Практическое пособие для развития музыкально-ритмических движений у дошкольников «Комплексы растяжек. Партерная гимнастика. Пальчиковые игры»



РАЗРАБОТАЛА:
Дженкова Ольга Юрьевна,
музыкальный руководитель
МБДОУ «Буратино»
2016
КОМПЛЕКСЫ РАСТЯЖЕК.
ПАРТЕРНАЯ ГИМНАСТИКА

Комплекс «Жучок и бабочка»
Комплекс «Осенняя прогулка»
Комплекс «Морская прогулка»
Веселая растяжка «Веселый цирк»
Комплекс «Лесные встречи»
Комплекс «Путешествие веселого колобка»
Комплекс «Сказочная страна»
Комплекс «На лесной полянке»
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Птички»
«Рыбка»
«Солнышко»
«Черепаха»
«Курочка»
«Пчелы»
«Кораблик»
«Дни недели»
«Замок»
«Бабочка»
«Ёжик»
«Снежок»
«Домик»
«Горох»
«Зима»
«Большая стирка»
«Новый год»
«Путешествие»
«В гости»
«Хозяйство»
«Мои пальчики»
«Свинка Ненила»
«Волна»
«Дружные пальчики»
«Приветствие»
«Мячик»
«Паучки»
«Ветер»
«Маленькая мышка»
«Пчелки»
«Рыбки»
«Пальчики»
«Волшебник»
Комплекс «Жучок и бабочка»
Жил-был жучок, который не имел друга. Весь день он летал с цветочка на цветочек, от кустика к кустику и очень устал Уснул жучок в травке. Капелька росы упала жучку на носик, он проснулся и зашевелился.
1. И. п. - Лежа на спине повернуться на правый бок, подтянуть ножки к груди, ручками обхватить ножки. Затем повернуться на левый бок.
2. И. п. То же - потягивание, поднимая руки вверх, напрягая и расслабляя все тело.
Увидел жучок бабочку, и захотел ее поймать.
3. И. п. – Сесть на пол, ноги раскрыть в сторону.
1) Достать правой рукой, к левой ноге.
2) Вернуться в и. п.
3) Достать правой рукой к левой ноге.
Бабочка села на цветок. Жучок хочет дотянуться до бабочки.
4. И. п. - Сидя, ноги вместе.
1) Наклон вперед, дотянуться до носков ног.
2) Вернуться в и. п.
Бабочка сел на носик жучку и снова взлетела.
5. И.п. Сидя, ноги согнуты в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью. Руками взять стопы, подтянуть их поближе к себе, колени вниз, «раз-два-три-четыре».
Движения коленями - «Бабочка машет крылышками и летит»
Жучок разозлился и замахал лапками.
6. И. п. - Сидя, руки в упор сзади, ноги согнуты в коленях.
1-2) Энергичные взмахи ногами.
3-4) Выпрямите ноги.
Комплекс «Осенняя прогулка»
Наступила осень. Весь лес усыпан желтыми, шумящими под ногами листьями.
Давайте прогуляемся и походим ножками по шуршащим листочкам.
1. И.п. Сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре сзади (высокий упор).
1) Тянуть носки на себя.
2) Вытянуть носки.
3) Повторить как в 1-м, 2-ом, но попеременно.
Листья опадают с деревьев. Дольше всех держатся крепкие листья дуба, но и они скоро опадут. Вот так падают листочки.
2.И.п. Лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями вниз.
1) Не сгибая ноги в коленях, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять ноги в вертикальное положение. Таз не отрывать от пола.
2) Медленно опустить ножки, вернувшись в и.п.
Зайчонок, Бельчонок и Лисёнок решили навести порядок на полянке, на которой они играли всё лето. Смастерив метёлки, зверята вымели полянку дочиста. За высокой сосной образовалась огромная куча листьев.
3.И.п. Встать на четвереньки, пальцы ног упираются в пол.
1) Передвигая руки к ногам, выпрямляя колени, постараться встать на пятки. Руки от пола не отрывать.
2) Вернуться в и.п.
Зверята, так устали собирать листья, что решили покататься на качелях.
4.И.п. Лечь на живот, расположить руки за спиной, сложив кисти в замок на крестце. Ноги вместе, носки натянуть.
1) Поднимать голову, грудь и ноги, прогибаясь при этом, насколько возможно. Покачаться на животе.
