Презентация Мастер-класс на тему Рефлексия


Муниципальное казенное образовательное учреждение«Александровская средняя общеобразовательная школа» Учитель начальных классов Чернова Светлана Анатольевна Особенностью новых государственных стандартов образованияявляется их ориентация на универсальные учебные действия,одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают ключевыми компетентностями, составляющими основу умения учиться. Один из принципов развивающего обучения – принцип активности и сознательности. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.  Слово рефлексия происходит от латинского  reflexio – обращение назад, умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни.  Словарь иностранных языков определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.  В начальной школе целесообразно обучать школьников рефлексивной деятельности. Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.  РЕФЛЕКСИЯ помогает ученикам: 1.Сформулировать получаемые результаты, 2.Определить цели дальнейшей работы,3.Скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с формированием личностных,регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией критического мышления. Рефлексия бывает:а) индивидуальная ( формирование реальной самооценки)б) групповая ( ценность деятельности каждого члена группы) «Смогли бы сделать, если бы с нами не работал (имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»). Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать Виды рефлексии: Классификация рефлексии (исходя из функций)  Рефлексия настроения и эмоционального состоянияРефлексия деятельностиРефлексия содержания учебного материала  Рефлексия настроения и эмоционального состояния приём «Солнышко» Приём «Смайлики» Рефлексия деятельности на уроке приём «Лестница успеха»приём «Светофор»приём «Дерево успеха»приём «Яблоня»приём «Поезд»приём «Значки»приём «Значки» приём «Светофор» Приём «Дерево успеха» приём «Яблоня» приём «Поезд» приём «Значки» Мне непонятно! Требуется помощь друга! Рефлексия содержания учебного материаламетодика «Рефлексивный экран» Сегодня я узнал…Было интересно…Было трудно…Я выполнял задания…Я понял, что…Теперь я могу…Я почувствовал, что Я приобрёл…Я научился…У меня получилось…Я смог…Я попробую…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось… То что вызвало интерес то что вызвало скуку, неприязнь то что понравилось на уроке ИНТЕРЕСНО МИНУС ПЛЮС Для подведения итогов урока упражнение «Плюс. Минус. Интересно» Рефлексия:«Аргументация своего ответа». 1. На уроке я работал                           активно/пассивно2. Своей работой на уроке я                   доволен/не доволен3. Урок мне показался                           коротким/длинным4. За урок я                                       не устал/устал5. Моё настроение                                стало лучше/стало хуже6. Материал урока мне был                     понятен/ не понятен7. Домашнее задание мне кажется             лёгким/трудным                  «Оцени себя на уроке»«Утверждение» «Кластер»«Синквейн» Разработка учителем рефлексивной методики 1. возрастные особенности учащихся и состав класса;2. особенности предмета и тип урока3. необходимость и целесообразность данного типа рефлексии