Методический семинар на конкурс Учитель года — 2017


Пояснительная записка
к методическому семинару на конкурс « Учитель года» учителя истории МБОУ СОШ с. Тукаево Шинкоренко В.И.
Моя методическая тема: «Поисково-исследовательская деятельность на базе школьного музея как важнейшее условие воспитания патриотизма и любви к родному краю».
К сожалению, в последние десятилетия, определенная часть населения, особенно молодежь, несколько потеряла свои ценностные ориентиры. Многих привлекает жизнь за рубежом, для многих идеалом стали западноевропейские и американские ценности. За годы перестройки мы многое упустили в плане патриотического воспитания подрастающего поколения. И сейчас крайне важно находить и применять наиболее оптимальные формы и методы работы по преодолению этих ошибок и упущений. Исходя из этого, в рамках ФГОС в качестве одной из главных целей изучения истории является воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, любви к «малой родине».
Что означает любовь к «малой родине»? Я часто задаю этот вопрос ученикам, и каждый из них отвечает по-разному, но большинство мнений сводится к тому, что любовь к родному краю отражается в конкретных действиях и поступках человека. Далее я задаю еще вопрос: «Что вы бы сделали для нашего родного села?». Ответы, в основном, следующие: построить жилые дома, организовать рабочие места, помогать в денежном плане и прочее. Третьим вопросом: «А будучи школьником, что можно сделать сейчас и сегодня для села?», я подвожу их к мнению, что учась в школе можно приносить пользу нашей «малой родине», а именно сохранить её историческое прошлое. Для решения этой задачи, я думаю, необходимо вовлечь учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, при этом лучшим помощником является наш краеведческий школьный музей.
Поисково-исследовательская деятельность является одной из самых эффективных форм работы в плане патриотического воспитания .Каждый человек это отдельная история, грустная или радостная, с достижениями или с потерями, именно из этих историй складывается история «малой родины». В свою очередь история семьи, села, района, области образует историю России. Поэтому патриотическое воспитание должно осуществляться на примерах героической борьбы, подвигов, талантов земляков - прекрасных иллюстрациях для подражания. А нам есть чем гордиться, есть с кого брать пример.
Тема формирования патриотических чувств и воспитания любви к Родине в условиях, когда мы потеряли «идеалы» очень актуальна. Актуальность темы определяется с одной стороны программными требованиями и государственной политикой . С другой стороны, актуальность темы продиктована реалиями современного общества, для которого понятия патриотизма и любви к Родине не всегда являются приоритетными. Ведь проблема состоит в том, что недостаточно знания просто конкретных событий, фактов и дат по истории России. Главной ценностью исторического знания должно быть понимание обучаемыми важности духовной связи с «малой родиной», знание её истории и сохранение традиций своего народа и родного края. Работая над вопросами патриотического воспитания, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов решения данной проблемы является активное изучение истории родного края, что означает не просто усвоение учениками отдельных фактов, услышанных из уст учителя, а именно поисково-исследовательская деятельность, в которую были бы вовлечены сами учащиеся.
Говоря о теоретических основах поисково-исследовательской деятельности необходимо обратить внимание на следующие моменты.
В традиционной образовательной системе, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель – ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. Все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии поисково- исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски; явления, увиденные в жизни, чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации. Это приводит к созданию ситуации совместного постижения окружающей действительности, выражением которой является позиционная пара «коллега-коллега». Вторая важнейшая позиционная пара – «наставник-младший товарищ» предполагает ситуацию конструктивного сотрудничества учителя и ученика».
Особенности поисково-исследовательской деятельности:
1.Внеурочная деятельность проводится вне рамок и требований школьного расписания;
2.Носит добровольный характер участия;
3. Существует относительная свобода в выборе содержания, источников и форм работы;
4.Активное использование информационно-образовательного пространства вне школы и игровых видов познавательной деятельности;
5. Инициатива учащихся в выборе тем и сюжетов;
Но главной особенностью, на мой взгляд, является участие в поисково-исследовательской деятельности в равной мере, как учителя, так и учащихся. При этом и те, и другие выступают в роли исследователей. И, самое главное, учитель сам должен быть готов к проведению исследовательской работы и владеть методикой руководства по приобщению к ней учащихся.Исходя из отличий поисковой деятельности от традиционной системы обучения , и исходя из особенностей самой поисковой деятельности складывается определенная методика проведения исследовательской работы.