2) Вернуться в и.п
Наступило время обеда, зверята проголодались и побежали домой обедать.
5.И.п. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки расположены сзади в низком упоре (на предплечьях).
1) Поднять прямые ноги и делать перекрестные движения.
2) Вернуться в и.п. Движения динамичные.
А по дороге домой, зверята увидели, как птицы улетали в теплые края.
6. И.п. Сесть в позу прямого угла, развести ноги как можно шире, носки оттянуты. Руки соединить за спиной за локти "полочкой".
1) Поднять руки вверх (взмахнуть) и опустить вниз.
2) Наклониться к правой ноге, стараться дотянуться руками до носка.
3) Вернуться в и.п.
4) То же повторить в левую сторону.
5) Вернуться в и.п.
6) Наклониться вперед, руки развести в стороны. Постараться подбородком и грудью достать до пола.
7) Вернуться в и.п.
Комплекс «Морская прогулка»
Мы с вами сели у самого моря и мочим ноги в воде.
Упражнение «шлепалки» - с идим на полу, руки на поясе, ноги вместе вытянуты вперед, по очереди вытягиваем и сокращаем стопы.
Развиваем силу ног, растягиваем внутренние мышцы ног.
А потом сушим ноги на солнышке...
Упражнение «подъемы-опускания» - сидя на полу сгибаем ноги в коленях, подтягиваем их к себе, выпрямляем наверх, снова сгибаем и выпрямляем вперед. Развиваем гибкость позвоночника, мышц живота, силу ног.
Но вдруг ножки поругались, и начали поочередно плескаться в море и затем
сушиться на солнышке.
Упражнение «подъем и опускание ноги с движением стопы» - сидя на полу поднимаем правую ногу, натянув носочек, затем продолжаем поднимать – натягиваем пяточку и т.д.
А теперь ручки, захотели поплескаться в морской водичке и потянуться солнышко.
Упражнение «наклоны вперед» - сидим, спинка ровная. Ноги развести по-шире в стороны, руки поднять вверх. Наклон вперед, стараясь животом лечь на пол, руки также касаются пола. Затем поднимаемся и тянемся вытянутыми руками вверх.
Теперь, мы сядем на лодочку и поплывем , чтобы полюбоваться морскими жителями. Мы плывем на лодочке и смотрим на волны.
Упражнение «Лодочка» - ложимся на живот, руки ровные вытягиваем вперед, ноги ровные, носки оттягиваем назад. В таком положении задержались, и легли на пол, затем снова подняться. Голова должна смотреть в пол.
Вот мы приплыли на остров, и видим на нем, который сидит греется на солнышке и шевелит клешнями.
Упражнение «Крабик» - сесть на пол, ноги по шире в стороны. Руки согнуть в локтях, и поднять к голове до уровня ушей. Делаем наклон вправо, влево, стараясь достать правым локтем до правого колена, затем вернуться в исходное положение, и достаем левым локтем до левого колена.
А еще на острове, лежит ракушка, а возле нее морская звезда.
Упражнение « Ракушка и морская звезда» - ложимся на правый бок и сворачиваемся «клубочком», затем ложимся на спину в позу звезды. Снова сворачиваемся «клубочком», но уже на левый бок, и после опять поза «морской звезды».
И вот мы довольные вернулись с морского путешествия домой.
Упражнение «Ходьба» - идем по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе, голова поднята, позвоночник вытянут. Развиваем гибкость позвоночника, силу ног.
Веселая растяжка «Веселый цирк
Вот выходят на арену гимнасты, они стройные как тростинки.
Упражнение «Тростинка»
И. П. – Основная стойка, прямые руки поднять вверх, кисти соединить вывернутым замочком
1 – 4 –Наклонить верхнюю часть туловища вправо, вернуться в И. П.
5 – 8 –Повторить то же в другую сторону.
Всех огромней в джунглях слон, напролом шагает он.
Грозно бивнями блестит, вкусно листьями хрустит.
Упражнение «Слон»
И. П. – Основная стойка, прямые руки в замке за спиной.
1 – Наклон вниз, стараясь прижать лоб к коленям.
2 – И. П
А сейчас выступают дрессированные летучие мыши.
Упражнение «Летучая мышь»
И. П. – Сидя, ноги врозь, руки за спиной «полочкой».
