РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ШКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА В РЕЖИМЕ ПОЛНОГО ДНЯ». ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ
«ШКОЛА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА
В РЕЖИМЕ ПОЛНОГО ДНЯ».
ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЫБОРА НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лахина Юлия Петровна,
заместитель директора
по научно-методической работе
МКОУ Подгоренской СОШ №1
Подгоренского района
Воронежской области
Индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором. Образовательные процессы понимаются «как пробное поле и пробное отношение». В процессе индивидуализации и рождается творец, то есть тот, кто может сам что-то создать.
Д.Б.Эльконин
Та степень свободы, которую предоставляет современное общество человеку, в педагогическом аспекте означает, что обучение и воспитание в школе должно включать деятельность по формированию у ребенка умений распорядиться этой свободой, т.е. не бояться неопределенности, самостоятельно ставить личностно и социально значимые цели, проектировать пути их достижения во всем социальном пространстве, прогнозировать возможные результаты, планировать время, самостоятельно находить необходимую информацию.
Даниил Борисович Эльконин утверждал, что «индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором. Образовательные процессы понимаются «как пробное поле и пробное отношение». В процессе индивидуализации и рождается творец, то есть тот, кто может сам что-то создать».
Именно поэтому, выбирая направление инновационной деятельности, мы отдали предпочтение образовательной модели «Школа индивидуального выбора».
Цель проекта (на ступени основного общего образования): модернизация системы управления и создание условий для индивидуализации образовательного процесса в основной школе как стратегического направления повышения качества образования в рамках реализации ФГОС основного общего образования.
Прежде чем представить наше видение образовательной модели, направленной на индивидуализацию, хотелось бы акцентировать внимание на ряде важных моментов. Во-первых, мы являемся общеобразовательной школой. Контингент обучающихся, с которыми мы работаем, очень неоднороден как по уровню способностей, так и по социальному статусу. Соответственно, потребности и запросы участников образовательных отношений у нас очень разноплановы.
Во-вторых, все мы прекрасно понимаем, что этап обучения в основной школе – это очень непростой период и основная ступень является наиболее проблемной ступенью общего образования. Объясняется это тем, что именно в этот период нарастает разрыв между предметными знаниями и личным опытом подростков, образовательная деятельность теряет для них личностный смысл, подростки не связывают получаемое ими образование и реальную жизнедеятельность. Как следствие, у обучающихся не формируются стойкие образовательные интересы и потребности, неуклонно снижается уровень их предметных результатов, реальные интересы подростков все больше отдаляются от их школьной жизни.

Поэтому, составляя дорожную карту реализации проекта, мы не могли сбрасывать со счетов эти моменты. ФГОС основного общего образования мы реализуем с 2012 года, и надо отметить, что пути преодоления обозначенной выше проблемы отражены в федеральном стандарте. Это реализация деятельностного подхода, появление метапредметного содержания образования, а также система работы по формированию личностных результатов.
В предлагаемой нами модели считаем важным реализовать три ключевых механизма установления такой взаимосвязи:
А именно предоставление подросткам возможности делать выбор в рамках имеющейся в школе образовательной деятельности, брать на себя ответственность за образование, принимать самостоятельные решения и реализовывать их;
Формирование системы актуальных для подростков видов образовательной деятельности.
Включение в образовательный процесс субъектности подростков – формирование универсальных учебных действий смыслополагания, самоопределения, личной рефлексии.

