Рабочая программа кружка По страницам любимых книг для 2 класса


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
основная общеобразовательная школа № 16 х. Арбузов.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ №16
Приказ от __.08.2014 г. № __
Подпись: _________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«По страницам любимых книг»
Социальное направление
для 2 класса
Составитель:
Р. Д. Сухорукова
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, в соответствии с приказом Министерства Образования и Науки РФ от 6.10.2009 года №363, на основе программы МБОУ - ООШ №16 х. Арбузов на 2014 - 2015 учебный год внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.
По плану внеурочной деятельности во 2 классе МБОУ - ООШ №16 х. Арбузов на кружок «По страницам любимых книг» отводится в неделю - 1 час.
Всего количество часов за год – 35 часов.
Программа «По страницам любимых книг» реализует социальное направление. Основной вид деятельности - реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Преемственность программы позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа «По страницам любимых книг» - это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Цели и задачи программы
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа «По страницам любимых книг» рассчитана для обучающихся 7-10 лет. Специфика организации занятий по программе «По страницам любимых книг» заключается в создании условий для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг детскими периодическими и электронными изданиями.
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Формы организации занятий:
литературные игры,
конкурсы-кроссворды
библиотечные уроки
путешествия по страницам книг
проекты
уроки-спектакли.
Предполагаемый результат деятельности:
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитаннойкниге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу назаданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Содержание программы
2 класс (35 часов)
Тема 1. Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации
в книге и их роль. Правила работы с книгой.
Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Тема 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой.
Викторина «Что вы знаете о книге?».
Игра «Я — библиотекарь».
Тема 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-
кроссворд «Имена героев детских книг».
Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Тема 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Тема 5. Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.
Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Тема 6. Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Тема 7. Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Тема 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Тема 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише - Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Тема 10. По страницам любимых книг (4 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
Универсальные учебные действия:
знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской при-надлежности в открытом библиотечном фонде);пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;
заполнять каталожную карточку;
систематизировать книги по авторской принадлежности;
составлять список прочитанных книг;
выделять особенности учебной книги;
работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;
аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в календарно - тематическом планировании.
Календарно-тематическое планирование
№ Наименование раздела и тем Часы Метапредметные результаты и деятельность учащихся Плановые сроки прохождения
ПознавательныеРегулятивные КоммуникативныеПо плану Фактически
Здравствуй, книга (3 ч)
Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения 03.09 Структура книги (элементы книги). 1 Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты Удерживать цель деятельности до получения ее результата Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;
10.09 Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». 1 Участвовать в первичном (ознакомительном) чтении.
Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Использовать алгоритм самостоятельной работы 17.09 Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
24.09 Выставка книг о детях. Структура книги. 1 Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты Удерживать цель деятельности до получения ее результата Выявлять (при решении различных задач) известное и неизвестное;
01.10 Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. 1 Анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
Корректировать деятельность Выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;
08.10 Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Корректировать деятельность Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 15.10 Книги Н. Носова. Типы книг. 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Анализировать эмоциональные состояния Составлять небольшие устные монологические высказывания 22.10 Книги В. Драгунского. Аппарат книги. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Читать, выполняя задания ктексту Строить схему (модель) отношений героев 29.10 Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники. Малые жанры фольклора. 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово 12.11 Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
19.11 Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово 26. 11 Скороговорки и чистоговорки. 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Работа над выразительностью чтения Различать особенности диалогической и монологической речи;
03.12 Писатели-сказочники (4 ч)
Книги с литературными (авторскими) сказками. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
10. 12 Писатели-сказочники. 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово 17.12 Герои сказок. Викторина. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения 24. 12 По страницам сказок Х.К. Андерсена. 1 Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Работа над выразительностью чтения Различать особенности диалогической и монологической речи;
14.01 Книги о детях (4 ч)
Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др. Выставка книг. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);
21.01 Герои книг В. Осеевой. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Читать, выполняя задания ктексту Строить схему (модель) отношений героев 28. 01 Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения 04.02 1 Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы. 1 Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения Характеризовать образы героев и персонажей.
Сравнивать иллюстрации с содержанием текста 11.02 Старые добрые сказки (4 ч) Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. 1 Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Формулировать главную мысль рассказа: Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной 18.02 Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка. 1 Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать 25. 02 Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 04. 03 Народные сказки на страницах детских журналов. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения 11. 03 Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч) Книги о семье, о маме. 1 Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
Формулировать главную мысль рассказа: Различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной 18. 03 Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. 1 Выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
Преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать 01. 04 Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». 1 Выявлять читательский опыт
Удерживать цель деятельности до получения ее результата Формировать умение слушать и слышать художественное слово 08. 04 Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. 1 Формировать умение слушать и слышать художественное слово
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Анализировать произведения 15. 04 Былины и сказы о защитниках Отечества. 1 Применять таблицы, схемы, модели для получения информациАнализировать эмоциональные состояния Составлять небольшие устные монологические высказывания 22. 04 Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Читать, выполняя задания ктексту Строить схему (модель) отношений героев 29. 04 По страницам любимых книг (4 ч)
Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 06. 05 По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 13. 05 По страницам любимых книг. 1 Исследовать собственные нестандартные способы решения Сравнивать иллюстрации с содержанием текста Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью; 20. 05 Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». 1 Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения Формулировать главную мысль рассказа: Различать виды текста, выбирать текст. 27. 05 Согласовано Согласовано Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета __________ _______________
МБОУ ООШ № 16
От _______ 2014 года № ____ _____ ____________ 2014 года
_____________ _______________
Подпись руководителя МС
Ф.И.О.