1 – Наклон вперед, стараясь коснуться подбородком пола.
2 – И. П.
Обезьянки развлекаются, как смешно они качаются.
Вверх – вниз! Вверх – вниз! Качели летают, только держись!
Упражнение «Качели»
И. П. – Лежа на животе, руки вперед, соединив ладони.
1 – 4 – Поднять голову, грудь, ноги, руки и раскачаться.
5 – 6 – Отдых.
То закроет, то раскроет расписные крылья.
Кто же это прилетел? Ну, конечно, бабочки!
Упражнение «Бабочка»
И. П. – Сидя, согнуть ноги, соединить стопы, колени развести, руки на коленях.
1 – Опустить колени до пола, надавливая на них руками
2 – Поднять колени с пола.
Поглядите, поглядите, это же эквилибристы на велосипедах по арене катятся!
Упражнение «Велосипед»
И. П. – Лежа на спине, поднять согнутые в коленях ноги.
1 – 4 – Имитировать движения езды на велосипеде.
Выступают любимцы публики – косолапые медвежата!
Упражнение «Медвежата»
И. П. – Сидя, ноги согнуть в коленях, слегка развести их, пятки приблизить к ягодицам, руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны.
1 – Поднять правой рукой правую ногу по возможности выше.
2 - И. П.
3 – 4 – Повторить, то же левой ногой.
Вот как весело и радостно в цирке!
Упражнение «Прыжки»
И.П. – стоят на ногах, выполнить прыжки. К прыжкам добавить еще и хлопки.
Комплекс «Лесные встречи»
Исходное положение – дети сидят на полу, ножки ровные, ручки на поясе.
Ребята, мы с Вами идем в лес.
«Ходьба» Работа стопами, поочередное сокращение стоп.
Видим мышка сидит и хочет достать зернышко.
«Мышка ищет зернышко»
И. П. – сесть ноги врозь, руки на плечах.
Наклон корпусом вперед и легкий удар ладошками по полу
И вот мы идем, идем и увидели сильных медвежат.
«Сильные медвежата»
И. П. - Лежа на спине, руки на полу над головой. Поднять ноги, пальцами ног достать пальцы рук. Вернуться в и. п. Повторить - 5 раз. Темп умеренный.
Указание детям: «Не отрывать рук от пола».
А вот мы видим хитрую лисичку, которая ищет зайчика.
«Хитрая лисичка»
И.П. - Стать на колени, повернуться всем корпусом в одну сторону.
Вернуться в и.п. Затем в другую сторону.
Но вот лисичка устала, и решила отдохнуть.
«Лисичка отдыхает»
И.П. - Лежа на животе, руки на полу над головой, хорошо потянуться всем корпусом. Затем повернуться на правый бок, ноги подтянуть к груди. Вернуться в и.п. и повторить все поворачиваясь на другой бок.
А вот по лесу идет ежик, он увидел лисичку и спрятался.
«Ежик спрятался»
Сидя, ноги вместе, руки опущены, подтянуть ноги к груди, руками обхватить колени. Вернуться в и.п. Повторить - 6 раз
А вот летит бабочка
«Бабочка»
(И.п. – сесть на пол, ноги согнуты в коленях, бедра отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной частью. Руками взять стопы, подтянуть их поближе к себе, колени вниз.«раз – два –три - четыре» - Движения коленочками - «Бабочка машет крылышками и летит»)
Она садится на цветок и пьет нектар
«Бабочка и цветок»
И.П. – «бабочка» - Наклоняемся вниз, оставаясь в данном положении, как можно больше прижимая колени вниз на пол, спинку стараемся, чтобы была ровной.
«Бабочка опустилась на цветочек и наклоняется попить нектар».
Затем подымаем корпус, возвращаясь в исходное положение.
Возвращаясь домой, мы с амии увидели зайчика, который прыгал по лесной дорожке.
«Зайчик»
И.П. – Встать на ноги, руки «лапки зайчика» возле груди. Прыжки на двух ногах, чередуя прыжки с ходьбой на месте.
Комплекс «Путешествие веселого колобка»
Однажды колобок пошел погулять.
Дети шагают на месте, высоко подымая ножки
Решил колобок отдохнуть и погреть на солнышке правую ножку.
Сесть на пол, взять руками правую ногу и поднять ее, потянув на себя.
