Обучение математике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий в условиях ФГОС.


Обучение математике с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий в условиях ФГОС.
Чухманова Наталия Викторовна.
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4», г. Шадринск.
Учитель математики, руководитель ШМО учителей математики.
Концепция модернизации российского образования требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагога, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий в образовании сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Эти изменения связаны: с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения; с достижением новых учебных результатов; с формированием в массовом порядке ИКТ – компетентности учителей предметников; с использованием компьютера в преподавании всех учебных предметов. Современный учитель должен активно с высокой эффективностью использовать все имеющиеся средства, ресурсы и сервисы информационно-образовательной среды школы, которая предназначена для встраивания новых образовательных технологий в работу учителя и должна помочь ученикам успешно справиться с обучением.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. Ни для кого не секрет, что в настоящее время  у учащихся падает интерес к математике по разным причинам, одна из которых – это трудность предмета. А ведь к   экзаменам по математике ЕГЭ и ГИА нужно подготовить всех,  невзирая на склонности, способности и знания детей, да и средне – специальные учебные заведения  и ВУЗы,  предъявляют высокие требования к математической подготовке учащихся.  Но главное это то, что математическая подготовка   помогает  решать практические задачи. Учитывая это, стандарты диктуют нам обратить внимание на  увеличение активных форм работы. Они  направлены на вовлечение учащихся в математическую деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений проводить рассуждения, доказательства, эффективно  использовать  компьютеры  и информационные технологии  для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, что способствует поддержанию интереса  учащихся к математике и более качественному обучению.
Согласно ФГОС, образовательное учреждение должно иметь свой банк электронных средств обучения, доступ к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР, сети интернет. Требования к учителю в рамках новых стандартов показывают, что эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в сфере ИКТ, обеспечивая тем самым решение коммуникативных и познавательных задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, формирование общеучебных компетенций. Именно  ИКТ - технологии  предназначены для  лучшего  освоения  содержания курса   математики, отработки умения  понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации, что особенно важно  и необходимо для современного человека.  
При использовании компьютера в преподавании математики у меня возникли некоторые проблемы:
- большинство имеющихся электронных изданий «закрыто», то есть невозможно использовать в учебном процессе отдельные фрагменты содержания.
- иногда отсутствует методическое сопровождение внедрения электронных изданий.
В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения. Деятельность учителя математики, применяющего ИК - технологии на уроках, когда основное обучающее воздействие и управление передается техническим средствам,  позволяет учителю получать  возможность наблюдать, фиксировать проявление  различных  качеств у учащихся.   Это  интерес к предмету, активное воспроизведение ранее изученных  знаний, самостоятельный поиск новых знаний,  развитие творческого отношения учащихся к учению,  интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса, развитие личности обучаемого.  ФГОС предусматривает  то, что мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить  учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний, т.е. самостоятельно добывать знания. Поэтому возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому выстроить всю образовательную систему. Внедрение  ИКТ технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся.  Чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Что же нужно, чтобы урок прошел с использованием ИКТ?
Во-первых, оборудование, как минимум один компьютер, в идеале – автоматизированное рабочее место преподавателя, несколько рабочих мест ученика, видеопроектор, интерактивная доска.
Во-вторых, учитель, который владеет навыками работы на компьютере, знаком с правилами работы с мультимедийным проектором, интерактивной доской.
В-третьих, компакт-диски с цифровыми образовательными продуктами. Учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.
Для проведения уроков алгебры, геометрии, математики возможны следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке.
Изучение нового материала:
- Фронтальная работа с классом
- Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием.
Отработка учебных навыков по теме:
- Фронтальный опрос. Учитель использует проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают.
- Самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике.
- Занятия практикумы
- Лабораторные работы
Самостоятельная работа учащихся, контроль знаний:
- Контроль знаний с использованием компьютерных тестов (компьютер выдает % выполнения задания, ошибки, оценки).
Возможности ИК - технологий:
- Использование ЭОР на уроках математики  позволяет разнообразить формы работы и деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.
- Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
- Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.
- ЭОР и образовательные Интернет-ресурсы  помогают успешно учиться и учить  в современной школе.
- Самые эффективные электронные образовательные ресурсы – мультимедиа. В них учебные объекты могут быть представлены множеством различных способов: с помощью текста, графиков, схем, таблиц,  фото, видео, звука и анимации. На  своих уроках широко использую  материалы из Единой Коллекции Цифровых образовательных ресурсов, наработки учителей на сайтах «Про школу», «Открытый класс», "Сеть творческих учителей" и многие другие.
