Эссе «Я – учитель» на конкурс «Учитель года – 2016» учителя русского языка и литературы Панченко Анжелы Николаевны


Эссе «Я – учитель»
на конкурс «Учитель года – 2016»
учителя русского языка и литературы Панченко Анжелы Николаевны

Ваш скромный труд цены не знает,
Ни с чем он не сравним!
И все с любовью величают
Вас именем простым - УЧИТЕЛЬ.
Я - учитель! Много это или мало? Учитель, педагог, наставник… А что думают о нас ТЕ, кого мы учим? Однажды моим ученикам предложили поучаствовать в конкурсе сочинений ко Дню Учителя. Я очень волновалась : « А что думают ребята о нашей профессии …, о нас? Что значит для них это слово из семи букв?» Один из моих подопечных в своем сочинении сравнил образ учителя с Сикстинской Мадонной, бережно несущей младенца на своих руках. А еще он написал: « Учитель! Как просто и в то же время величественно звучит это слово. Просто - потому что мы не можем представить свои будни без этих чутких , добрых людей, которые находятся рядом с нами, бок о бок, каждый день; которые, не задумываясь ,подставят нам свое плечо в трудную минуту, ничего не требуя при этом взамен. Величественно - потому что нет таких слов, чтобы передать всю глубину их всепрощающей любви к нам, ученикам, и их безграничной преданности своей профессии. Действительно, если задуматься, а хватит ли всей нашей жизни на то, чтобы сполна отплатить своим учителям? Я думаю, что нет… Да, наверное, это никому и не нужно»…
Для любого учителя, я думаю, нет награды лучше этих слов. Читая эти строки мальчика, я невольно задумалась: «Почему же я решила стать учителем? Что меня натолкнуло на этот выбор? Какие приоритеты для меня главные в моей работе?» В профессии учителя я более 20 лет. Но нечестно будет сказать, что я с самого раннего детства мечтала об этом. В своих детских мечтах я видела себя то адвокатом, то артисткой, выступающей на сцене; и даже мечтала стать дояркой, как моя мама. А потом случилось так, что наша семья переехала из казахстанской глубинки в село Высокое, когда я училась в 8 классе. Новая школа… Новые учителя…. Мое представление о мире профессий изменилось в тот момент, когда я впервые робко вошла в кабинет литературы. Все здесь: портреты над доской, стенды на стенах, повествующие о жизни писателей и их близкого окружения- было похоже на сказку. А учительница литературы напоминала мне фею из сказки, волшебницу из мира Мечты. Ее ангельский голосок невозможно забыть. Я очень любила ее уроки. Казалось, она знает все. Невероятно интересно было слушать ее рассказы о писателях и поэтах, об исторических личностях Античности, Средних веков и Нового времени! А сколько стихов она помнила наизусть! Я заслушивалась ими до упоения. Моя любимая учительница помогала нам увидеть и раскрыть в литературных героях те их качества, которые позволяют говорить о человеке как свободной и индивидуальной личности. Она учила ощущать СЕБЯ личностью -неповторимой, уникальной, ни на кого не похожей. Она учила нас ДУМАТЬ и не бояться выражать свои мысли. Для меня все это было очень важным. Ведь я росла робким и застенчивым ребенком.Рассказать прилюдно стихотворение в годы учебы в школе - для меня было большим испытанием .Она научила меня не бояться публики. Я приходила домой, становилась перед зеркалом и пыталась подражать ей - моей любимой учительнице, читая вслух стихи Пушкина и Есенина. С этих пор для меня уже не возникало вопроса: «Кем быть?»… Учитель. И только учитель!!! И все то, чему научила меня Алла Евгеньевна, я старалась донести до своих учеников. Так что ответ на вопрос: «Почему я решила стать учителем?» прост - меня окружали прекрасные педагоги ,профессионалы, на которых я старалась быть похожей .Теперь я тоже в каждом из своих ребят вижу личность. Я учу их верить в себя, верить в свои силы. Я люблю их. А еще я учу их УЧИТЬСЯ, чтобы каждый ученик мог творчески подходить к своей работе.
Легко ли быть учителем? Не знаю, найдется ли такой педагог, который скажет: «Да, а что в этом такого?» Для меня быть учителем - это каждодневный кропотливый труд. Но все трудности забываются, когда на твоем уроке ребята совершают свои маленькие открытия. Момент, когда от удивления постигнутых истин и мыслей блестят их глаза, ни с чем не сравнить. Наша жизнь-это своего рода лабиринт. Яркий, полный событий и неожиданных поворотов. И каждое открытие моего ученика-это ключик к познанию чего-то нового, неизведанного.