Затем левую. Взять руками левую ногу и потянуть на себя.
И вот нагрел колобок ножки на солнышке и стали они у него сильные. Радуется колобок, какая у него сильная правая ножка, и левая ножка сильная.
Берем правую ножку двумя ручками, подымаем, затем переводим ручки в стороны и удерживаем ножку на весу.
И побежал он по лужайке.
Работа стопами – поочередно, руками упираемся в пол.
А также он пробирался сквозь густые заросли.
Вращаем стопами, наружу, затем вовнутрь.
И вот колобок увидел дерево, на котором растут яблоки, и решил он их сорвать. Поднял он правую ручку и потянулся к яблочку.
Сидим ровно, ножки прямые, лева ручка упирается в пол, согнутая в локте, а правой тянемся влево, ноги при этом не сгибать.
Затем колобок потянулся левой ручкой к яблочку.
Повторить все с другой руки.
И вот колобок достал яблочко и скушал его.
Дети имитируют, что они кушают яблочко, это нужно для разрядки, так как дети быстро устают.
Скушал колобок яблочко и увидел в лесу большое озеро, и решил колобок нырнуть и искупаться теплом синем озере.
Ложимся на живот, ноги ровные, отрываем верхнюю часть спины,имитируя плаванье.
Увидел колобок, как по озеру плывет лодочка.
Упражнение «Лодочка».
И тут увидел колобок в озере знаете кого….
Страшного крокодила, посмотрим какой крокодил.
Оставаясь лежать в данном положении, смотрим назад на противоположную ножку, затем вернуться в исходное положение, и посмотреть в другую сторону, вернуться в исходное положение. Включаем актерское мастерство детей.
И поплыл колобок очень быстро.
Оторвать от пола вытянутые ручки и ножки, и ручками выполняем движение вверх – вниз, ножками также вверх-вниз, когда поднимается правая рука – с ней левая нога и наоборот. Выполнить данное движение быстро.
И вот доплыл колобок до берега, вышел на берег и стал отряхивать капельки.
Выполнить потряхивающие движения руками, ногами, головой….
Видит колобок, лежит красивое полотенце, он его взял, запрокинул на спинку и стал вытираться.
Круговое движение руками назад, и выполнить приседания, одновременно крутим хвостиком, руки раскрыты в стороны.
Затем вытирает колобок ножки.
Наклон вниз от бедра к ноге, колени не сгибать. Повторить с другой ноги. Затем «Вытираем» две ноги – медленный наклон к двум ногам.
Колобок отдохнул, набрался сил и попрыгал.
Выполнить прыжки на двух ногах - на месте.
Комплекс «Сказочная страна»
Мы попали с Вами в сказку, а вокруг сколько много красивых цветов. Цветочки начинают
просыпаться и тянуться к солнышку.
1. «Цветочки просыпаются»
И. п. сесть на корточки. Пятки на полу. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть
вперед, опустив голову. Чуть наклонить туловище.
1. Медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловищеи прямые руки и не отрывая пяток от пола, вытянуться вверх, развернув ладони.
2. Руки через стороны опустить вниз. Дыхание произвольное.
А в этой сказочной стране живет маленький медвежонок. Он ищет друзей.
2. «Ходьба»
И. п. сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты. Руки в упоре сзади
(на предплечьях).
1. Тянуть носки на себя.
2. Вытянуть носки.
Движения динамичные с задержкой в каждой позиции. Дыхание нормальное.
Повторить нужное число раз.
Медвежонок вышел на лужайку и увидел красивую бабочку.
3. «Бабочка»
И. п. сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить ступни. Колени
развести. Руками обхватить ступни ног. Спина прямая.
1. Опустить развернутые колени до пола, задержаться нужное время.
2. Поднять колени с пола.
Медвежонок подбежал к бабочке, но она испугалась и улетела, а из под куста выползла
змея.
4. «Змея»
И. п. лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре около груди на полу.
1. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь.
Прогнуться на сколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад.
2. Медленно вернуться в и. п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить
4 раза.
Змея зашипела, медвежонок испугался и побежал.
5. Бег
И. п. сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки расположены сзади в низком упоре (на предплечьях) .
1. Поднять ноги, колени «мягкие» и делать перекрестные движения.
