Педагогическое эссе Миссия педагога


Педагогическое эссе
«Миссия педагога»
Плохой учитель преподносит истину,
хороший - учит ее находить.
Адольф Фридрих Дистерверг.
Свое эссе я хочу начать с приятного воспоминания… Окунуться в мое беззаботное детство, которое проходило в небольшом селе Притобольного района. В маленьком деревенском домике проживала обычная семья – родители, я и младшая сестренка. Там царила особая атмосфера... На полках всегда было много книг, на мамином столе очень аккуратно, ровными столбиками располагались близнецы тетрадки, которые для нее имели колоссальную ценность. Каждый вечер мама, уложив нас спать, включала настольную лампу и погружалась в мир цифр, формул, знаков, открывая книги, перебирая тетрадки. Листая тетради, она порой вздыхала, что-то писала красным стержнем, иногда наоборот, глаза ее наполнялись каким-то загадочно – радостным светом, и я понимала мама счастлива!
Мама моя – учитель! Она много лет посвятила науке «математика». Папа учил детей физике. Уже в детстве я стала осознавать, что у моих родителей необычная профессия. Очень важная и нужная. Они много времени и внимания уделяли работе, воспитанию и обучению детей, находясь в постоянном поиске чего-то нового и интересного. Я, смотря на них, понимала, что кроме авторитета учителя есть еще что–то больше и важнее, чем их педагогический опыт и заслуги – это их ученики. Которые после окончания школы забегали к ним в гости, присылали на праздник открытки, звонили, делясь своими успехами и неудачами. Я помню то ощущение, что вроде детей в семье двое, но это иллюзия! Их намного больше…. Иначе, зачем мама переживает, за какую-то Наташу; зачем папа думает о чьем – то Сереже… И почему после уроков, они беседуют и занимаются с другими детьми. Повзрослев, я поняла, что они у меня особенные, что у них своя миссия. Миссия, как писал поэт Герман Крупин, «…быть полезным людям, учить Его Величество – Народ!».
Я гордилась своими родителями и старалась быть примером для других учеников. В школе я училась хорошо, хотелось, чтобы увидев в дневнике хорошую оценку, мамины глаза, светились так же, когда она сама ставила оценку «отлично», кому-то из своих учеников.
После окончания школы у меня не было даже сомнений для выбора будущей профессии. Я хотела быть полезной, хотела помогать, хотела делиться своими знаниями, общаться с интересными и талантливыми людьми, видеть счастливые лица учеников и переживать вместе с ними все этапы становления личности ученика. Вложить в эти детские души частичку своей любви, тепла, знаний. У меня была мечта… чтобы сложный, сухой, точный предмет математика, сделать интересным, увлекательным и любимым. Окончив университет, я шагнула на порог родной школы и начала воплощать свои мечты в реальность. Тот багаж знаний, накопленных за период обучения в педагогическом университете, служил для меня опорой. Как таблицу умножения, я помнила все направления качественного, продуктивного обучения. Обучение – это двухсторонний процесс, но ведущим и ответственным в нем все-таки является учитель, очень важно помнить о соответствии закономерностям возрастного развития учащихся. Я стремилась придерживаться дидактических принципов, которые являются аксиомой для любого учителя, их разработкой занимались такие талантливые и великие педагоги Я.А. Коменский, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Это очень важно знать и помнить любому педагогу: принцип сознательности. Когда до ребенка нужно донести осознанность и понимание, зачем ему эти знания и где он их могут применить. Принцип активности всегда в совместной деятельности играл важную роль. Если ребенок активен на уроке. Если у него горят глаза, если он жаждет познать чего- то новое, то даже при минимуме его способностей будет качественный результат. Принцип наглядности: чем больше у ребенка есть возможности в обучении задействовать процессы восприятия и ощущения, тем качественнее будет работать память, и в следствии, продуктом мышления будет главное умозаключение. Раздаточный яркий, для каждого свой материал, различные макеты, памятки, таблицы, всегда приводят к лучшему и качественному восприятию даже самого сложного материала. Акцент в своей работе делаю на систематичность, последовательность, прочность. Если строитель при возведении дома, вдруг где – то оставил в кладке пустоту, в виде забытого кирпича, либо не качественного бетонного раствора, то всем понятно, что со временем этот дом рухнет. Так и в моей работе, Поверхностное изучение тем приведет к плохому результату. А самое важное и актуальное для меня правило создать ситуацию успеха для каждого обучающегося. Дать почувствовать ребенку свою неповторимость, индивидуальность. В своей работе придерживаясь этих принципов, учу находить детей ту самую «истину» из эпиграфа моего эссе и считаю, что это способствует повышению мотивации к изучению предмета математика.
Для себя я поняла, что нет единой формулы, единой рекомендации к достижению поставленных целей при решении педагогических задач, все это работает в совокупности, с учетом ситуации, с учетом возможностей, среды, желаний и настроения моих учеников. Методов моей работы не мало, и о всех педагогических секретах можно рассказывать до плюс бесконечности. Но я стремлюсь не упустить самое главное! Учитывая особенности современных школьников, их нестандартное, креативное мышление не стесняться давать им возможность чувствовать себя сильными и успешными. Иногда, мотивируя их на действия, я осознано играю с ними в игру «Затрудняюсь, помогите…» Поставив перед ними задачу, обучающиеся самостоятельно приходят к решению проблемы, учатся планировать работу, искать продуктивное решения задачи, проводить анализ результатов. Главная задача любого педагога, на мой взгляд, и успех его деятельности - это умение адаптироваться к условиям современной жизни, к нестандартно мыслящим ученикам, учитывать инновации в методах преподавания предмета, перенимать опыт у своих коллег и изобретать новые подходы к решению педагогических задач. А самое главное – это любить свою профессию, любить свой предмет, учеников. И с огромным желанием и мощной энергией шагать каждый день на работу, выполняя свою важную миссию в этой жизни «Сеять разумное, доброе, вечное». Главное, никогда не унывать, если даже на твоем профессиональном пути встают трудности и испытания. Этому меня научили мои родители, своим примером, своим позитивным отношением к жизни, любовью и уважением к окружающим. Я горда тем, что являюсь продолжением учительской династии. Моя младшая сестра тоже учитель иностранного языка. А мой сын с неподдельным интересом увлекается точными науками, и я смею предположить, что впереди его ждут великие дела.
Пусть будет меньше праздников, чем буден,
Но тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям,
Учить Его Величество – Народ!
Нести ему дар мудрости и знанья
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственней призванья,
Почетнее и радостнее нет.
Герман Крупин