Помните древнюю мудрость Сократа? Все профессии от людей и только три от Бога: Педагог, Судья, Врач. Эта мудрость лежит в самом сердце моей педагогической философии. Ведь я , как врач, для которого главный закон-«Не навреди!» Без приборов и инструментов наблюдаю за душевным, нравственным здоровьем детей; без микстур и уколов лечу ласковым словом, советом, улыбкой, вниманием. Я, как мудрый судья, невольно оказавшийся в центре вечного конфликта отцов и детей; не властвую, но сглаживаю противоречия, взвешиваю добро и зло, поступки и действия, но не караю, а стараюсь предупредить.
Справедливость и требовательность - следующие ключевые составляющие в моей профессии. И это не только в отношении ученика, но и в отношении самой себя. Только справедливое и требовательное отношение к себе дает моральное право требовать еще с кого-то.
В своей работе я стараюсь следовать принципам: «Удивляясь - удивлять, увлекаясь - увлекать». Любое познание мира начинается с удивления .Удивление-это эмоции, это интерес к предстоящему делу, это мотив к действию. В моих силах превратить любое детское занятие в удовольствие, нечто удивительное и увлекательное.
Мой урок-это маленький спектакль. Учитель-режиссер и артист в одном лице. Только одного нет в этом театре - зрителей. Одни действующие лица…
Когда-то Шекспир сказал: «Вся жизнь - театр, а люди в ней актеры». А я бы добавила: «Вся наша жизнь-это школа». Уча своих учеников , мы учимся у них сами. Ведь учитель и ученик не разделимы. Они дополняют друг друга. И только тот, кто признаёт это, сможет стать настоящим учителем. Мы учимся у детей честности ,открытости, простоте, непосредственности. Дети учат нас любить искренне, нежно, бескорыстно. И мы должны быть благодарны нашим ученикам за эти уроки нравственности. Глядя на какие-то вещи глазами ребенка, мы сами делаем этот мир красочнее и чуточку добрее.
 Я пришла работать в школу, когда мне едва исполнилось 17 лет .После окончания школы не удалось сразу поступить в ВУЗ. Добрые люди посоветовали поехать в ГОРОНО и попроситься на работу в школу. Учителей тогда не хватало. И вот я – сельский учитель! Учитель русского языка и литературы. Неопытная, юная. Сама вчерашняя ученица. Тогда мне хотелось, чтобы мои ученики знали ответы на все мои вопросы. Теперь же я понимаю, что главное не это. Главное – чтобы ученики хотели найти ответы сами. В одной притче говорится : « Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил:  «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?»А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю , скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».А потому нельзя останавливаться. Жизнь движется вперед, распахнутые глаза учеников ждут чего-то нового, необычного... Уж если ты выбрал профессию учителя, то - только вперед! И только вместе с детьми!
Удивительная это должность –учитель! А сельский учитель –удивительная вдвойне. Все люди на виду, все друг друга знают.  Непросто стать таким необходимым, нужным на селе человеком. Любовь, доверие односельчан приходит не сразу, и приходят лишь к тем, кто по – настоящему любит людей, кто терпелив и добр, кто все свои физические и душевные силы отдаёт детям.
Я часто задаю себе вопрос: «Счастлива ли я?» Да ,я счастлива. Работая учителем , я поняла многие вещи. Я осознала, что богат не тот, у кого больше, а тот, кто нуждается в меньшем . Я поняла, что два человека могут смотреть на одно и то же, а видеть это по-разному.  И я твердо  уверена , что не ошиблась в выборе свой профессии.. И в завершении приведу слова из книги  Шалвы  Александровича Амонашвили:
 Придёт кто – то и скажет: « Могу быть учителем».
Спросите: «Рычать и кусать умеете?»
Если скажет: «Да!» –  гоните, он не наш. Если скажет: «Нет, но могу научиться» –  гоните, тоже не наш. Если скажет: «Да, но могу отучиться» –  берите на испытание. Если скажет: «Извините, я ошибся адресом» –  догоните и верните. Он наш.
В нашей жизни все неповторимо.
Так ведется издавна, в веках
Только лишь одно бесспорно зримо:
Кто учил - живет в учениках.