Публикация СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО–КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ











Брошюра
«Опыт реализации Федерального государственного образовательного стандарта
в образовательных учреждениях»:
материалы II Всероссийской
научно-практической конференции,
14 ноября 2014 г.
/Под ред. Валеева А.С., Валеевой Г.Х., Туйсиной Г.Р. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. – 149 с.














ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО–КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л.С. Шабиева  МБОУ СОШ с.Тюменяк  МР Туймазинский р-н , РБ

Актуальность проблемы
"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет исследование и открытие метода, при котором учащихся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились." Я.А. Коменский.
Современному обществу нужны инициативные люди высокой квалификации, люди, способные к постоянному саморазвитию и повышению уровня своей профессиональной готовности. Поэтому основная задача образования – научить ученика деятельности решения проектных задач, проблем в различных сферах жизнедеятельности.
В ФГОС НОО приоритетом названо формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности уровень освоения которых предопределяет успешность всего обучения.[1, с.5]
Проблема исследования: выявить подходы к формированию учебно-коммуникативных умений (УКУ) младших школьников. Цель работы: найти наиболее эффективный подход к решению проблемы формирования УУД на начальном этапе обучения, показать значение метода проектов для формирования УКУ младших школьников.
Гипотеза исследования: убедиться в том, что проектная деятельность способствует формированию УКУ младших школьников.
Объектом работы является проектная деятельность младших школьников, предметом методика организации учебных проектов.
Задачи исследования: ознакомление с историей развития проектного метода; рассмотрение особенностей проектной деятельности младших школьников; исследование влияния проектной деятельности на формирование УКУ младших школьников; дать рекомендации по организации проектной деятельности младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования, как изучение и анализ литературы по проблеме исследования; изучение педагогического опыта, наблюдений, социологический опрос учащихся; анализ результатов диагностики.

Теоретическая часть
В современном мире актуально получение информации разными способами, из разных источников, умение осмыслить, переработать, освоить её. “Кто владеет информацией, тот владеет миром”.
В чем же сущность универсальных учебных действий (УУД)?
УУД составляют понятие «умение учиться». Впервые программа формирования «умения учиться» была предложена Д. Б. Элькониным и разработана его учениками В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Г.А. Цукерман. [1, с.8-9]
Все универсальные учебные умения делятся на следующие группы: а) учебно-управленческие - общеучебные умения, обеспечивающие планирование, организацию, контроль, самоанализ собственной учебной деятельности учащимися; б) учебно-информационные умения – общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач; в) учебно-логические умения - общеучебные умения, такие как, анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация, доказательство и опровержение, решение проблемы; г) учебно-коммуникативные умения - умения, позволяющие организовать сотрудничество со сверстниками, достигать с ними взаимопонимания.
В чем же сущность проектной деятельности?
Проект – это организованный учителем и выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.[2, с.3]
Этот метод прежде всего ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую. Результатом выполненных проектов должен быть конкретный результат, готовый к внедрению. Использование метода проектов в школе способствует приобретению учащимися положительного опыта учебной коммуникативной деятельности, которая проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение.
Любой проект – это «пять П».
1.Наличие проблемы, требующей решения путём поиска и применения знания. Здесь решаются такие коммуникативные задачи, как подготовка к развитию диалога ребенка с собеседником. Детям предлагается план вопросов для собеседника, с помощью которых ребенок получит необходимую информацию и при этом научится вести диалог с собеседником.
2. Планирование конкретных действий по разрешению проблемы. Обсуждая проблему, выясняются новые источники информации, учитель направляет мысль детей в нужную сторону для самостоятельного поиска. На данном этапе развиваются речемыслительные высказывания, умение с помощью слов высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками.
3.Любой проект обязательно требует исследовательской работы учащихся (поиск информации). Решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать.
4.Результатом работы над проектом является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен в виде презентации. На этапе подготовки к презентации решаются речевые задачи, т.е. развитие связной монологической речи.

Практическая часть
Особенности использования проектной деятельности в начальной школе
Детская потребность в исследовании обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. [2, с.4]
Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой должны соответствовать возрасту. Это и определяет успешность проекта.
В основе выполнения групповых и коллективных проектов лежат учебно-коммуникативные умения, а именно:
 умение слушать, получать информацию, не перебивая, внимательно и уважительно выслушивать любого отвечающего;
 умение проявлять инициативу в общении, обмениваться информацией;
 умение управлять голосом (говорить четко, ясно, чтобы все слышали, при выступлении перед классом, или полушепотом, чтобы не мешать другим при групповой работе);
 умение выражать свою точку зрения, аргументированно объяснять и доказывать ее;
 умение находить компромисс - в доброжелательной атмосфере выбрать самое верное, оригинальное решение.
По формированию УКУ необходимо использовать на уроках работу в парах, группах; кружковую работу по предмету; внеклассные мероприятия; участие  в научно – практических конференциях с защитой учебных проектов; театрализованные выступления на уроках литературного чтения и т.д.

Система использования проектной деятельности для формирования УКУ младших школьников.
Начиная работу с второклассниками, для себя я выделила ряд проблем: низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе; неумение готовить рабочее место к уроку; неумение следовать инструкции, в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца; отсутствие использования полученных знаний в практике.
Для решения этих задач как нельзя лучше подходит метод проектов. Основываясь на собственном опыте работы, считаю целесообразным применение проектного метода учителями начальной школы с 1 класса в следующей последовательности: от маленьких однопредметных проектов к большим, межпредметным, от личных проектов к групповым или общеклассным. Ребенка необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны.
В начале учебного года среди учащихся 2 класса был проведен социологический опрос.
На вопрос «Как ты любишь выполнять задания в классе?” 62,5% опрошенных ответили «один, чтобы никто не мешал», «с другом» – 37,5%. На 2 вопрос «Как вы относитесь к выполнению задания в паре?» 75% опрошенных относятся отрицательно. По 3 вопросу «Как вы относитесь к выполнению задания в группе?» большинство опрошенных (62,5%) предпочли ответ «не нравится». На вопрос «Легко ли тебе общаться с одноклассниками?» 87,5% ответили да. Результаты опроса показали, что ребята испытывают трудности в сотрудничестве.
Обдумывая эти вопросы на заседаниях ШМО мы решили, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся - проектной.
При повторном проведении социологического опроса среди учащихся 3 класса, выяснилось, что проектная деятельность способствует формированию УКУ. На вопрос «Чему вы научились, работая в группе над проектом?» учащиеся ответили, что научились высказывать, рассуждать и доказывать свое мнение, получать новые знания; обсуждать, вести диалог, слушать друг друга; помогать, с уважением относиться друг к другу, быть хорошими и приветливыми, и самое главное – научились дружить.
Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, развить способности к сотрудничеству.[3, с.3]
О положительном опыте использования метода проектов, говорят и результаты диагностики универсальных учебных действий, которые позволяют с уверенностью утверждать, что проектная деятельность способствует повышению эффективности формирования УУД младших школьников.



4.Заключение
Проектная деятельность повышает эффективность формирования коммуникативных умений младших школьников. Она способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих и организаторских способностей, скрытых талантов.
Во время работы строятся новые доброжелательные отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает познавательный интерес. У детей есть возможность самостоятельно добывать знания и показать свои организаторские способности, скрытые таланты.






















Список литературы:
1.«Проектные задачи в начальной школе» А. Б. Воронцов. –
М., Просвещение, 2011. – 176 с.
2. «Проектная деятельность учащихся» К. Господникова. –
В., «Учитель», 2012. – 132 с.
3. «Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе» –М. Ю. Демидова. – М., Просвещение, 2011. – 216 с.
















15