2. Вернуться в и. п. Движения динамичные, дыхание нормальное. Повторить нужное число раз.
Устал медвежонок бежать, и сел на пенек отдохнуть. Поднял голову, и увидел красивую
птицу.
6. «Птица»
И. п. сесть в позу прямого угла, развести ноги, как можно шире, носки оттянуты.
Руки соединить за спиной «полочкой».
1. Поднять руки вверх (взмахнуть).
2. Вернуться в и. п. Дыхание: Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й фазе. Повторить 4-6
Медвежонок хотел подбежать с птице, но она улетела. Оглянулся медвежонок по сторонам и увидел на дереве кошечку.
7. «Кошечка»
И. п. встать на четвереньки, ноги вместе, пальцы ног упираются в пол.
1. Поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая «кошечка»).
2. Опустить голову, максимально выгнуть спину (сердитая «кошечка»).
Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во второй. Повторить 4-6раз.
– Давай дружить, кошечка, спускайся вниз.
Кошечка уже давно сидела одна и скучала. Начала она тихонько спускаться с веточки на
веточку.
8. «Кошечка»
И. п. лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки вдоль туловища ладонями
вниз.
1. Не сгибая правую ногу, и сохраняя оттянутый носок, медленно поднять ногу в
вертикальное положение. Таз не отрывать от пола. Задержаться нужное количество времени.
2. Медленно вернуться в и. п.
То же повторить с другой ногой. Дыхание нормальное. Повторить 4-6 раз.
Подружились медвежонок и кошечка. Начали резвиться, веселиться.
Дети подымаются на ножки и выполняют прыжки на двух ножках с хлопками в
ладоши.
Комплекс «На лесной полянке»
Общеразвивающие упражнения (тройками)
1. Протянуть руки к солнышку
И. п. - Основная стойка, руки внизу.
1 - поднять руки вверх, взяться за руки в тройках;
2 - опустить объединенные руки.
Повторить 8 раз.
2. На поляне расцвели красивые цветы
И. п. - Основная стойка, руки внизу, держимся за руки.
1-Прогнуться назад, отставить левую (правую) ногу назад на носок.
2-Вернуться в и.п.
Повторить 8 раз.
3. Прилетели птицы
Наклоны туловища вперед из исходного положения сидя на полу, руками касаться пальцев ног.
Повторить 8 раз.
4. Жучок греется на солнышке
И. п. - Лежа на спине.
1-Поднять ноги вверх, руки в стороны.
2-Вернуться в и.п.
Повторить 8 раз.
5. Веселые неваляшки
И. п. - Лежа на животе, руками взяться за щиколотки ног сзади.
Покачивания вперед-назад.
Повторить 8 раз.
6. Лотос - упражнение из системы йогов.
«А сейчас сосредоточьтесь и подумайте о чем-то приятном»
7. Упражнения на расслабление
«В лесу живет много всяких зверей. Вот - злые тигры! Вот – веселые медвежата! Вот – маленькие ежики»
Дети изображают выше указанных животных.
8. Прыжки
«Дети нравится вам в лесу, тогда попрыгаем»
10. Цветет тополь и пушинки летят лесом
Упражнения на регулирование дыхания.
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Птички»
Птички полетели,Сжимают и разжимают кулачки
Крыльями махали.Дети быстро машут кистями рук.
На деревья сели,Растопырили пальцы и положили на колени руки.
Вместе отдыхали.Руки под щечку.
«Рыбка»
Рыбка в озере живёт,
Рыбка в озере плывёт.Ладошки соединены и делают плавные движения.
Хвостиком ударит вдруг,Ладошки разъединить и ударить по коленкам.
И услышим мы - плюх, плюх!Ладошки соединить у основания и так похлопать.
«Солнышко»
Утром солнышко встаёт выше, выше,Руки поднимать высоко вверх.
Ночью солнышко зайдет ниже, ниже.Опускаем руки вниз.
Хорошо-хорошо солнышку живётся,Выполнить ручками фонарики
И нам вместе с солнышком весело живётсяХлопки в ладоши.
«Черепаха»
Шла по полю черепаха,Идем пальчиками по коленочкам.
И дрожала вся от страха.Руки в кулачках, кулачки дрожат.
Кусь, кусь, кусь! Кусь, кусь, кусь!Большой и указательный пальцы «кусаются».
