Методический семинар Дворниковой Н.П. на конкурс Учитель года — 2017


Конкурс «Учитель года России - 2017» Методический семинар«Система оценки образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО» Дворникова Надежда Петровна, учитель начальных классовМКОУ СОШ №9 Предгорного муниципального района Ставропольского края2017 Немного о себе В 1998 закончила с отличием Педагогический колледж г.Железноводска по специальности «Учитель начальных классов» В 2004 г закончила Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова по специальности «Русский язык и литература» Являюсь мамой четверых замечательных деток В МКОУ СОШ №9 работаю с 2001 года. Моё кредо: «Обучать — значит вдвойне учиться» (Ж.Жубер) Актуальность проблемы В процессе преподавательской деятельности я столкнулась с тем, что в условиях традиционной системы обучения оценивались главным образом знания, а основным средством проверки являлось их воспроизведение. Остальные компоненты содержания образования: умения, эмоционально-ценностные отношения – большей частью оставались вне поля оценивания. При этом оценивались только результаты освоения отдельных предметов; оценочные же задания межпредметного (универсального, метапредметного) характера практически не использовались. Актуальность проблемы Раньше процедура оценивания была прерогативой учителя. В новых условиях ситуация меняется. В процесс оценивания достигнутых результатов включается и школьник. Более того, обучение школьников оценке собственных результатов, достижений своих товарищей становится одной из целей образования. Новизна Значительные изменения приоритетов в школьном образовании, мире за последние годы определяют новые формы и способы оценки учебной деятельности учащихся, которые я успешно применяю Новое видение оценки заключается в проектировании системы субъект-объектной непрерывной оценки и самооценки. Требования к оценочной деятельности в условиях ФГОС Оценка трех групп результатов: предметных, метапредметных и личностныхКритериальный подход к оценкеВключение учащихся в процесс самоконтроля и самооценкиРазнообразие форм и методов оцениванияВозможность оценки динамики учебных достижений Уровни использования системы оценки 1. Начальный уровень (отличие оценки и отметки, развитие навыков самооценки) 2. Стандартный уровень (одна задача – одна отметка, листы достижений, аблицы результатов и портфолио)3. Максимальный уровень (критерии успешности) Начальный уровень использования системы оценки Различие оценки и отметкиУчитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку — знак — за решение учебной задачи (предметной и метапредметной).Развитие навыков самооценкиУченики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки» В первом классе вместо бальных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию (+). В последующих классах при появлении балльных отметок используется правило: отметка может быть поставлена не «за общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания). Алгоритм самооценки в 1 классе С 1 класса начинаю формировать у учащихся навыки самооценки по следующему плану:Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» На уроке я узнал о…Я могу объяснить (рассказать) о…Мне было трудно….У меня не получилось…, потому что..Мне еще надо поучиться ….Технология оценивания по линеечке Метод неоконченных предложений Высокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень Определяется критерийВыбирается шкалаОбъясняются ее уровниОрганизуется самооценка в форме развернутого высказывания: «оцениваю на высоком уровне (чуть ниже высокого, на среднем и т.д.) умение писать букву по образцу, составлять схему предложения….» Оценивание учителем После самооценки ученикаОбъясняется различие в оценкахДополняется(по необходимости) оценкой по другому критериюАдекватность самооценивания объясняетсяОцениваю – в пользу ученика (младший школьник должен учиться на ситуации успеха)Частота оценивания Обязательна самооценка и оценка на рефлексивном этапе урока. На других этапах урока учебные ситуации формирования действий самооценки планируются мной исходя из целесообразности. Стандартный уровень использования системы оценки «Одна задача — одна оценка» Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое). Таблицы результатов и «Портфель достижений (Портфолио)»Таблицы образовательных результатов составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.Портфолио — это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т. д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития. Лист оценки образовательных достижений Форма оценивания образовательных достиженийЛист может быть предметным или комплексным (включающим критерии оценки предметных и метапредметных результатов)Позволяет организовать обратную связь ПОРТФОЛИО Максимальный уровень использования системы оценки Критерии оценивания по признакам трёх уровней успешности: Необходимый уровень (базовый) — решение типовой задачи. Качественные оценки - «хорошо» или «нормально» (решение задачи с недочётами). Повышенный уровень — решение нестандартной задачи. Качественные оценки - «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами). Максимальный уровень (необязательный) — решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи». Качественная оценка - «превосходно».Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале. Создание учебных ситуаций по формированию прогностической и рефлексивной самооценки оптимально на заключительном этапе формирования уменийПрогностическая –перед выполнением заданияРетроспективная -после самопроверки на основе образца или проверки учителя Формы прогностической оценкиЗначки «+ » ( знаю), « ?» (затрудняюсь), « - » (не выполню, не знаю)«волшебные линеечки», где показан уровень самооценки Прогностическая и рефлексивная (ретроспективная ) самооценка Памятка для учителя 7 правил технологии «Оцениваем» по ФГОСЧТО? Все действия! Но отметка – за решение конкретной задачиКТО? Ученик + учитель в диалогеСКОЛЬКО? Одна задача – одна отметкаГДЕ? В таблицах образовательных результатов и в портфеле достижений школьникаКОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+право пересдачи)КАК? По критериям уровней успешности (с переводом в любой тип отметок)ПРЕДМЕТНЫЕ – по таблице образовательных результатов, а итоговая – по всем накопленным результатам портфеля достижений и диагностик. Границы и рамки применения системы оценки результатов 1) Постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному. 2) Понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений, т.е. система будет корректироваться.3) Обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов, чтобы они могли в основном делать это самостоятельно, лишь при выборочном контроле со стороны учителя; 4) Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут», недопустимо увеличение числа контрольных работ. 5) Обеспечение личной психологической безопасности ученика. 6) Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. 7) Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом. Перспективы использования современной системы оценки достижений результатов обучения Современная система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке. Используемая литература ФГОС НОО (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357)2. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственныйобразовательный стандарт. Примерная основная общеобразовательная программа. В 2-х книгах/ Под научн.ред.Д.И.Фельдштейна. - М.:Баласс, 2011.3. «Система оценивания результатов учебной деятельности учащихся школы» Пивоварова Светлана Николаевна учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 97, г. Ижевск. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент №4, 2011. 4. З.А. Кокарева. Оценочная деятельность в начальной школе: учебно - методическое пособие. – Вологда. Издательский центр ВИРО.Интернет-ресурсы: https://infourok.ru/sistema-ocenki-planiruemih-rezultatov-1063884.htmlhttp://www.openclass.ru/node/417370http://aneks.spb.ru/fgos-vtorogo-pokoleniia/statia-sistema-otcenivaniia-v-svete-fgos.html