Конспект урока по русскому языку на тему: Спряжение глаголов. Закрепление.


Конспект урока русского языка по теме:
«Спряжение глаголов. Закрепление»
Цель: совершенствовать знания учащихся о спряжении глаголов, закреплять навык правописания безударных личных окончаний глаголов.
Задачи:
Познавательные:
сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
формировать умения различать окончания глаголов I и II спряжения;
Развивающие:
развивать умение спрягать глаголы с безударными окончаниями;
развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, пословицами; логическое мышление, память;
Воспитательные (мировоззренческие):
воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.
Тип занятия: урок закрепления знаний
Оборудование (средства): проектор, экран, презентация, учебник русского языка 4 класс Т.Г. Рамзаева. УМК «Школа России», М. Просвещение, 2011 г.
Методы: словесный, практический
Формы: фронтальная, самостоятельная, парная.
Ожидаемый результат: умения различать окончания глаголов I и II спряжения.
Ход урока.
Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок.
Повернитесь все назад.
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.
Актуализация знаний.
– Наш урок я хотела бы начать с загадки.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят зданья.
Цветут сады
И хлеб в полях растёт.
– О какой части речи говорится в загадке? (О глаголе.)
– Как вы определили это?
– О чём пойдёт речь на уроке, как вы думаете?
- Да, мы уже много уроков посвятили изучению глагола. Но можно ли сказать, что знаем об этой части речи все?
- А какие трудности у нас еще возникают? (Сложно определять спряжение глагола, правильно писать безударные окончания, запомнить глаголы-исключения).
- Чему же стоит посвятить сегодняшний урок? (отработке навыков грамотного письма, закреплению знаний о спряжении глаголов.)
- Конечно, нам еще немало надо работать. Тема урока «Спряжение глаголов. Закрепление».
Чистописание.
- Откройте свои тетради, положите их правильно и запишите число, классная работа и тему урока. Не забывайте о правильной осанке.
- На минутке чистописания мы пропишем сочетания букв, которые являются окончаниями глаголов единственного числа 2 лица. Кто поможет мне их вспомнить? (ешь и ишь). А почему эти окончания отличаются? От чего зависит написание? (От спряжения: у глаголов 1 спр. будет окончание – ешь, а во 2 спр. – ишь.)
- А чем еще интересны эти окончания? (Мягкий знак на конце показывает, что глагол 2 лица ед.числа).
- Запишите на 1 строке ешь, на 2 – ишь.
Словарная работа.
- Какую работу мы обычно выполняем после чистописания? (Учим новые словарные слова.)
- Сегодня вы познакомитесь с новыми словарными словами, выполнив задание на карточках в парах. У вас на столах лежит карточка с заданием, прочитайте задание. Какие знания вам понадобятся сейчас при составлении слов? (Знание состава слова.)
1.Корень от слова – беседка
Суффикс от слова – березовая Два суффикса от слова – кричать.
2. Корень от слова - тревожный
Суффикс, как окончание в слове – руки
+ суффикс –ть- Какие слова вы составили? (беседовать, тревожить)
- Запишите эти новые слова, поставьте ударение.
- В слове «беседовать» - две орфограммы – первая безударная –е, безударная –о.
В слове «тревожить» - одна орфограмма- безударная гласная – е.
- В какой форме стоят глаголы? (в неопределенной форме)
- Как определили неопределенную форму глагола? (по суффиксу - ть)
- Определите спряжение глаголов.
- Как определяли спряжение глаголов? (глаголы в неопределённой форме, оканчивающиеся на – еть, -ать, относятся к 1 спряжению; глаголы, оканчивающиеся на – ить- относятся ко 2 спряжению, кроме глаголов исключения).
Разбор предложения.
- Запишем предложение с одним из новых слов и разберем его по членам и частям речи.
В библиотеке школьники побеседовали с детским писателем. (Повеств., невоскл., прост. распр.)
Работа по теме урока.
