Педагогический проект «Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Центральная основная общеобразовательная школа





Педагогический проект
«Формирование познавательных УУД на уроках математики в начальной школе»



учитель начальных классов
Склизкова Елена Владимировна





п. Центральный, 2014
Пояснительная записка
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.
Подробнее я остановилась на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе. К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.
В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий.
Этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Поэтому главной задачей работы на уроках математики ставлю формирование познавательных УУД:
- через знакомство с методами изучения окружающего мира, которое происходит через наблюдение, сравнение, измерение, моделирование и способами представления информации
- формирование на доступном уровне умений работать с информацией (в текстах, рисунках, схемах, в моделях, таблицах, диаграммах);
- формирование навыков самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждение информации и самооценки.
Практически ставлю цель: разработать систему заданий по математике, формирующих познавательные УУД для повышения качества образования.
Предполагаемый результат: я считаю положительную динамику в формировании познавательных действий у моих детей: действие - исследование, поиск и отбор необходимой информации, ее структурирование, моделирование изучаемого содержания, логические действия и способы решения задач. Все это подтверждается:
I. В урочной деятельности (у учащихся сформируется система математических знаний и умений (самостоятельные, проверочные и контрольные работы).
II. Во внеурочной деятельности:
Участие учеников в краевых, районных и всероссийских интеллектуальных конкурсах, олимпиадах по математике, блиц-турнирах.
Рост мотивации у учащихся к учебной деятельности.
Срок реализации: 2013 2016 г.
Форма отчета по проделанной работе: выступление на заседаниях школьных и районных МО, участие в конкурсах.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная

Этапы


Содержание работы
Сроки


Практическая деятельность

Диагностический
Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта
2013 2014
Изучение ФГОС начального общего образования. Курсы повышения  квалификации учителей. Изучение  психолого-педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная образовательная программа образовательных учреждений».

Прогностический
Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов
2013 - 2014
проанализировать задания учебника «Математика», обеспечивающие развитие познавательных УУД младших школьников.
подобрать психологические диагностики
(1- 4 классы) по оценке уровня сформированности познавательных УУД.
провести предварительную диагностику по определению уровня математических способностей учащихся (1 класс)

Практический
Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы.
2014 2015
Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО. Выступления на заседаниях МО «Требования к современному уроку». Проведение открытых уроков, круглого стола для родителей. Участие в олимпиадах, конкурсах.

Обобщающий
Подведение итогов Оформление результатов работы
2013 - 2016
Участие в работе ШМО учителей начальных классов и в проведении семинаров. Участие и результаты в муниципальных, краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах Участие в работе школьного сайта Консультативная помощь учителям и учащимся.

Внедренческий
Распространение опыта работы
2013 - 2016
Участие на районном МО «Формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках математике» Публикации на школьном сайте «Формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках математике».


Познавательные УУД :
Общеучебные, логические, знаково – символические, постановка и решение проблемы.
В настоящее время я работаю по образовательной системе «Школа России». Это система соответствует требованиям ФГОС. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так, естественно, и с одноклассниками; умение и готовность вести диалог, искать решение, оказывать поддержку друг другу. Поэтому организацию учебной деятельности своих учащихся я строю на основе системно - деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- проблемно - диалогическую технологию;
- технологию мини - исследования;
-технологию организации проектной деятельности;
- технологию оценивания учебных успехов учащихся, т.е. их образовательных достижений.
На уроках изучения нового материала больше всего я опираюсь на программы-учебники (включающие интерактивные, мультимедийные курсы), видеоуроки, справочники, энциклопедии. Считаю, что активное использование в учебном процессе ИКТ повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогащать учебный процесс, разнообразить его, повышает мотивацию учения, стимулирует познавательный интерес учащихся, и, конечно же, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Уроки конкретизации. Позволяют учащимся отрабатывать новый способ действия, их провожу в форме уроков-путешествий, тематических экскурсий, уроков - практикумов и групповых форм работы. Помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов. На мой взгляд, это позволяет учащимся развивать диалогическую и монологическую речи. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно, игровую. Поэтому, на мой взгляд, игровая технология – самая актуальная при работе с учащимися 1 класса.
В целях дифференцированного подхода к обучению я предлагаю своим учащимся разно уровневые задания, а также задания, учитывающие разную скорость выполнения заданий учащимися. Обязательным считаю применение современных образовательных технологий, в том числе здоровье сберегающих. На каждом уроке я использую физминутки, психологические тренинги, электронные зарядки для глаз, дыхательную гимнастику. Это способствует лучшему восприятию материала на математике.
Уроки рефлексии  позволяют ребенку самому оценивать свой уровень понимания сконструированного понятия. Я использую приём самопроверки, впоследствии все допущенные ошибки анализируются.
Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся в учебном материале, провожу с помощью, как традиционных методов, так и нетрадиционных, в виде тематических игр. (Математическая карусель, Кенгуру-математика для всех).





Литература:

А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2010г.
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010г.
Программы по учебным предметам 1-4 класс. Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012г.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2010г.
Рыбьякова О. В. Информационные технологии на уроках в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2008г.
Интернет ресурсы.




15