Конспект коррекционно-образовательной деятельности «На лесной полянке»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 14.










Конспект коррекционно-образовательной
деятельности
«На лесной полянке»






Подготовила: Шишляникова Л,Ф,
учитель-логопед МБДОУ
детского сада№14.






г. Новочеркасск
19. 05 .2016


Коррекционно-образовательная деятельность по теме: «Развитие коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе использования элементов мнемотехники».

Цель: Создание условий для составления детьми рассказов-описаний насекомых посредством использования мнемотехники (предметные картинки и опорный картинный план). 

Задачи :
Коррекционно- образовательные:
- закрепить знания о насекомых (уточнить названия, внешние признаки, строение насекомых) ;
- упражнять детей в составлении и отгадывании загадок;
- упражнять детей в составлении рассказов-описаний насекомых посредством использования мнемотехники (предметные картинки и опорный картинный план). 
Коррекционно –развивающие:
-развивать логику, мышление ,память;
-закрепить умение выделять нужные звуки в начале , середине, в конце слова в названии цветов посредством игры «Есть ли звук в слове?» ;
- закрепить умение подбирать определения к существительным(активизировать прилагательные), посредством д/и «Какие насекомые?»;
-развивать основные движения, посредством подвижной игры «Муравей - кузнечик-бабочка»;

Коррекционно-воспитательные задачи:
- формировать у детей навык сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности , посредством использования психогимнастики « Круг добра» ;
- воспитание бережного, заботливого отношения к природе и к насекомым.

Оборудование:
- экран, ноутбук;
- аудиозапись звуков, издаваемых насекомыми , изображение насекомых, лесных полянок (пустой и населенной насекомыми);
- искусственные насекомые (игрушки).



I часть. Интеллектуальная разминка
Организационный момент.
Психогимнастика «Круг добра»
«Дети, поприветствуем уважаемых гостей . Станем в «Круг добра», касаясь ладонями друг друга. Улыбнемся и произнесем добрые, ласковые слова друг другу по цепочке».
-«Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра»!
. 2. Проблемная ситуация
- Дети, в наш детский сад «Звездочка» по электронной почте пришло «Необычное письмо». Интересно, какую информацию оно содержит ? И от кого оно?
Слайд 1 - Картинка «пустой» лесной полянки. Посмотрите что это? ( ответы детей ).
-Но почему-то на полянке никого нет ? Как вы думаете, кто спрятался на этой полянке ? (ответы детей).
-А, что вы знаете о насекомых ? Тогда ответьте на «умные» вопросы , которые они вам прислали. Если вы сможете справиться с их заданиями, насекомые перестанут прятаться и вернутся на лесную поляну.
Вот первое задание.
Слайд 2 – «Умные вопросы к детям от жителей полянки :
-Почему насекомые так называются ?(на брюшке у них попе-
речные полоски-насечки).
-Какие насекомые появляются весной первыми?
(те.которые зимуют во взрослом состоянии :некоторые бабочки,
мухи ).
-Почему, когда появляются первые весенние цветы, насеко-
мых становится больше? ( есть корм- нектар цветов,насеко-
мые начинают размножаться ).
-Какие стадии развития насекомых вы знаете ?
(яйцо, личинка или гусеница , куколка, взрослое насеко-
мое).
- Но не у всех насекомых бывают куколки. У кого их
нет? ( у кузнечиков).
-Чем покрыто тело каждого насекомого ? (твердой оболоч-
кой – наружным скелетом).
-Сколько крыльев имеют насекомые ? (2 пары- 4крыла).
- А сколько крыльев у мухи и комара ? (1 пара- 2крыла).
- Какую роль играют в природе насекомые ?(опыляют, слу-
жат пищей для птиц , зверей).
-Почему насекомые откладывают много яиц ? (большая
часть их погибает, клюют птицы, уносят муравьи)
-Молодцы! Много знаете о насекомых!
Слайды 3,4,5,6,7,8 – Презентация «Фото насекомых и их звучание»
-Ой, слышите какие-то звуки?
-Но это не просто звуки их издают насекомые. И мне кажется я понимаю что они говорят нам. Вы поняли, что они говорят ? А я поняла! Они говорят : «Помогите, спасите нас, погибаем!»
-Как вы думаете, о чем они просят ? А как вы думаете, почему насекомые просят помощи, защиты? (ответы детей). А почему это происходит? ( потому, что многие взрослые и дети не знают правил поведения в природе ).
«А вы, дети, знаете правила поведения в природе? Тогда рас- скажите, что нельзя делать в лесу, на лугу и почему?»
( предполагаемые ответы детей)
Второе задание.
Пояснение в форме беседы – как правильно вести себя на полянке и не причинять ей вреда. Дети рассказывают правила поведения:
Не рви в лесу, на лугу цветов - первоцветов. Их так мало осталось в природе. Пусть красивые растения остаются в природе Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
Не разоряй гнезда шмелей. Шмели - насекомые, численность которых в последнее время повсеместно резко сократилась
Не разоряй муравейники.
Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков
Не убивай змей, даже ядовитых
. Не лови диких животных и не уноси их домой.
Не подходи близко к гнездам птиц.
8 . В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От вытаптывания погибают многие растения, насекомые.
9 Не шуми в лесу, в парке.
10 Не жги весной траву на лугу.
11 Не оставляй в лесу, парке, на лугу, у реки мусора.
-Вот сколько правил надо знать и выполнять их правильно.
Но чтобы больше узнать о насекомых, которых надо беречь и охранять, предлагаю загадать друг другу загадки о насекомых.
Третье задание.
-Загадывание загадок детьми о насекомых.
Цель: закрепить знания о насекомых через загадки.
-Молодцы ! Все запомнили и правильно отгадали.
Четвертое задание

