Открытое занятие по суставной гимнастике

Открытое занятие – практикум по суставной гимнастике
в 3 классе
Цель: Приобщение учащихся к здоровому образу жизни и формирование у них чувства ответственности за свое здоровье.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: обучать детей организованному началу учебного дня, оптимальной активизации функционального состояния систем организма, предупреждению нарушений осанки
Развивающие: способствовать развитию у учащихся гибкости, силы мышц спины и брюшного пресса, чувства ритма и навыков коммуникативного общения; развивать способности детей младшего школьного возраста к самостоятельному выполнению физических упражнений согласно словесной инструкции;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать умение оценивать состояние своего здоровья, воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом

Оздоровительная: формировать у учащихся правильную осанку, умение оценивать состояние своего здоровья

ТИП занятия : практическое занятие по суставной гимнастике
ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИИ: фронтальная
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: АКТОВЫЙ ЗАЛ .
НЕОБХОДИМЫЙ ИНВЕНТАРЬ И ОБОРУДОВАНИЕ:
Гимнастические коврики (по количеству участников занятия)
Аудиотехника, аудиозаписи с суставной гимнастикой





Части занятия и их содержание
Время дозировка
Методические указания
Примечания

I. Вводно – подготовительная часть занятия.
Построение.

Приветствие, объявление темы занятия : «Практическое занятие по суставной гимнастике»
Задачи занятия:
Во время сегодняшнего занятия вы, ребята, покажете чему мы научились во время наших предыдущих занятий, узнаете правильная ли у вас осанка и разучите упражнения и игры для профилактики нарушения осанки. Вы уже знаете, что осанка это произвольное положение позвоночника. Хороший позвоночник – гибкий позвоночник. И прежде чем попасть в Страну Хорошей Осанки, необходимо заработать пропуск, т.е. продемонстрировать свою гибкость. Сейчас мы выполним несколько тестов на гибкость, и вы сами себя проконтролируете – хорошая у Вас гибкость или нет.
(По команде воспитателя, все участники занятия расходятся по периметру зала и останавливаются возле учебника и кубика, заранее разложенных воспитателем).
Тесты на гибкость:
- в шейном отделе позвоночника: наклон головы вперед, подбородком коснуться груди;

- в локтевых суставах: руки в сторону ладонями вверх, согнуть руки в локтях.

- в плечевых суставах: взять кубик в правую руку, поднять ее вверх, согнуть в локте за голову, левую согните за спиной. Передайте кубик из правой руки в левую и наоборот.

- в лучезапястных суставах: вытянуть руки вперед ладони внутрь, согнуть кисти внутрь.

- в тазобедренных суставах:
и.п. – о.с. максимальный наклон вперед

- в коленных суставах и голеностопе стопе: встать на колени, попытаться сесть на пол

Гибкость ребята, это физическое качество человека, которое позволяет нам красиво, грациозно двигаться, придает легкость и уверенность в движении. Недаром взрослые говорят: «Позвоночник гибок – тело молодо». Мы проводим тест на гибкость позвоночника.

- взять с кубика кусочек пластилина, отойти от стены на шаг, наклониться назад, поднять руки вверх и приклеить пластилин к стене обеими руками.

Запомните ребята и взрослые свои метки, потому что в конце урока мы, к ним вернемся. Ну, что ж! Вы все молодцы и пропуск в Страну Хорошей Осанки – заработали. И первое, что нас ждет – разминка.

Встаньте у стены, прижмитесь к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками. Не меняя положения спины, сделайте шаг вперед. Запомните это состояние и постарайтесь сохранять его до конца занятия. Именно это положение спины – положение правильной осанки.

Возьмите учебник, положите его на голову – начинаем разминку.
Разминка
- ходьба
- ходьба на носках
- ходьба на пятках
- ходьба на внешней и внутренней стороне стопы
- ходьба в полуприседе
(По команде воспитателя все снимают учебник с головы и складывают стопкой в указанное место)
- бег в медленном темпе
- ходьба
- упражнение на восстановление дыхания
10 мин.























































































1 – 2 мин.
30 сек.