1. – Вспомните, а какая тема урока сегодня? Значит, надо тренироваться. Проспрягайте глаголы, с которыми познакомились, только глагол тревожить давайте сделаем возвратным. Как это сделать? (Добавить возвратный суффикс сь или ся.) Что за глагол получился? (тревожиться)
- Запишите сначала глаголы в единственном числе с местоимениями, затем во множественном, выделите окончания. - На что надо обратить особое внимание при написании глаголов? (На правильное написание личных окончаний)
Я беседую, тревожусь,
Ты беседуешь, тревожишься,
Он беседует, тревожится,
Мы беседуем, тревожимся,
Вы беседуете, тревожитесь,
Они беседуют, тревожатся.
2. – А сейчас поработаем по учебнику (с.101, упр. 483). Прочитайте задание полностью и скажите, что надо повторить, прежде чем мы приступим к выполнению этого упражнения? (повторить глаголы-исключения).
- Вспомните, какие глаголы-исключения относятся к 1 спр.? (брить, стелить), а ко 2 спр.? (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, слышать, дышать, держать, гнать).- Можем теперь приступать к выполнению упражнения? Работать будете по вариантам: 1 вариант выписывает глаголы 1 спр., а 2 – вариант – 2 спр.
- Проверьте свою работу в паре, оцените ее на полях.
3. Физкультминутка.
Из-за парт мы выйдем дружно,Но шуметь совсем не нужно.Хлопнем пару раз в ладошкиИ потопаем немножко.А теперь представим, детки,Будто руки наши – ветки.Покачаем ими дружно,Будто дует ветер южный.Ветер стих. Вздохнули дружно.Нам урок продолжить нужно.Подравнялись. Тихо сели.И на доску поглядели.
4. Соедините части пословиц. Впишите ь, где это необходимо.
Любишь бранит…ся от того и наберёш…ся.
С кем поведеш…ся, любая беда одолеет…ся.
Когда в победу верит…ся, умей и помирит…ся.
Любишь браниться, люби и помириться.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Когда в победу верится, любая беда одолеется.
- Объясните написание ь в глаголах. (Мы задаем вопрос. Если вопрос оканчивается на – ть, то в глаголе пишется ь; в глагольных окончаниях на – ешь, - ёшь, - ишь – всегда пишется ь).
- Запишите получившиеся пословицы. Проверьте.
5. Работа по учебнику (с. 102 упр.485). Прочтите задание и подумайте, что надо помнить при выполнении этого задания? (Глаголы-исключения с приставками спрягаются так же, как и без приставок.)
Самоконтроль знаний.
- Мы тренировались безошибочно определять спряжение глаголов, работали с глаголами-исключениями, учились правильно писать личные окончании. А как определить, хорошо ли мы все поняли и запомнили? Выполним небольшой тест. Задание на экране. Столбиком запишите номера вопросов и рядом номера правильных ответов.
Тест
1.Какой глагол 1-го спряжения?
1) гнать
2) пилить
3) шептать
2. Какой глагол является противоположным по значению к глаголу надеть?
1) раздеть
2) снять
3) взять
3. В каком глаголе пишется окончание –ят?
1) дума…
2) стро.. 3) ищ…
4. Какие буквы пропущены?
Купа..шь, пил..шь, укус..шь.
1) и, е, и
2) е, и, и,
3) е, и, е
Итог урока.
– Над какой темой работали?
– Как определить спряжение глагола?
– Как пишутся ударные и безударные окончания глаголов?
– Какое задание вам показалось интересным?
Самооценка и оценка работы.
- Не забудьте оценить свои работы в тетради. Чертите линеечки самооценки. Я напоминаю: первая покажет, как аккуратно выполняли работу, на второй оцениваем почерк, каллиграфию, а третья для оценки правильности выполнения заданий. Не забудьте учесть все оценки, которые вы ставили себе на полях.
Домашнее задание. Объяснение д/з на с. 103 - 104, упр. 486 или 487. Вам необходимо выбрать упражнение, с которым вы справитесь. Оба задания о весне. В одном упражнении надо написать текст по памяти, изложить близко к тексту. А в другом задании по картине, вопросному плану и опорным словам составить текст-описание, т.е. написать сочинение.