Методический семинар на конкурс Учитель года 2017 по теме Внедрение новых образовательных технологий при проведении подвижных игр в урочное и внеурочное время


Тема моего семинара «Внедрение новых педагогических технологий при проведении подвижных игр в урочной и внеурочной деятельности».
Хочу начать семинар с определений. Что же такое педагогическая технология?
Существует несколько понятий. Но мне ближе всего трактовка Игоря Павловича Волкова: «Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения».
Термин подвижная игра трактуется  как сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, основанных на разных видах движений и связанных с обязательными для всех играющих правилами, она является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль.
Рассмотрим несколько педагогических технологий:
1.Проблемное обучение . В центре проблемного обучения - познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Определение проблемного обучения дал еще в 1998 году Герман Константинович Селевко. Проблемное обучение – это организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей. Схема проблемного обучения представляется как последовательность процедур, включающих постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которых они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.
Я во время урочной и внеурочной работы применяю проблемное обучение для развития самостоятельности школьников. Для этого  организую занятия, на которых школьники, обучаясь двигательному действию, понимают, зачем их обучают этому действию, как оно влияет на организм и каков механизм его выполнения. Сущность проблемного обучения состоит в создании учителем цепи проблемных ситуаций и управлении деятельностью учащихся по самостоятельному решению учебных проблем. Соответственно, важнейшими понятиями в проблемном обучении являются проблемная ситуация и учебная проблема. Проблемные вопросы должны быть сложными настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильными для самостоятельного нахождения ответа. Например, я предлагаю задания-схемы, предусматривающие поисковую деятельность учащихся:
1) Выбрать один из способов передачи мяча и разобрать его минусы и плюсы в сравнении с другими;
2)применить хорошо освоенный навык в нестандартных условиях.  
Задания поискового характера всегда связаны с постановкой проблемы.
С помощью задачи можно поставить учебную проблему с целью возбуждения интереса. Например, самостоятельно провести занятие по развитию силовых качеств из предложенных упражнений для 3-4 классов. Такого рода задачи постепенно формируют инструкторские навыки учащихся.
Проблемная ситуация заключается в противоречии между известными школьнику сведениями и новыми фактами, явлениями, для понимания и объяснения которых прежних знаний недостаточно. Показателями хорошего уровня развития навыков самоконтроля являются способности учащихся самостоятельно соотносить свои действия при выполнении физических упражнений и их результаты с поставленными педагогом  задачами и условиями. Например, подготовить и выполнить связку двух и более упражнений, в которых завершение первого упражнения служит исходным положением для второго. Важно, чтобы учащиеся умели анализировать свою деятельность, моделировать результаты изменений своих действий, самостоятельно оценивать выполнение заданий.
Например, я предлагаю задания-схемы, предусматривающие поисковую деятельность учащихся:
1) Выбрать один из способов передачи мяча и разобрать его минусы и плюсы в сравнении с другими;
2)применить хорошо освоенный навык в нестандартных условиях.  Задания поискового характера всегда связаны с постановкой проблемы.
Предлагаю самостоятельно провести занятие по развитию силовых качеств, выбрав из предложенного комплекса упражнений для 3-4 классов. Такого рода задачи постепенно формируют инструкторские навыки учащихся.
2. Одной из ведущих технологий на уроках физической культуры и внеурочных занятиях я считаю здоровьесберегающие технологии. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Целью здоровьесберегающих образовательных технологий обучения является обеспечение возможности сохранения здоровья школьника в период обучения в школе. Сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Главным критерием результативности здоровьесберегающих педагогических технологий я считаю их влияние на развитие ребенка, увеличение резервов его здоровья и, как частный вариант, готовность ребенка легко адаптироваться к  школьным нагрузкам. Интенсивность учебного труда учащихся очень высокая, что является существенным фактором ослабления здоровья и роста числа различных отклонений в состоянии организма. Это
- заболевание опорно-двигательного аппарата.
- нарушения осанки, плоскостопие.
- снижение зрения.
- нервно-психические расстройства.
Причинами этих заболеваний являются:
- малоподвижный образ жизни
- привычка неправильно сидеть
- недостаточная освещенность
- перегрузка учебными занятиями
- накапливание отрицательных эмоций
Актуальность вопроса состоит в решении проблемы: как эффективно организовать учебный процесс без ущерба здоровью школьников?
