План — конспект НОД В гостях у Язычка


План- конспект логопедической индивидуально – подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности
«В гостях у язычка»
Цель: закрепление умений правильно выполнять движения и артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.
Задачи:
1.Развивать мышцы речевого аппарата;
2.Закрепить артикуляционные уклады, необходимые для автоматизации звуков;
3. Закрепить умения дифференцировать звуки с-ш;
4. Уточнить и расширить словарь по теме «Как устроен человек»;
5.Закрепить умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и выполнять звуко – слоговой анализ слова;
6.Развивать слуховое внимание и память;
7.Развивать речевое дыхания;
8. Формировать положительную мотивацию на занятии;воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
.
Оборудование: Макет речевого аппарата изготовлен из большой пластиковой бутылки с открытым ртом – прорезь и варежкой (одевается на руку логопеда или ребенка) – имитирующей язык, зеркало, вата, предметные картинки, фишки (зеленые, синие, красные)
Логика НОД.
Сюрпризный момент.
На доске вывешены картинки: девочка, мальчик, мужчина, женщина, бабушка, дедушка. Дети запоминают последовательность и проговаривают (последовательность картинок меняется несколько раз).
Как называется то, что нарисовано на этих картинках одним словом? (Люди, человек.)
Как вы думаете, о ком мы будем говорить? (О человеке, о себе.)
Ой, а это кто?
Знакомство с язычком
Логопед:
Всем привет! Я Язычок!
Это дом, живу я в нем.
Открывайте шире дверь
(Широко открыть рот)
Заходите в гости.
В моем доме две стены
(Надуть щеки)
На стене висят часы
(Приоткрыть рот. Сделать язык узким. Отводить язык вправо-влево)Есть окошко
(Широко открыть рот и удерживать его в таком положении)
Потолок
(Максимально открыть рот. Проводить широким языком по небу вперед-назад)Вот любимые игрушки
Две зеленые лягушки
(Широко улыбаться, растягивать губы)
Вот слоненок тянет хобот.
Хочет он ребят потрогать.
(Губки вытягивать вперед)
Есть лошадка, посмотри.
Сядь верхом и поскачи.
(Рот открыть, улыбнуться, медленно щелкать языком, присасывая его к небу)
Посмотрите это кошка
Спинку выгнула немножко.
(Рот открыть, спрятать язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка)
Есть гармошка
(Присосать широкий язык к небу, губы в улыбке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот, губу)Барабан
(Длительно произносить звук д-д-д, язык за верхними зубами, губы в улыбке)
Сабля
(Улыбнуться, открыть рот. Высунуть язык наружу острым, как жало)И лопатка
(Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу)А теперь пошли гулять
Сядем на качели
Покатались вверх и вниз
Вот оно веселье.
(Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы)Позже в прятки поиграли
(Приоткрыть рот. Оттягивать язык вглубь рта)Дальше мячик погоняли
(Из кусочка ваты скатать шарик, дети дуют на «мяч», пытаясь «забить гол», вата должна оказаться между кубиками)
Все устали, нагулялись
И пора нам отдохнуть.
Язычок предлагает выполнить задания, которые он им приготовил.
Дидактическая игра «Послушай и покажи»
Логопед: Я буду читать стихотворение, а вы показывайте части тела, которые назову.
У тебя есть пальцы, ногти,
Руки есть, запястья, локти,
Ноги, шея, плечи, грудь,
И животик не забудь.
Есть колени, лоб, спина,
Голова — она одна.
Есть два уха, две щеки,
Брови, скулы и виски.
Подбородок есть и губы,
Глазки, нос, язык и зубы.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Логопед: Представь, что у человека крошечные части тела. Назови их ласково.
голова — нос — руки — грудь —
лоб — подбородок — локти — спина —
брови — рот — пальцы — живот —
ресницы — язык — ногти — ноги —
глаза— горло— плечи— колени —
затылок — зубы — шея — пятки —
щеки — губы — уши — лопатки —
Игра «Найди слово».
Дети должны назвать часть тела, в названии которой есть звук Ш (шея, уши), звук С (спина, нос, скула, ресницы) и т.д. Определить место заданного звука в слове.
Пальчиковая гимнастика
Логопед:
Чтобы четко говорить,
Надо с пальцами дружить.
(Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью)
Четыре пальца сложены в кулак. Большой палец, обращаясь с просьбой, дотрагивается до каждого поочередно. Отвечая, каждый из пальцев распрямляется и вновь сгибается

Братец, принеси дрова!
Заболела голова!
Средний, ты наколешь дров?
Я сегодня не здоров!
Ну, а ты натопишь печку?
Ох, болит мое сердечко!
Ты, меньшой, свари обед!
У меня силенок нет!
Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
—Мы уже здоровы!
И. Лопухина
Отгадайте загадки
У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Уши)
—Для чего нужны уши?