Никого я не боюсь!Отрицание – указательным пальцем.
«Курочка»
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать. Хлопки руками по коленкам.
А за ней ребятки - жёлтые цыпляткиИдём пальчиками по коленям.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко!Грозим пальчиком.
Лапками гребите,Загребаем ручками.
Зёрнышки ищите«Клюём» пальчиками зёрнышки.
Съели толстого жука, дождевого червякаПоказать ручками, какой толстый жук.
Выпили водицы полное корытцеИзобразить как черпаем воду и пьём.
«Пчелы»
Вот улей,
Здесь живут пчелы.Показываем кулачек – вращаем кулачками.
Вот они показались из домика,
Одна, две, три, четыре, пять!Поочередно отгибаем пальчики.
З-з-з-з-з-з.....Шевелим пальчиками.
«Кораблик»
По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, Сложить руки лодочкой и выполнять волнообразные движения.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.Показываем поднятые вверх 4 пальца.
У них ушки на макушке,Поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями.
У них длинные хвосты, Приставить руку к пояснице, изображаем движения хвостиком.
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. Обе руки поднять к голове, изображаем кошачьи когти и шипим.
«Дни недели»
В понедельник я стирала,Кулачки трём друг о друга.
Пол во вторник подметала.Кисти расслабленных рук вниз - «метём».
В среду я пекла калач,«Печем пирожки».
Весь четверг искала мяч,Правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк».
Чашки в пятницу помыла, Пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки.
А в субботу торт купила. Ладони раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев.
Всех подружек в воскресенье,
Позвала на день рождения!Машем ладошками к себе.
«Замок»
Сцепим пальчики в замок Сцепить пальцы двух рук «в замок».
Чтоб войти чужой не мог.
Пустим только белочку,
Ежика и зайчика,
Пустим только девочку, Ладони разводить в стороны,
Пустим только мальчика. затем быстро соединять.
«Бабочка»
Бабочка-капустница Скрестить запястья рук и прижать ладони
Над цветком летала,тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые.
Весело порхала Легким, но резким движением рук в запястьях,
– Пыльцу собирала.имитировать полет бабочки.
«Ежик»
Шел по лесу Хмурый ежик. Пальцы правой и левой руки шагают по коленям.
Не жалел Коротких ножек.
Нес детишкам он грибочки. Затем пальцами обеих рук «собирать»
Растерял их Возле кочки. потерянные грибочки.
«Снежок»
Белый снег пушистыйПлавно поднимать и опускать руки.
В воздухе кружится.Выполнять круговые движения кистями.
И на землю тихо, падает ложится.Плавно опускать руки вниз.
А потом, а потомИмитация сгребания снега.
Мы из снега слепим ком.Имитация «лепим снежки».
Ух!«Бросить» снежок вперед.
«Домик»
Стук, стук, постук,
Раздается где-то стук. Стучим кулачками друг о друга.
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат
Вот с такою крышейЛадошки над головой - «крыша»
Вот с такими стенамиЛадошки около щечек - «стены»
Вот с такими окнами Ладошки перед лицом – «окна».
Вот с такою дверьюОдна ладошка перед лицом – «дверь».
И вот с таким замкомСцепили ручки.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели, покрутили,Круговые движения кулаками.
Постучали, и – открыли! «Стучим». Расцепили ручки и потрясли кистями.
«Горох»
Пять маленьких горошин
Заперты в стручке.Переплетя пальцы, сжимаем руки вместе.
Вот выросла одна,
И тесно ей уже.Выпрямляем большие пальцы.
Но вот растѐт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая...Выпрямляем пальцы поочерёдно.
Сказал стручок: "Бом!".Хлопаем.
«Зима»
Раз, два, три, четыре, пять,Загибаем пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Шагаем пальчиками по коленям.
Бабу снежную лепили,Имитируем лепку комков.
Птичек крошками кормили,«Крошим крошки» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались,Ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки.
А еще в снегу валялись.Кладем ладошки на колени, то одной,
то другой стороной.
Все в снегу домой пришли,Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли.Имитируем движения воображаемой ложкой,
кладем руки под щеку.
«Большая стирка»
С мамой мы белье стирали,Дети трут один кулачок о другой.
В речке вместе полоскали. Имитируем полоскание белья, вводим ладонями вправо-влево.