        Необходимым условием успешной организации уроков с применением ЭОР  - это отбор материала по содержанию; структурная организация учебного материала, включение учащихся  в процесс обучения; выбор типов упражнений из ЭОР; применение интерактивных информационных обучающих систем; комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графических изображений. При подготовке к урокам, я всегда в первую очередь рассматриваю целесообразность использования ИКТ на данном этапе. Мною замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда я использую на уроке средства ИКТ. Даже самые пассивные включаются в работу.
При подготовке к уроку  математики учителю в первую очередь следует четко определить цели и задачи урока, его  место  в учебном плане. Выбрать  тип урока, форму урока, последовательность изложения учебного материала,  ЭОР  и использование ИКТ - средств, способ подачи информации,  продумать доступность и целостность изложения материалов урока,  достаточность  методических комментариев, набор упражнений,  средств контроля и самоконтроля, определить  домашнее задание  и  варианты подведения итогов. Использование ИКТ и ЭОР  на уроках математики в условиях введения ФГОС предполагает индивидуальный подход ко всем учащимся,  можно организовать работу в уровневых группах, в парах, индивидуальные образовательные траектории.   Критерии оценки должны быть сообщены учащимся для того, чтобы зафиксировать, качество выполнения требуемого действия, чтобы считать обучение законченным. Критерии должны позволить ученику самостоятельно оценить и скорректировать личные результаты обучения. На уроке  учащиеся должны определить условия, при которых должно выполняться задание;  установить источники информации, к которым может обратиться учащийся для выполнения учебной задачи, выяснить способы, методику выполнения задания.
Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами. Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном интерактивной доской (при непрерывной работе за компьютером или с интерактивной доской) для учащихся 5-6 класс -20 минут, 8-9-х классов - 25минут, 10-11-х классов – 30 минут.
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Следует отметить, что применение ИКТ целесообразно с применением с другими обучающими технологиями, не отрицая, а взаимно дополняя друг друга. Практика проведения уроков с использованием ИКТ технологий показывает, что они имеют большее коррекционное воздействие, чем обычные. Учащиеся на таких уроках более активно и охотно включаются в работу, заметно увеличивается время, в течении которого учащиеся готовы и хотят сосредоточенно и самостоятельно выполнять необходимые для усвоения темы задания.
Использование созданных мною мультимедийных презентаций показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Поведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока.
Информационные технологии вообще и мультимедийные презентации в частности за счет использования средств привлечения внимания и развития интереса позволяют оптимально использовать время на уроке, развивать мышление, внимание, память, учащихся, улучшать результативность обучения.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании компьютера на уроках математики:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
- формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности учащихся;
- подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании;
- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

ЛИТЕРАТУРА.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf (дата обращения 1.03.2013 г)
2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL: http://catalog.iot.ru/ (дата обращения 1.03.2013 г)
3. С.Г.Манвелов «Конструирование современного урока математики» Москва «Просвещение», 2005.
4. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004.
5. Гирба Е.Ю. «Мониторинг качества процесса педагогической деятельности» УЦ «Перспектива» Москва 2010г.- 152 стр. стр.78-83.
6. Использованию ИКТ на уроках математики, в том числе в рамках реализации ФГОС основной школы. [ Электронный ресурс] nsportal.ru [сайт]. [2012].URL.. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/ispolzovaniyu-ikt-na-urokah-matematiki-v-tom (дата обращения 1.05.2013) - Интернет ресурсы (электронные ресурсы удалённого доступа)
7. Использование ИКТ и ЭОР  на уроках математики в условиях введения ФГОС.
[ Электронный ресурс] eorhelp.ru [сайт]. [2012].URL.. http://www.eorhelp.ru/node/71374 (дата обращения 1.05.2013) - Интернет ресурсы (электронные ресурсы удалённого доступа)
8. Формирование ИКТ-компетентностей учащихся в аспекте ФГОС. [ Электронный ресурс] [2012].URL.. https://sites.google.com/site/vernerifkonsultant/home/formirovanie-ikt-kompetentnostej-ucasihsa-v-aspekte-fgos (дата обращения 1.05.2013) - Интернет ресурсы (электронные ресурсы удалённого доступа)
«ИКТ в образовательном процессе» доклад Мохаммад Н.В. [ Электронный ресурс] [2012].URL.. http://pages.marsu.ru/iac/school/sc11/ikt.html (дата обращения 5.05.2013) - Интернет ресурсы (электронные ресурсы удалённого доступа)
Жукова Е.Л. Элементы анализа учебных занятий с применением информационных технологий. . [ Электронный ресурс] [2012].URL.. http://ito.edu.ru/2006/Rostov/V/V-0-10.html (дата обращения 5.05.2013) - Интернет ресурсы (электронные ресурсы удалённого доступа)