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза.)
—Для чего нужны глаза?
3. Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)
Для чего нужен нос?
Звуко - слоговой анализ слов уши, нос
Дидактическая игра «Что и для чего?»
На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.
Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.
Например: Это расческа. Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.
Итог:
Спасибо нашим пальчикам,
Спасибо язычку. Дети сжимают и разжимают пальцы в кулак.
Красиво, четко, правильно
Я говорить хочу. Все пальчики, начиная с указательного, здороваются с большим.
Молодцы! Язычок очень доволен, что вы справились со всеми его заданиями. Что сегодня узнали нового и интересного? Что получилось, чему еще нужно научиться?
План- конспект логопедической индивидуально – подгрупповой непосредственно – образовательной деятельности
Тема «В гостях у язычка»
Образовательная область: речевое развитие
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие:Развивать мышцы речевого аппарата;
Закрепить артикуляционные уклады, необходимые для автоматизации звуков;
Закрепить умения дифференцировать звуки с-ш;
Уточнить и расширить словарь по теме «Как устроен человек»;
Закрепить умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и выполнять звуко – слоговой анализ слова;
Развивать слуховое внимание и память;
Развивать речевое дыхания;
2. Воспитательные:
формировать положительную мотивацию на занятии;
воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
Методы и приемы:
- практические: хлопки в ладоши, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, игра «Послушай и покажи», звуко – слоговой анализ слов
- наглядные: показ картинок, использование зеркало при выполнении артикуляционных упражнений, макета речевого аппарата изготовлен из большой пластиковой бутылки с открытым ртом – прорезь и варежкой (одевается на руку логопеда или ребенка) – имитирующей язык
- словесные: беседа, чтение стихотворения, отгадывание загадок, игра «Что и для чего?»
Материал и оборудование: большое зеркало, макет речевого аппарата изготовлен из большой пластиковой бутылки с открытым ртом – прорезь и варежкой (одевается на руку логопеда или ребенка) – имитирующей язык, ватный шарик, предметные картинки, фишки (зеленые, синие, красные)
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность (с.18) Формы и методы организации совместной деятельности
Игровая Игра «Послушай и покажи», «Что и для чего?»
Коммуникативная Беседа, определение места звука в слове, звуко – слоговой анализ слов, отгадывание загадок, игра «Назови ласково», «Что и для чего?», «Найди слово»,
Познавательно-исследовательская Игра «Что и для чего?»
Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение стихотворения
Двигательная Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога Деятельность воспитанников Целевые ориентиры
1 Рассматривание картинок, беседа, сюрпризный момент.
Рассматривает картинки, отвечает на вопросы Развитие внимания и умения отвечать на поставленные вопросы
2 Знакомство с Язычком. Артикуляционная гимнастика для губ и языка, упражнение на развитие воздушной струи Знакомится с Язычком, выполняет артикуляционную гимнастику, упражнение на развитие воздушной струи
Развитие внимания, подвижности артикуляционного аппарата
3 Чтение стихотворения
Дидактическая игра «Послушай и покажи»
Слушает и показывает названную часть тела Развитие внимания и умения правильно показать ту или иную часть тела
4 Дидактическая игра «Назови ласково»
Называет слова ласково Умения образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
5 Игра «Найди слово»
Называет слова с заданным звуком и определяет его место в слове Развитие фонематического слуха и умения определить место заданного звука в слове.
6 Пальчиковая гимнастика
Братец, принеси дрова!
Заболела голова!
Средний, ты наколешь дров?
Я сегодня не здоров!
Ну, а ты натопишь печку?
Ох, болит мое сердечко!
Ты, меньшой, свари обед!
У меня силенок нет!
Что же, сделаю все сам, Но обеда вам не дам!
Голодать готовы?
—Мы уже здоровы!
И. Лопухина Выполняет движения в соответствии с текстом Развитие умений импровизировать пальцами в соответствии с текстом
7 Загадки
У зверюшки — на макушке,
А у нас — ниже глаз. (Уши)
—Для чего нужны уши?
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно,
А друг на друга не глядят. (Глаза.)
—Для чего нужны глаза?
3. Он бывает самым разным:
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым. (Нос.)
- Для чего нужен нос?
Отгадывает загадки, отвечает для чего нужна данная часть лица. Развитие логического мышления и умения выражать свои мысли
8 Звуко - слоговой анализ слов уши, нос
Выполняет звуко – слоговой анализ данных слов Умение выполнять звуко – слоговой анализ слов
9 Дидактическая игра «Что и для чего?» Выбирает одну из предметных картинок, называет ее и объясняет, для чего нужен данный предмет Умение правильно строить предложения и выражать свои мысли
10 Оценка речевой деятельности Оценивает свою речь (что получилось и над чем еще нужно работать) Умение выражать свои мысли