Эссе на тему Почему я выбрала профессию учителя


Эссе на тему
«Почему я выбрала профессию учителя»
Выбор моей будущей профессии был предопределен, пожалуй, с самого детства. Мой папа преподаватель, с детства была на его уроках. Я любила играть «в школу». И на протяжении всего школьного пути в каникулы любые: будь то осенние, весенние, зимние и, конечно, летние. Ещё даже до школы, будучи в детском саду, я «строила» (в хорошем смысле этого слова) родителей и бабушку с дедушкой дома, они были моими «первыми учениками». Мне нравилось быть учителем: что-то объяснять, оценивать своих «учеников», выставлять отметки в «журнал». Папа приносил мне с работы журналы, и я их заполняла как взрослая, как положено. Оформляла расписание. Писала конспекты по предметам. До сих пор остались они, им лет пятнадцать, наверное. Выполняла функции и учителя, и директора, да была во многих лицах.
Когда сама пошла в школу, поняла, на кого из своих учителей я хотела бы быть похожей. В выборе специализации не было проблем абсолютно: биология и химия. Биология, так как нравилась природа во всех смыслах этого слова, а химия – авторитет учителя, в дальнейшем классного руководителя, да и интересная наука вообще, хотя для многих и сложная. После окончания университета получила диплом учителя биологии и химии. География «выплыла» в связи с работой в школе после окончания университета: нужен был учитель по данному предмету. В дальнейшем прошла переподготовку и получила диплом ещё и учителя географии. Предметы, все три, близки в своём значении, дополняют друг друга. Главное всё это нравится!
Мне всегда нравились учителя в меру строгие, неравнодушные, с искоркой в глазах и в душе. Ведь ученик всегда безошибочно чувствует, как к нему расположен учитель. И на примере своей работы – и в городской, и в сельской школах – я в этом убедилась. Ещё успела и в университете преподавать, так как обучалась в аспирантуре. А на открытых уроках по области точно поняла, что учитель – это моё! На практике учителя-методисты сказали, что есть во мне то, чем должен обладать учитель. Играла я так, играла в школу на протяжении лет пятнадцати, и теперь «играю» профессионально шестой год.
Не зря говорят, что школа – это второй дом, в котором ребёнок проводит половину своего детства. А детство – это старт во взрослую жизнь. Хорошо, когда для ребёнка школа становится настоящей путёвкой в жизнь, когда в школе учат быть подготовленными к взрослой жизни. Безусловно, на учителей возложена серьёзная ответственность: выпустить из школьной среды человека не только с определённой базой знаний, но обогащённого внутренней духовно-нравственной культурой. Не зря И. Гете писал: «Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя». Учитель – сложная и ответственная профессия, это человек, который формирует личность, и человек, который может искалечить её. Ребёнок, словно губка, впитывает всё, что в него вкладывают. Ребёнок – это открытая книга, и только от взрослых зависит то, что будет написано на её страницах.
Профессия учителя не для равнодушных людей, так как требует много душевных и эмоциональных затрат. Также эта профессия сложна тем, что отнимает много свободного времени. Быть учителем – это значит постоянно задавать себе вопросы и искать на них ответы каждый день.
Быть учителем для меня – это значит, достучаться до каждого ученика, думать над тем, что значит учение для конкретного ребенка, и что я могу дать этому ученику. Все время пытаюсь увидеть глазами ребенка тот мир, в котором он учится и получает новые знания.
Быть учителем – это быть с детьми такой, какая я есть, но в душе остающейся немного ребёнком: часто чего-то не знающим, колеблющимся, ошибающимся, ищущим. Учить и учиться всё время, решать, создавать, творить вместе с детьми. Ведь учитель учит до тех пор, пока сам учится.
Кем для ребёнка является учитель? Человеком, который даёт знания или человеком, который учит находить новые знания и использовать их в своей жизни? Мне ближе вторая позиция, потому что учитель должен быть не просто «кладезем знаний», а проводником к ним. Человеком, который проживёт вместе с учеником счастливые и печальные моменты школьной жизни. Человеком, который поможет найти ответ на любой вопрос, даже самый сокровенный.
Учитель должен идти в ногу со временем: использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но любовь и доверие детей невозможно завоевать, вооружившись только современными методиками. Нужен нелёгкий и упорный труд души. Главное – научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает его от других, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности. Одним словом, учитель должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ.
Учитель – это человек, несущий детям доброе, разумное, вечное. Человек, оставляющий негатив за порогом школы, как бы тяжело не было на душе. Учитель должен помнить народную мудрость: «Как аукнется, так и откликнется». Потому что, от учителя во многом зависит, что нам откликнется в недалёком будущем.
Очень точно и метко написал об учителе известный писатель С.Л.Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Профессия учителя – это и труд, и призвание.
Челнокова Татьяна Александровна