Методическая разработка открытого мероприятия на тему: Проводы зимы-масленица


Методическая разработка открытого мероприятия на тему «Проводы зимы-Масленица»
Волкова Галина Федоровна
-муз.руководитель, преподаватель

“Ой, да красна ты, Русь, чудо умельцами,Да многоводностью, да не наглядностью,Да богатырской силой и доблестью!Не погубить тебя, не покорить!Ой, родная Русь, прими ты здравницу!Вечно жить тебе да славиться!”
Введение
Человек – сын своего времени и своей страны.
Стыдно сознавать себя “иванами, не помнящими родства”. Неудивительно, что так жадно стали читать литературу о прошлом, что вереницы людей потянулись к вновь выстроенным, сверкающим золотом куполов, церквям, что вспоминаются старинные обряды и, казалось, безвозвратно забытые традиции. Не случайно в годину военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку, ответы на загадки повседневности.
Задайте вопросы сами себе:
– Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне?– Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями; донца прялок, расписанные пестрыми красками?
Ведь человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей на солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. В его судьбе сплетается в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее.
Крестьянское сознание сохранило веру в злых и добрых духов, в суровых, но справедливых языческих богов. Вживание во всё то заветное, что сохранили памятники старины, не проходит даром: мудрость предков учит добру и любви, праве и справедливости, трудолюбию и гордости за свой народ.
Название праздника – “Масленица” не случайно, т.к. она ещё известна с языческих времён. Семь праздных дней Масленицы имели своё значение и название. До наших дней дошло много пословиц, поговорок, народных песен, игр связанных с этим праздником.

