Методы и приёмы здоровьесбережения для начальной школы.

Методы и приёмы здоровьесбережения
для начальной школы.


Здоровье ребёнка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни, прежде всего условиями жизни в школе.
Нарушение осанки, другие отклонения в опорно-двигательной системе организма, заболевание кариесом, болезни лор-органов, нарушения органов зрения и слуха, отклонения нервной системы – наиболее часто встречающиеся заболевания учащихся начальных классов.
В сложившейся ситуации одной из главных задач школы является создание здоровьесберегающей школьной среды. При этом в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Педагогический процесс есть процесс развития ребёнка, его оздоровления, где всё взаимосвязано и не существует друг без друга. Нам, педагогам, надо всегда помнить, что, обучая, мы имеем дело не только с интеллектуальным развитием, но и со здоровьем растущего человека одновременно.
Применение здоровьесберегающих мероприятий в учебно-воспитательном процессе оказывает положительное влияние на функциональное состояние организма, успешность адаптации к учебной деятельности и психическое состояние.
По данным исследований текущей заболеваемости в школе наиболее сложные периоды учебного года – конец 1 и 2 четверти, середина 3 четверти. Именно в этот период следует планировать необходимые здоровьесберегающие мероприятия.

Во время уроков по мере необходимости проходят физкультминутки, оздоровительные паузы, пальчиковая гимнастика.
Для снятия зрительного напряжения проводится зрительная гимнастика с использованием простейших зрительно-координатных тренажёров.

Упражнение 1.
На счёт 1-4 закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, затем на счёт 1-6 раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
На счёт 1-6 перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх – налево вниз, потом прямо вдаль; затем на счёт 1-6 налево вверх – направо вниз и вдаль.
Упражнение 3.
На оконном стекле, на уровне глаз школьника крепятся красные круглые метки диаметром 3-5 см. За окном намечается какой-либо отдалённый предмет для фиксации взгляда вдали. Школьнику предлагают посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отдалённый предмет за окном и фиксировать на нём взгляд в течение 10 секунд. После этого поочерёдно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет. Продолжительность такой гимнастики 1-1,5 минуты.

Оздоровительно-профилактическими мероприятиями являются спортивные состязания и спортивные праздники, которые проходят 1 раз в четверть.
Многочисленные исследования доказывают, что дети от занятий физическими движениями становятся более оперативными в учении, у них повышается работоспособность и настроение. Но самое главное, улучшается здоровье почти по всем показателям.

Представление о здоровьесбережении в образовательном процессе не ограничивается представлением об укреплении лишь соматического здоровья школьников.
Медико-психолого-педагогическая практика показывает, что большое число школьников в процессе учебно-познавательной деятельности пребывают в состоянии хронического утомления, являющегося основой для поддержания организма в режиме хронического нервно-психического истощения. Более того, исследованиями доказано, что педагогические ошибки или неправильные педтехнологии отрицательно отражаются на детской психике в виде невротических нарушений. Как следствие психологической дезаптации данные диагностических обследований школьников фиксируют:
низкий уровень познавательной активности;
низкий уровень мотивации учебной деятельности;
неустойчивость эмоциональной сферы;
высокий уровень тревожности;
несформированность навыков общения.
На практике применяется личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы и выбор видов деятельности. Эти методы раскрепощают ребёнка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Следовательно, эти методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся, т.е. нивелируют стрессогенный фактор в учебном процессе. Это в свою очередь улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и негативных внутренних факторов, т.е. способствуют сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.



Литература

1. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Москва2004 г.
2.Маханева М.Д. Воспитание здорового ребёнка. Москва 2000 г.
3.Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь Здоровья. Москва 1995 г.
4.Безрукова В.С. Всё о современном уроке в школе: проблемы и решения.
Книга 3:Здоровьесберегающий урок. Библиотека журнала «Директор школы». 2006 г. № 7
5. Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа. Москва 2004 г.