Выжали, повесили – Сжимаем и разжимаем кулачки, имитируем развешивание белья.
То-то стало весело!Поднять ладони верх, пальцы разведены в стороны,
выполнить круговые движения кистями рук.
«Новый год»
Наступает Новый год,Хлопаем в ладоши.
Дети водят хоровод. Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу.
Висят на елке шарики,Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар.
Светятся фонарики.Выполнить «фонарики».
Вот сверкают льдинки,Сжимать и резко разжимать кулаки по очереди.
Кружатся снежинки.Легко и плавно двигать кистями.
В гости Дед Мороз идет,Пальцы шагают по коленям.
Всем подарки он несет.Трем ладошки друг об друга.
Чтоб, подарки посчитать, Хлопаем по коленям или по полу,
Будем пальцы загибать.одна рука – ладонью, другая – кулаком, а затем меняем.
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.По очереди массажируем каждый палец.
«Путешествие»
Тук-тук-тук,
Тук-тук, тук.
Наши ушки слышат стук. Возле уха каждый палец стучит о большой 3 раза.
Вот ладошечки шуршат,Потирание ладоней друг о друга.
Наши пальчики трещат.Потирание кулачков друг о друга.
Теперь в ладоши громко бей,Хлопки.
А теперь ты их согрей.Дуем на ручки.
К путешествию готовы?Кулачки положить на колени.
Да!Поднять руки вверх, раскрыть ладони.
В путь отправимся мы снова,Вращательные движения кистями перед собой.
Сядем мы на самолет,
И отправимся в полет.Руки вытянуты в стороны, ладони напряжены.
Мы теперь на корабле,
Нас качает на волне.Ладони лодочкой, одна вверх, вторая вниз.
Едет поезд,Ребром ладони двигаем по коленям или по столу.
Колеса стучат,Кулачками стучим по коленям.
В поезде много веселых ребят.Подушечками пальцев поочередно нажимаем на колени.
«В гости»Выполняется в паре
К Жоре гости прибежалиПальчики рук «бегут» по коленям.
Все друг другу ручки жали.Делаем несколько рукопожатий друг с другом.
Здравствуй, Миша!Большие и указательные пальцы рук соединяем
подушечками, образуя кольца.
Здравствуй, Вера!Соединяем подушечки средних и больших пальцев.
Рад, Гриша!Соединяем безымянные и большие пальчики.
Рад, Лера!Здороваются большие пальцы и мизинчики.
Хотите пирожок?Ладошки соединяем в виде пирожка.
А может, коржик?Показываем раскрытые ладошки.
Или же рожок?Сжимаем кулачки на обеих руках.
Вот горох вам на дорожку.Один ребенок раскрывает свои ладошки, а другой
тихонько стучите по ним, как будто сыпется горох.
Вы берите понемножку!Один ребенок щиплет ладошку, как бы собирая горох.
С ручек все встряхните крошки. Трясем кистями рук и хлопаем в ладошки.
«Хозяйство»
Наши уточки с двора: Кря-кря-кря.Пальцы слаживаем как раскрытый клюв.
Наши гуси у пруда: Га- га- га.Как будто открываем, закрываем клюв.
Наши гуленьки в саду: Гу- гу-гу.Руки поднимаем вверх, машем кистями.
Наши курочки в окно: Ко-ко-ко.Стучим указательным пальчиком.
А вот Петя-петушок Спину выпрямляем, голову поднимаем
Рано-рано поутру, руки ставим в стороны.
Нам споет: Ку-ка-ре-ку!Машем руками как крыльями и кукарекаем.
«Мои пальчики»
Мои пальчики расскажут,Хлопаем в ладоши с растопыренными пальчиками.
Что умеют – нам покажут.Пальцы рук прикасаются друг к другу 4 раза.
Их 5 на каждой руке.Показываем растопыренные пальцы.
Сделать все смогут, всегда помогут.Хлопаем в ладоши.
Они на дудке играют,Далее все движения соответствуют тексту.
Вещи стирают,
Везде подметают,
Щиплют, ласкают,
Мячик кидают.
Пять и пять моих быстрых пальчиков. Показываем пальцы обеих рук.
«Свинка Ненила»
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:Хлопают в ладоши. Поглаживают себя по голове.
-То-то хорошенький!Поглаживают кисть правой руки.
То-то пригоженький!Поглаживают кисть левой руки.