Открытое мероприятие на тему: "Проводы зимы – масленица"
Цель: ознакомление учащихся с проведением масленицы на Руси.
Место проведения:  большой зал, столовая
Оборудование: кукла масленицы, праздничные газеты, шары, ленты, спортивный инвентарь, костюмы для актёров, народная музыка (инструменты), столы с угощением (блины, самовар…).ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Звучит музыка.Ведущая:
Умом Россию не понять,Аршином общим не измеритьУ ней особенная стать,В Россию можно только верить.
Звучит народная плясовая музыка.
Ведущая: У русского народа, как и у других народов, есть своя музыка, песни, обычаи и праздники.
Вбегают скоморохи.
1 скоморох: Ха-ха-ха! Глянь-ка, сколько кругом зевак собралось!
2 скоморох: А чего они сошлись, сами поди не знают. Лучше бы дома сидели.
1 скоморох: Наверное, на блины набежали. Видел, какие столы в столовой?
2 скоморох: Да!!! Слушай, брат, вот что я знаю. Ехал один наш мужик лесом в слободу на ярмарку за покупками. В яр спустился, глядь - лисы хоровод водят. И все такие наряженные. И чего это они?
1 скоморох: Да, это что! Я вот что знаю. У бабки Агафьи мыши развеселились, бегают из угла в угол и посмеиваются, а коту Ваське усы сбрили. И чего это они?
Ведущая: Я отвечу на ваши вопросы – и лисы, и мыши зиму провожают да весну поджидают. И народ здесь собрался, чтоб зиму проводить и весну встретить. Весёлые русские песни попеть да в игры поиграть.
Звучит музыка зимы.
1 скоморох: Ой! Смотрите, сама Матушка Зима к нам в гости идёт.
Зима: Низкий поклон вам, добрые миряне! Поморозила я вас на славу. Довольна моя душенька. А может, на вас ещё морозца напустить?
Скоморохи хором: Нет, не надо, спасибо.
Зима: А раз нет, то порадуйте меня, повеселите. Покажите свою силу и ловкость, да удаль молодецкую!
2 скоморох:
А кто сильнее из ребят,А ну, берёмся за канат!Тот, кто перетянет,Самым сильным станет.
Перетягивание каната (жетоны).
Зима: Спасибо вам! Порадовали вы меня, повеселили.
Ведущая: Матушка Зима! Спасибо тебе за снежок, за снежные горки, за зимние каникулы и праздники Нового года и Рождества Христова.
1 скоморох: Даже за сильные морозы спасибо, на то ты и Матушка Зима.
2 скоморох: А теперь дозволь передать власть Весне-Красне. Она уж не за горами. Поможет нам в этом Масленица.
Ведущая:
Душа ль ты наша, Масленица,Сахарные твои уста,Сладкая твоя речь!Приезжай к нам в гостиНа широкий двор,На горах покататься,В блинах поваляться.
Ряженые вносят куклу-Масленицу (музыка).
1 скоморох:
Наша Масленица дорогаяНенадолго к нам пришла.Мы думали, на семь недель,Оказалось – на семь дней.
– Первый день – встреча.
2 скоморох:
Спешите, спешите, спешите скорей!Нет праздника нашего веселей.
1 скоморох:
Масленицу встречаем – зиму провожаем.
(Провожают Зимушку).
Начальная школа:
1-й: Дорогая наша гостья, Масленица2-й: Дуня белая, Дуня румяная3-й: Коса длинная, триаршинная4-й: Лента алая, двуполтинная5-й: Платок беленький, новомодненький6-й: Лапти частые, головастые.
Ведущая: Недаром в народе говорят про масленицу пословицы. Кто порадует нашу гостью?
(Прослушиваются домашнее задание каждой ГРУППЫ).
2 скоморох: Второй день – заигрыш.
Исполнение частушек:
Девчата:
Начинаю я припевкуПервую, начальную.Я хочу повеселить публику печальную.Чтобы печка разгорелась, Надо жару поддавать,Чтобы песня лучше пелась,Надо пляской помогать.Не смотрите на меня –Глазки поломаете,Я не с вашего села,Вы меня не знаете.У меня коса большая, Ленточка коротенька,Про меня не думай, парень,Я ещё молоденька!Пошла плясатьБабушка Лукерья,На затылке нет волос –Привязала перья.
Парни:
На окошке два цветочка:Голубой да аленький.Я парнишка боевой,Хоть и ростом маленький.Я плясал на три ноги,Потерял я сапоги.Оглянулся назад –Сапоги мои летят.Елки-долги, елки-долги,Елки да осиночки,На поляне девки пляшут,Скрипают ботиночки.
Девчата:
За частушки, друг мой милый,Три рубля тебе дам,По глазам по вашим видно,Что понравились мы вам.
Скоморохи вместе: Ну ладно уж, давайте скорей следующий день объявлять. Третий день –лакомка.
Исполнение русской народной песни “ Блины”.
Ведущая: А сейчас четвёртый день – разгул.
1 скоморох:
Разойдись, честной народ,Не пыли дорожка!Добры молодцы идутПогулять немножко.
Исполнение песни “Во кузнице”.
2 скоморох:
Русь талантами богата,Русь талантами сильна.Если будут петь ребята,Значит, будет жить она.
Исполнение частушек:
Пропоем мы вам частушки,Замечательны таки,Что пойдут плясать старушки,Затанцуют старики.
У меня забавы две:В том краю и в этом,Одного люблю зимой,А другого – летом.
Я – девчонка боевая,Боевая не совсем.Боевая сушит девять,А по мне страдает семь.
Я стояла на горе,Трое спорят обо мне.Что вы трое спорите,Вы меня не стоите.
Ох, довольно мы напелись,Дайте смену новую!Ой, спасибо гармонистуЗа игру веселую.
1 скоморох:
Возле речки, возле быстройВсе фиалочки растут.Без частушек прожить можно,Да чего-то не живут.
2 скоморох:
Ой, вы, красны девицы!Ой, вы, добры молодцы! Загадаем вам загадки,Отгадайте хором все.
Загадки (работа с залом, жетоны).
Черный, проворный, кричит “крак”,Червякам – враг. (Грач)
Не артист, а голосист,Не ездок, а шпоры у ног. (Петух)
Ни барашек и ни кот,Носит шубу круглый год. (Заяц)
Жил я посреди двора,Где играла детвора,Но от солнечных лучейПревратился я в ручей. (Снеговик)
Кто-то утром не спешаНадувает красный шар,А как выпустит из рук –Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Ведущая: Хватит петь да плясать – пора пятницу с субботой объявлять.
1 скоморох: Пятый день – тёщины вечерки.
Звучит музыка. Входит тёща и за ней зятья.
2 скоморох: Ой, а как Вас зовут? (Марья Петровна)
– А с вами кто? (Зятья)
1 скоморох: Тут зятья сказали, что удивить решили всех. Но нужно немного помочь им словами: “Правильно! Правильно! Правильно припели”. (Пробуют 1 раз).
Исполнение частушек.
Выхожу и начинаюЯ свои частушки.Затыкай-ка, мила тёща,Свои нежны ушки!
Все: Правильно! Правильно! Правильно припели.
Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.
На базаре был вчера,Видел там комедию.Тёща лошадь продавала,Называла Федею.
Все: Правильно! Правильно! Правильно припели.
Тёща: Правильно, неправильно, кому какое дело.
Лес шумит, шумит, шумит.Лес шумит, качается.Кто крикливых тёщ полюбит,Тем налог скощается.
На таможне мою тёщуНе пустили в Геную.Говорят, что камни в почкахУ неё драгоценные.
Как женился, появиласьСредь кудрей большая плешь,Помогите мне оформитьТёще выезд за рубеж.
Если хочешь счастлив быть,Приходи на станцию.Тёщу сдай скорей в багаж,Потеряй квитанцию.
В наших дальних деревенькахНравы новые ввелись:Посбесились наши тёщи –В интербабки подались.
Мы кончаем петь частушки,Хватит ерепениться.Может, зря какие спели,Просим извиненица.
(Тёща и зятья уходят).
Ведущая: Молодцы зятья, да и теща хороша.
1 скоморох: Седьмой день – золовкины посиделки.
2 скоморох: В эти дни устраивались семейные чаепития с поднесением подарков.
1 скоморох: У нас тоже есть, кого одарить за (…)
Награждение тех, у кого жетоны.
Ведущая: Заканчивалась Масленица “Прощенным воскресением”. Все просили друг у друга прощения.
2 скоморох:
Государыня Масленица,Мы тобой хвалились,Блины ели, веселились!Наступил твой час,Ты порадуй нас!!!
Ведущая: Ну, что ж, ребята, пришла пора зиму провожать – Масленицу жечь! Давайте скажем ей хором слова:
“Масленица обманщица,До поста довела  – сама удрала!Масленица, воротись,В новый год покажись!Гори, гори ясно, чтобы не погасло!!!”
Куклу выносят из зала.
Все участники:
Всем спасибо за внимание,За задор, веселье, смех.За огонь соревнованья,Созидающий успех.Вот настал момент прощанья,Будет краткой наша речь.Говорим мы: “До свиданья,До счастливых новых встреч!”
1 скоморох: А сейчас всех-всех приглашаем на блины.
Звучит музыка.