Методика работы имеет определенную последовательность:
1. Выбор темы, определение задач и целей исследования;
2. Разработка общего плана работы;
3. Распределение видов работы и определение сроков их выполнения;
4. Определение форм, методов и приемов работы;
5. Выявление участников исторических событий;
6. Изучение литературы, документов по теме исследования;
7. Сбор информации и проверка ее достоверности;
8. Оформление итогов работы (альбом, реферат, вечер, урок и т.д.);
Например: Работая по теме « Вклад жителей села Тукаево в победу в Великой Отечественной войне» мы распределили обязанности для каждой группы. П ервая поисковая группа получила задание узнать ,сколько человек ушло на фронт во время войны в Аургазинском районе и селе Тукаево, сколько односельчан не вернулось с войны, узнать есть ли из наших земляков Герои Советского Союза, а также какими еще наградами были награждены участники. Им было поручено опросить очевидцев, участников войны и тыла. Вторая поисковая группа занималась сбором материалов о земляках, но главная работа была нацелена на сбор материалов об учителях нашей школы, участниках войны. Третья поисковая группа занималась сбором материалов о тружениках тыла, о женщинах и детях нашего села. Собранный материал ученики оформили в альбомы . Данная работа используется на уроках и является частью экспонатов школьного музея.
Имея целью патриотическое воспитание личности школьника, способного любить и уважать свою Родину, умеющего активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности, я поставила перед собой следующие конкретные задачи:
1.Организовать поисково-исследовательскую деятельность учащихся с целью сбора информации по истории родного села;
2.Развивать у учащихся способность анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях прошлого и настоящего;
Исходя из целей задач, была определена основная педагогическая идея, которая заключается в том, что не может быть патриотом тот, кто не любит свою « малую родину», а поисково-исследовательская деятельность как раз способствует воспитанию чувства гордости за свой родной край. Чтобы работа была более эффективной необходимо вовлечь учащихся в собственный исследовательский поиск по различным направлениям. Но при этом обязательно учитывать возрастные особенности учащихся, их личные интересы и посильность заданий. Важно помнить, что задача исследования должна соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся (интерес к работе и посильность во многом определяют успех). Эта деятельность возможна при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу.
Очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, но не просто материала теоретического, книжного, а собранного несколькими поколениями жителей села и, что особенно значимо, самими учениками. Поисковая и исследовательская деятельность по изучению прошлого своего села, своей семьи позволяет ребенку осознать свою сопричастность к истории страны, способствует развитию исторического мышления учащихся. У них складывается целостная картина восприятия исторического прошлого: от истории малой родины к истории края, от истории края к истории России. Только при наличии устойчивой мотивации к изучению истории, можно активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их творческие способности и воспитывать настоящих патриотов своей страны.
Чтобы вызвать у ребят интерес к истории «малой родины», работу начинаю с 6 класса. Поисково- исследовательскую деятельность в этом классе мы начинаем со сбора предметов старины, фотографий, рукописных свидетельств. Школьники с удовольствием занимаются поиском старинных вещей, даже на улице увидев что-то похожее, приносят в школу, где мы определяем историческую ценность предмета . В 7 -8 классах работаем над составлением родословных. Каждый ученик старается отличиться знанием большего количества поколений. Также знакомлю учащихся с литературой, посвященной родному краю, с историческими источниками, обращаю внимание на историю своего села. Обсуждаем с ребятами особенности местности, где возникло село, выясняем причины его появления, ведем разговор о людях прославивших как республику, так и село. Темы поисковых заданий подбираю в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося. Результат исследования должен быть социально и практически значимым.
В старших классах ПИД ведется в соответствии с темами, изучаемыми по программе. Например, для каждого учащегося интересна история, если связать её с семьёй. Поэтому большой популярностью обладают задания по исследованию истории семьи. В рамках 70-летия Великой Победы ученики собрали много материалов об участниках войны с помощью семейных архивов, воспоминаний родственников, рассказов дедушек и бабушек. Весь материал был оформлен в виде альбомов, стендов, а также в электронном виде. Материал имеет практическое значение, используется на уроках истории, литературы, родного языка и литературы, на внеклассных и общешкольных мероприятиях.