-Д\И «Есть ли звук в слове?» Цель: закрепить умение выделять звук в слове.
Вы сегодня узнала много новых названий насекомых, но чтобы их еще лучше запомнили, предлагаю найти среди насекомых, те в названиях которых есть звуки : С , Б , М , П?
Светлячок, оса, гусеница, саранча - ( С) Паук-( П) , Бабочка, божья коровка, богомол - ( Б), муравей, муха - (М)
А в каком названии нет ни одного этого звука ? ( кузнечик).
Вот теперь вы будете играть в такие интересные игры и на прогулке.
- А сейчас превратимся в насекомых и покажем, что они умеют делать
Физпауза .
Игра на внимание «МУРАВЕЙ- КУЗНЕЧИК- БАБОЧКА».
Ой, какие вы ловкие и умелые дети!
А насекомые тоже очень любят, когда их хвалят, говорят им красивые , приятные слова. А мы им скажем эти слова? ( предполагаемые ответы детей).

Цель: закрепить умение подбирать определения к именам существительным ( активизировать в речи прилагательные).

Д/ И. «Какие насекомые?» (дети подбирают определения к именам существительным: красивые, нежные. трепетные. , пестрые .яркие. скромные, крупные, мелкие, садовые, луговые, лесные, трудолюбивые, назойливые, разноцветные и т. д.)
Молодцы, а теперь все что знаете расскажите о насекомых в рассказе.
Пятое задание.
II часть. Основная часть.
Цель: закрепить знания о насекомых, упражнять детей в составлении описательных рассказов по мнемотаблице. (картинный план).
1. Описательный рассказ с помощью рисунков картинного плана «О насекомых» Слайд 9:
(бабочка, пчела, божья коровка, стрекоза, муха, муравей).
-Посмотрите на экран , вспомните названия этих насекомых и постарайтесь рассказать нам о них все что вы знаете .
Но что нам поможет правильно рассказать о каждом насекомом ?
( предполагаемые ответы детей : (картинки нашего плана).
Вам понятно, что это за рисунки в пунктах картинного плана ?
-Дайте пояснение о рисунках по плану! Что стоит в верхнем левом углу – в 1 пункте плана? О чем надо говорить во 2 пункте плана?» и т.д. ( предполагаемые ответы детей)
Рассмотрели все пункты картинного плана и вот выходит 1-й экскурсовод, и рассказывает нам о первом насекомом.
Презентация «Фото насекомых». И каждый ребенок-экскурсовод составляет описательный рассказ с помощью картинного плана « О насекомых"
И с опорой на фото насекомого на слайде.
Вот теперь вы молодцы, все рассказали о насекомых.

_Какие интересные рассказы вы нам рассказали и о чудо!
- Слайд 10- «Лесная полянка ожила- на нее вернулись все насекомые!»

III часть. Подведение итогов занятия.
- Наша встреча подходит к концу . И вы ребята, молодцы, что помогли насекомым вернутся на их любимую полянку, радоваться и любоваться красотой природы. А как вы помогли ?
(предполагаемые ответы детей, рассказали о них рассказы, загадали загадки, напомнили друг другу правила поведения на природе).
- Вы все сделали доброе дело и на земле прибавилось добра! Ведь если не будет насекомых на лесной полянке , то не будет и птиц, растений, цветов,
Какой вывод можно сделать из этого ? ( что все в природе взаимосвязано)
Поэтому, берегите все живое в природе, делайте добрые дела всегда и природа вас отблагодарит красотой неземной !
А на прогулке вас ждут другие добрые дела.




15