В течение подготовительного периода реализации проекта мы выделили для себя общие принципы и характеристики будущей модели. Приоритетом для нас является предоставление обучающимся пространства выбора образовательных ресурсов. Причем на каждой последующей ступени образования у нас происходит расширение и усложнение выбора. Таким образом, образовательное пространство, которое мы создаем, соответствует по масштабу и содержанию возрастным особенностям обучающихся.
Для каждой ступени образования был определен ряд первоочередных задач по реализации проекта. (Первоочередных потому, что проект запланирован на трехлетний срок и воплотить все задуманное одномоментно, в течение одного учебного года, на серьезном качественном уровне не представляется возможным).
Первоочередными задачами на ступени основного общего образования мы обозначили следующие:
№ Действия Результат Целевая группа
1 Реализоватьновые формы организации образовательного процесса, основанные на выборе учащихся и их родителей Поточно- групповой метод деления обучающихся при организации образовательного процесса Учащиеся и родители
5 – 9 классов
2 Включить в учебный план на ступени основного общего образования такие виды образовательной деятельности, как краткосрочные курсы, социальные практики, исследовательскую работу В часть УП, формируемую участниками образовательных отношений, включены краткосрочные учебные курсы, исследовательская и проектная деятельность 3 Сформироватьсистему
взаимодействия с родителями при организации и реализации
образовательного процесса Сформированная система
взаимодействия с родителямипри организации и реализации образовательного процесса 4 Разработать и реализовать практики тьюторского сопровождения подростков Реализованные тьюторские
практики 5 Распространить результаты деятельности в ОУ Воронежской области Семинары по диссеминации опыта на муниципальном и региональном уровнях Руководители и педагоги ОУ Воронежской области
Каковы же основные содержательные элементы модели индивидуализации в основной школе?
Ключевым элементом модели является создание пространства выбора, как пространство проб и ошибок. Мы обязываем своих учеников выбирать. Для этого
разработана система краткосрочных и среднесрочных учебных курсов в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений;
создано широкое пространство выбора внеурочной деятельности и дополнительного образования в режиме полного дня;
так как обучение подростков требует продуманной организации их самостоятельной работы, которая обеспечивает успешное овладение и программным материалом, и навыками творческой познавательной деятельности, мы придаем особую роль исследовательской и проектной деятельности школьников (в учебном плане и плане внеурочной деятельности);
используем поточно-групповой метод деления обучающихся при выборе учебных курсов.
К «обеспечивающим» элементам мы относим создание необходимых условий для осуществления образовательного процесса, в числе которых режим полного дня, нелинейное расписание, наличие современной образовательной среды, тьюторское сопровождение, социальное партнерство, а также система работы с родителями.
Важным элементом вариативности образовательного пространства в основной школе является система учебных курсов, которые включены в часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. Их отличает краткосрочность. В 5-6 классах период освоения УК составляет 1 четверть, поэтому программы рассчитаны на 9, 7, 10 или 8 часов в зависимости от конкретной учебной четверти. В 7-9 классах на освоение одного УК отводится полугодие). Предлагаемую систему УК на ступени основного общего образования отличает избыточность программ. Этот критерий достигается только при условии, когда школьнику есть из чего выбрать. В этом учебном году мы предложили от 20 до 25 программ УК на параллели. Учебный курс имеет практико-ориентированный характер, организация занятий осуществляется в деятельностном режиме. Учебный курс должен носит продуктивный характер и ориентирован на создание по результатам освоения УК образовательного продукта. Таким продуктом при прохождении учебного курса в зависимости от его направленности может быть эссе, стендовый отчет, макет, материальный продукт, творческая работа, представленная в виде текста, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др. Занятия УК проводятся в смешанных группах на уровне параллели, распределение в группы осуществляется поточно-групповым методом.
Каков же механизм включения краткосрочных курсов в образовательное пространство основной школы?
На ступени основного общего образования в этом учебном году у нас насчитывается 15 классов-комплектов, средняя наполняемость класса составляет 27 человек. Т.е. нас МНОГО и мы РАЗНЫЕ. Чтобы учесть интересы каждого и построить вариативную среду, нам пришлось провести большую подготовительную работу.
На этом этапе были созданы рабочие группы учителей-предметников в рамках действующих в школе методических объединений для разработки программ краткосрочных курсов, затем состоялась презентация УК. Это были выступления администраторов и педагогов на собраниях параллели о специфике учебных курсов и предполагаемых результатах обучения.
Следующий шаг - процедура выбора обучающимися учебных курсов. В 3 четверти прошлого учебного года ученикам 4-8 классов были предложены вот такие анкеты, в которых представлены для выбора линейки краткосрочных курсов на каждую четверть или полугодие. В каждой линейке обучающийся мог отметить только один курс, отвечающий его образовательным интересам.
Длительным и трудоемким является процесс обработки информации, а наиболее сложным этапом был для нас этап уточнения и корректировки обучающимися выбора групп. Данный этап организуется для детей, которые не приняли окончательного решения о выборе учебного курса или для обучающихся, выбравших группу, предварительный списочный состав которой насчитывает менее установленного предела. Информация о списочном составе учебных групп готовилась тьюторами. Помогал учащимся в процедуре уточнения и корректировки выбора педагог-психолог. В результате этой работы были подготовлены откорректированные списки учебных групп по параллелям:
Юные исследователи Алфёрова А.В. Школа юных корреспондентов Лаптиёва Л.Н. Развитие интеллекта
Мыцыкова ЕН. Сам себе GPS Радченко А.А. Знакомьтесь, химия
Снеговская Т.Г. Хочу на сцену
Степанова Л.А.
1 четверть            
           
           
История в лицах Павленко Н.В. Все цвета, кроме чёрного Побединская О.В. Волшебный квиллинг
Подстрешная О.В. Игры на английском
Ротор Ю.В. Хоровое пение Степанова Л.А. Клуб исследователей «Архимед»
Снеговская Т.Г.
2 четверть            
           
           
Юные музееведы Алфёрова А.В. Зелёная аптека Гордиенко Л.В. Мир способностей Побединская О.В. С английским
на ты
Погорелова И.В. Куклы- обереги Подстрешная О.В. Удивительное рядом Прийменко Н.В
3 четверть            
           
           
Пишем сказки
Ильютина Н.А. Мы познаём мир Лагуткина И.А. Кукольный театр Морозова Т.В. Золотая хохлома Погребенная Е.В Азбука безопасности Подстрешный Ю.В. Чтение с увлечением Коденцева М.И.
4 четверть            
           
Выбранные обучающимися учебные курсы включены в учебный план 5-9 классов, в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Окончательное решение о выборе школьником учебных курсов отражается в заявлении, бланк которого вы видите на экране. Обучающийся согласует свое решение с родителями (или законными представителями), которые подписывают заявление со своей стороны, ставя пометку «ознакомлен». После согласования своего решения с родителями (законными представителями) ученик передает заявление администратору, курирующему соответствующую ступень обучения.

Следует также отметить, что обучающийся может принять решение о смене учебного курса с целью корректировки своего выбора. При этом сопровождение процесса перехода в другую учебную группу осуществляет тьютор. Тьюторы и педагоги, ведущие УК, в соответствии с откорректированными списками учебных групп осуществляют контроль реального перехода обучающегося из одной учебной группы в другую.
Управление процессом реализации проекта осуществляется по следующим направлениям:

Совокупность перечисленных компонентов и обеспечивает вариативность образовательного пространства на ступени основного общего образования.


Список использованной литературы
1. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2013. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 020549-8.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019148-7. 4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6
3. Мартиросян, Б. П. Барьеры на пути к нашей Новой школе / Б. П. Мартиросян // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 34 - 37.
4. Осмоловская, И. М. Инновации и педагогическая практика / И. М. Осмоловская // Народное образование. - 2014. - № 6. - С. 182 - 188.