Организация поисково-исследовательской деятельности имеет определенные трудности и противоречия. Противоречие, на мой взгляд, заключается в том, что согласно ФГОС, образовательное учреждение несет ответственность не только за результаты освоения основной образовательной программы, но и за организацию внеурочной деятельности по основным направлениям развития личности .Но у образовательного учреждения не всегда есть возможности и средства для организации именно поисково-исследовательской деятельности. Сбор материалов, их оформление, работа в музее – все держится на голом энтузиазме. Положительным моментом в моей работе является наличие в школе краеведческого музея, который ведет с вою работу еще с 50гг прошлого века.
Результатом поисково-исследовательской деятельности будет:
1. Пополнение фонда музея
Итоги исследовательской работы в школьном музее можно представить в различных формах. Наиболее распространены текстовые работы (реферат, доклад, экскурсия, сценарий, описание музейных предметов и пр.) , наглядные формы (стендовый доклад, разработки экспозиций и выставок, альбомы, макеты и модели). Кроме того, исследовательскую работу можно представить в форме компьютерной презентации или видеофильма с текстовым сопровождением. При любой форме итоговой работы необходимо подготовить краткое устное сообщение – защиту проекта.
Исследовательские работы, написанные с использованием материалов, полученных в ходе поисково-исследовательской деятельности, представляются на конференциях и конкурсах: школьных, районных, областных.
2. Усиление интереса к изучению истории
Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность способствует повышению мотивации учащихся к изучению истории. Ученики достигают хороших результатов , побеждают на олимпиадах, участвуют в различных конкурсах и конференциях. Наша поисково-исследовательская работа ведется как через урок, так и во внеурочное время и охватывает материал по истории не только села, но и района и республики В ходе работы ребята реально переживают чувства привязанности к своей земле, совершают походы по памятным местам родного края, отбирают материалы для фонда музея, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. К сожалению, на изучение истории родного края выделяется немного времени.. Один из выходов – включение краеведческого материала в курсы истории России. При составлении тематического планирования курсов истории стараюсь включить краеведческий материал, особенно касающийся героического прошлого нашего края, в общероссийскую историю. Планируя работу по включению материала по истории «малой родины», я четко разделяю, что будет изучаться на уроке, а что во внеурочное время самостоятельно в ходе поисковой работы. При этом результаты поиска обязательно представляются всем учащимся.
Благодаря исследовательской деятельности учеников пополняется фонд школьного музея. Поисково-исследовательская работа на базе школьного музея прививает навыки творческого мышления, учит самостоятельному поиску информации, развивает и углубляет знания учащихся, расширяет кругозор, развивает познавательные интересы и способности, помогает школьникам приобрести опыт краткого, четкого и логичного изложения материала, дает базу для результативного участия в краеведческой исследовательской работе. Радостно осознавать, что музей становится не собранием пыльных экспонатов, а деятельным звеном в накоплении нравственных ценностей, играющих важную роль в развитии наших учеников. Школьники с удовольствием проводят экскурсии для всех желающих.
Результативность деятельности учителя сверяется с программными требованиями, предъявляемыми к результатам обучения. ПИД способствует формированию следующих убеждений и качеств.
Личностные: воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, к малой Родине. Формирование коммуникативной компетентности.
Метапредметные: умение самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи, умение устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы, работать с информацией, использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях.
Предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников. Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников.
Мои ученики успешно осваивают программу по истории и обществознанию, средний балл и процент обучающихся на «4» и «5» с каждым годом возрастает, также мои ученики являются призерами конкурсов, с удовольствием участвуют в конференциях. Учащийся 5 класса Яковлев Роман занял 2 место на Муниципальном этапе научно- практической конференции « Старт в науку» по истории, также стал дипломантом на Республиканской научно практической конференции « Шаг в науку», Носкова Марина ученица 8 класса со своей работой « История села Андреевка» стала призером на Республиканской научно- практической конференции « Моя малая Родина», в этом году заняла 2 место на муниципальном этапе научно- практической конференции « Старт в науку» по краеведению.
Поисково-исследовательская деятельность имеет своей главной целью пополнение фонда школьного музея и ведется как на уроке, так и во внеурочное время. Итоги её работы направлены на учащихся (экскурсии, музейные уроки, проекты), на коллег (обмен опытом, выступления на методических объединениях), на население в целом (экскурсии, встречи в музее).
Поисково-исследовательская деятельность по изучению истории малой Родины способствует воспитанию патриотизма, любви и уважения к Отечеству. Перспектива разработки данной методической темы заключается в совершенствовании самой методики поисково-исследовательской деятельности , систематизации накопленного практического материала, разработке новых уроков и внеурочных занятий с использованием ресурсов школьного музея.