И в этом помогают подвижные игры, так как они являются одним из самых часто применяемых видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике начальной школы на уроках физической культуры.
3. Ещё одна технология- игровая - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Видом деятельности школьника является игра. Соответственно, для успешного развития физических качеств, формирования навыков, необходимо как можно чаще применять игровые технологии (подвижные игры). Подвижная игра – это элемент игровых технологий.
Принято различать два основных типа игр: игры с фиксированными, открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. Примером игр первого типа является большинство дидактических, познавательных и подвижных игр, сюда относят также развивающие интеллектуальные, музыкальные, игры-забавы, аттракционы. Ко второму типу относят игры сюжетно-ролевые. Правила в них существуют неявно. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.
Подвижными играми называют игры, исчерпывающие все виды свойственных человеку движений: ходьбу, прыжки, ползание, лазание, метание, упражнения с предметами, броски и ловля. Подобные игры являются универсальным и незаменимым средством физической культуры. Характерной чертой таких игр является не только богатство и разнообразие движений, но и  свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создаёт большие возможности для проявления инициативы и творчества. Все подвижные игры имеют ярко выраженные черты и эмоциональный характер. В таких играх ребёнок испытывает радость от физической нагрузки. Достижение цели в таких случаях приносит большое моральное удовлетворение.
В конце каждого урока с каждым классом, у которого я преподаю, мы играем в подвижные игры, игры на внимание проводятся в начале урока, внутри классные соревнования в форме игры провожу раз в месяц, недавно проводила соревнования в параллели 3-х классов под названием «Зимние забавы».
Соревнования помогают учащимся выявить скрытые способности и продемонстрировать имеющиеся. Во время внеурочной работы с учениками 1 класса все время использую игровую технологию. Хочу отметить, что для детей этого возраста это очень актуально, так как в игре идет более активное развитие детей, в том числе и познавательного интереса. Например, при знакомстве с классом на первом уроке мы играли в игру «Черное чернило, белое перо». Учащиеся были разделены на две команда, вставали в одну шеренгу напротив друг друга, держась за руки. Одна из команд говорила стихотворные строчки: «Черное чернило – белое перо,
Хотим мы видеть …(имя ребенка)
И больше никого!!!»
Кого назвали в стихотворении, должен выйти вперед, его задача разбить руки, сцепленные в замок противоположной командой. Если ему удается, то он выбирает одного ученика, и он возвращаются к себе в команду с новым игроком, если не удается, то он остается в этой команде.
Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам, т.е. является и здоровьесберегающей. Сама ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. 
Подвижные игры положительно влияют на нервную систему, потому что увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции. При системном проведении подвижных игр оптимальные для детского организма физические нагрузки также имеют огромное значения для тренировки и развития у детей адаптивных способностей к изменениям условий двигательной деятельности. Кроме всего прочего, подвижные игры, это хороший активный отдых после умственной деятельности. Особенно ценно, с точки зрения оздоровления, проведение подвижных игр на свежем воздухе.
Особое внимание я уделяю подвижным играм в начальном и среднем звене, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении спортивных игр и овладении ими. И, конечно, подвижные игры, это прекрасная база по развитию двигательных способностей и умений.
 В разделе программы «Подвижные игры на основе баскетбола» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков ведения мяча на месте и в движении, передаче и ловле мяча, на развитие ловкости, скоростных способностей, способностей ориентирования в пространстве. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. На уроках лыжной подготовки использую и провожу подвижные игры на освоение и закрепление техники лыжных ходов. Широко использую различные варианты подвижных игр, основанные на соревновательных элементах, всевозможные игровые эстафеты. И сегодня на уроке я максимально старалась включить игру в каждую из частей урока. Это и игра на внимание, и соревнования с ведением и передачей мяча.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: методика проведения подвижной игры включает неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка. Таким образом, подвижная игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.
Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи. Использование педагогических технологий во время урочной и внеурочной деятельности помогает намного быстрее добиться предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся. И моя задача как учителя по физической культуре - разнообразить проведение уроков для достижения успешных результатов.