новых признаков, свойств изучаемого явления, которые лежат в основе формируемого понятия. 3. Формирование морфологических понятий – процесс длительный и трудный, связанный с особенностями части речи, в частности, имени прилагательного.4. Грамматически существенным для прилагательных является подразделение их на разряды (качественные, относительные и притяжательные), которые отличаются по ряду морфологических, словообразовательных и синтаксических признаков.5. Знание теоретических основ формирования морфологических понятий т и особенностей лексико-грамматических разрядов имен прилагательных помогло нам в разработке экспериментальной работы по проблеме исследования. Глава 2.11Содержание работы по формированию морфологических понятий у младших школьников при изучении лексико-грамматических разрядов имен прилагательных. Анализ программ Программа под редакцией С.В.Иванова «Начальная школа ХХI века»(этапы формирования понятия «имя прилагательное»)121-й класс2-й класс3-й класс4-й класс1)В разделе «Слово и предложение»-знакомятся со словами, называющими признаки.2) В разделе « Связная речь»-работают над составлением сюжетных и описательных рассказов ( по картинкам)При изучении раздела «Слово и предложение»-вводится термин , слова , называющие признаки-имена прилагательные.2) В разделе «Правописание»-изучение правописания суффиксов прилагательных –ов-,ев,-чив,-лив,-ив.В разделе «Морфология»-подробно изучают имя прилагательное.2) Новые сведения получают о разрядах прилагательных с введением терминов: качественные , относительны,притяжательные.3)Изучают грамматические особенности качественных прилагательных(наличие полной и краткой формы, степеней сравнения, правописание окончанийПовторяются сведения об имени при-лагательном , полученные в третьем классе.1-й этап2-й этап3-й этап Экспериментальная работа была организована на базе МОУ «Ильинская СОШ» в 3 классе13 14 Констатирующий экспериментЦели:1) выяснить, какие ошибки допускают учащиеся при определении понятия «имя прилагательное»; 2) установить, как (по каким признакам) они отличают прилагательные от других частей речи; 3) определить, прилагательные каких лексико-грамматических разрядов используют учащиеся в текстах творческих работ (сочинениях), 4) проверить, насколько сформированы у учащихся морфологические понятия (родовая принадлежность прилагательных, правописание падежных окончаний, число прилагательных, согласование прилагательных и существительных).15 Задания констатирующего эксперимента16Тест Прилагательное - это часть речи, которая называет предмет;часть речи, которая обозначает действие;часть речи, которая обозначает порядок при счёте;часть речи, которая обозначает признак предмета.Прилагательное изменяется-по лицам и числам;по лицам и падежам;по числам, родам и падежам;по числам и падежам;Прилагательное в предложении бывает-подлежащим;сказуемым;дополнением;определением;обстоятельством. Задание .Определить какой частью речи является каждое слово, объяснить ,почему вы так думаете:Белый ,белизна ,белить.Зима, зимний, зимовать. и. т дТипичные ошибки: -отнесли к существительным слова зимний, грустный ,белый;- назвали прилагательными слова: белизна, зима.Это говорит о том , что у учащихся не усвоены характерные признаки, лежащие в основе выделения частей речи.17 Задание . Соединить и выписать пары слов ,помещенные в столбиках ( прилагательное + существительное)18{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЖадныйЕЖКолючий ВолкНеуклюжийЗаяцПушистаяМедведьРогатыйБелкаХитраяОленьЯдовитаяЗмеяТрусливыйЛиса Творческое задание-сочинение «Краски осени» Результаты выполнения творческих заданий на этапе констатирующего эксперимента19{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ по порядкуВсего при-лагательных в текстеКачественныхОтносительныхПритяжа-тельныхПроизводные1222541235514871254465417312183121976111042211111832 20{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}12441322142215541216551178712184419541203121213121227611234221241183225442622 В целом результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о следующем. Учащиеся затрудняются дать четкое определение имени прилагательному как части речи. Обучающиеся испытывают затруднения в выделении имени прилагательного среди однокоренных слов, типа белый, белизна, белеть. Речь учащихся как устная, так и письменная бедна именами прилагательными. Не употребляются ими притяжательные прилагательные, очень мало кратких форм и форм сравнительной степени, дети практически ничего не знают о различии в значениях прилагательных различных лексико-грамматических разрядов.21 Формирующий экспериментЦели: 1) формировать у учащихся морфологические понятия при изучении имён прилагательных различных лексико-грамматических разрядов; 2) научить распознавать прилагательные разных лексико-грамматических разрядов в тексте; 3) актуализировать имена прилагательные в устной и письменной речи учащихся.  22 23 24 25 26 27 Задание: Прочитайте текст, выпишите словосочетания существительное + прилагательное. Овцы пасутся на горных лугах. У барана рога крутые, витые, крепкие. Недаром он стоит во главе стада. Шерсть овец кудрявая, тонкая , мягкая. Из овечьей шкуры вяжут свитера, носки, варежки, а из овчины шьют тулупы на зиму. Одежда теплая и красивая. А охраняют стадо от волков грозные собаки - кавказские овчарки. 28-Есть ли в тексте прилагательные, которые вы не выписали?- Почему их не выписали? -Найдите главные члены в предложениях.Ответы детей: Проведенные урочные и внеурочные формы работы позволили сделать нам следующий вывод:подобные упражнения способствовали осознанному формированию понятия «имя прилагательное» на материале изучения лексико-грамматических разрядов этой части речи . Учащиеся стали активнее употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.29 Контрольный экспериментЦели:1)определить, насколько сформировалось у учащихся представление об имени прилагательном, его лексико-грамматических разрядах; 2) выяснить, насколько активно стали использоваться в речи учащихся прилагательные разных разрядов; 3) умеют ли согласовывать прилагательные с существительными в устной и письменной речи; сделать выводы об усвоении учащимися морфологических понятий (на материале лексико-грамматических разрядов имени прилагательного), сравнив данные констатирующего и контрольного этапов.30 31АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА ПОКАЗАЛ СЛЕДУЮЩЕЕ: систематическая и целенаправленная работа, направленная на усвоение учащимися знаний об имени прилагательном, его разрядах и грамматических признаках, дала хорошие результаты. Учащиеся отмечают значимые признаки прилагательного, умеют определять его лексико-грамматический разряд, активно употребляют в речи имена прилагательные разных разрядов.Эффективными методами формирования морфологического понятия являются, во-первых, теоретические: анализ, сравнение, сообщение, беседа, работа с материалом учебников; во-вторых, теоретико-практические: наблюдение, разбор, определение понятия, конструирование определений; в-третьих, практические: сочинение, формулировки определений, выполнение упражнений. Приёмы работы, приносящие наибольший эффект в работе: приёмы предметных действий, выписывание, классификация, рассуждение, языковой разбор, создание устных и письменных высказываний. Можно сделать вывод, что морфологическое понятие «лексико-грамматические разряды имен прилагательных» детьми экспериментального класса усвоено. Хотя проблем много. Не все учащиеся овладели данным грамматическим понятием, по-прежнему допускаю серьезные ошибки в употреблении в речи имени прилагательного, не разграничивают разряды. Но в целом рост знаний учащихся есть, что свидетельствует об эффективности нашей работы.32 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!33