Ходит бочком,Ребром рук ведут по коленям.
Хвостик крючком,Показываю указательные пальцы обеих рук.
Нос пятачком.Поставить кулачок на кулачок и на носик.
«Волна»
Исходное положение – встать прямо, руки опущены.
Выполнять упражнения в соответствии с текстом песенки.
«Дружные пальчики»
Исходное положение – встать прямо, или присесть на пол (на стульчики) руки опущены.
Выполнять упражнения в соответствии с текстом песенки.
«Приветствие»
Исходное положение – встать прямо парами друг напротив друг друга.
Выполнять упражнения в паре – поочередно, в соответствии с текстом песенки.
«Мячик»
Исходное положение - сесть на пол в руках маленькие мячики.
Выполнять упражнения в соответствии с текстом песенки.
«Паучки»
Паучок ходил по ветке, Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут».
А за ним ходили детки.по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Дождик с неба вдруг полил,Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл.Хлопок ладонями по коленям.
Солнце стало пригревать,Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит).
Паучок ползёт опять,Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут».
А за ним ползут все детки,по предплечью, а затем по плечу другой руки.
Чтобы погулять на ветке."Паучки" ползают по голове.
«Ветер»
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.
А под пальмой краб сидит
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит. Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни).
Шевелим ими.
Чайка над водой летает
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Машем ими.
И за рыбками ныряет,
Ладони сомкнуты и чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения.
Чайка над водой летает
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). Машем ими.
И за рыбками ныряет.
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.
А под пальмой краб сидит...
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, «открываем и закрываем рот» крокодила.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне. Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.
«Маленькая мышка»
Маленькая мышка
По городу бежит,Бежим пальцами обеих рук по коленям.
Глядит ко всем в окошки,Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.
И пальчиком грозит:Грозим пальчиком.
«А кто не лёг в кроватку?Руки прижаты ладонями друг к другу.
Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).
А кто не хочет спать?Переворачиваем руки на другой «бок».
Такого непослушного
Я буду щекотать!»Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.
«Пчелки»
Домик маленький на ёлке,
Одна из рук согнута в локте, пальцы растопырены ёлка.
На второй руке пальцы сжимаются в кулак (улей).
«Улей» прижат к «ёлке».
Дом для пчёл,
а где же пчёлки? Заглядываем в "улей", наклоняя голову, и меняем положение рук и взгляд.
Надо в домик постучать, Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки? Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.
Стали вдруг вылетать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими «пчёлки летают».
«Рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке, Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем волнообразные движения в воздухе.
Лежало большое бревно на песке,
Руки прижаты друг к другу.
Переворачиваем их с боку на бок.
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Выполняем ими "ныряющее" движение.
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!»
Качаем сомкнутыми ладонями
(отрицательный жест).
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук (рыбка спит).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. Быстро качаем ладонями (дрожь).
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!»
Запястья соединены.
Ладони раскрываются и соединяются (рот).
«Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Быстрые волнообразные движения
сомкнутыми ладонями (уплывают).
«Пальчики»
В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем - сжимаем и разжимаем кулачки.
Вот это самый толстый пальчик у меня,
Сгибаем и разгибаем большой палец.
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Этот самый ловкий пальчик у меня
Указательный палец сгибаем и разгибаем.
И, когда танцует пальчик,
с ним танцуют все друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Вот этот самый длинный пальчик у меня,
Средний палец сгибаем и разгибаем.
Вместе с ним танцуют все его друзья,
Сжимаем и разжимаем кулачки.
А вот этот пальчик лодырь у меня,
Безымянный палец сгибаем и разгибаем.
Но, когда танцует пальчик,
с ним танцуют все друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.
А этот пальчик-мальчик лучший у меня,
Мизинец сгибаем и разгибаем.
Вместе с ним танцуют все его друзья.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Все мои пять пальцев дружная семья,
Выполняем движение «фонарики».
И, когда они танцуют, танцую с ними я! Хлопки в ритме текста.
«Волшебник»
Если ножницы достану,Изобразить пальцами ножницы.
То волшебником я стану:Поднять руки вверх.
Вырезаю из бумаги
Птиц, машины, башни, флаги,Изобразить руками птицу, башню, флаг.
Их раскрашу, просушу,
Всем знакомым покажу.Развести руки от груди в стороны.