Строятся в центре зала, чередуясь -2 мальчика, 1 девочка

Воспитатель здоровается с участниками занятия , обращает внимание на внешний вид.

Во время обращения к родителям не использовать много терминологии, чтобы дети понимали, о чем речь.








Тесты выполняют и дети и родители.








Рот не открывать, плечи на месте. Кто достает подбородком груди – гибкость хорошая.
Руки параллельно полу. Если касаетесь плеча кистью – гибкость отличная, если пальцами – хорошая.
Не наклоняться, ноги врозь. Если кубик передать удается, то гибкость хорошая.



Руки в локтях не сгибать, пальцы прямые. Если кисти перпендикулярны руке, то гибкость отличная.
Ноги в коленях не сгибать. Если достаете ладонями до пола – гибкость хорошая, если пальцами – средняя.
Ноги слегка разведены. Носки ног оттянуты. Если садитесь на пол свободно – то гибкость хорошая








Ноги параллельны. Если пластилин не ниже уровня плеч – гибкость плохая



Включить ритмичную мелодию. Лучше использовать знакомые для детей мелодии детских песен.











Учебник класть на темя, стараться его не ронять.


Соблюдать ритм, дистанция 2 шага
Руки вверх, ладони внутрь
Руки в стороны, параллельно полу
Руки на поле, локти назад

Руки вперед, ладони внутрь



Дистанция 2 шага, не ускоряться

Вдох через нос, выдох через рот











Если позволяют размеры спортзала, то разграничить зоны игр, разминки, упражнений и т.д. плакатами с названием зон (например, «Город Игр» или «Станция Разминки»















Во время выполнения тестов, родители контролируют себя и ребенка. Воспитатель комментирует результата, если встречаются непонятные слова для детей, то объяснить доступным для них образом.





















Похвалить самый низкий наклон среди детей и родителей.





















Во время ходьбы, руки не сгибать, пальцы прямые. Похвалить всех, кто ни разу не уронил учебник



(По команде воспитателя класс останавливается по периметру зала)
ОРУ
- потягивания
- и.п. – ст. ноги врозь руки на пояс
1-4 вращение головы влево
5-6 вправо

- и.п. – то же
1-4 наклоны головы влево, вправо, вперед, назад

- и.п. – ст. ноги врозь руки перед грудью
1-2 поворот туловища влево
3-4 вправо

- и.п. – ст. ноги врозь руки на пояс
1-4 наклон туловища влево, вправо, вперед, назад

- и.п. – о.с.
1 - наклон вперед, руками коснуться колен
2 – носков
3 – пола
4 – и.п.


- и.п. – о.с.
1,3 приседания, руки вперед
2,4 – и.п.

- Прыжки на левой, правой и обеих ногах

- Упражнение на восстановление дыхания

Молодцы ребята и ваши родители! Мы закончили разминку и нас ждет город Знаний.

(По команде воспитателя все садятся на лавочки)



2-3 раза
4 раза




4 раза



6 раз



4 раза



4 раза






6 раз



по 4 раза


2-3 раза


Дистанция 2-3 шага

Держать ритм, выполнять под счет.

Спина прямая, темп медленный.




Движения плавные.



Руки параллельно полу, пятки от пола не отрывать.


Ноги не сгибать, не сутулиться.



Движения пружинистые, ноги не сгибать.





Спина прямая, руки прямо, при приседании колени слегка развести.

Прыжки мелкие, частые.


Вдох через нос, выдох через рот


II. Основная часть занятия.
Ребята! В Стране Хорошей Осанки в городе Знаний с нами хочет встретиться самый добрый доктор. Как вы думаете, кто это? Конечно же Доктор Айболит.

(Появляется Доктор Айболит)

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, родители! Хочу немного рассказать вам об осанке, и чтоб понятнее было о чем, я говорю, я буду использовать макет скелета человека. После детского сада ваш режим дня изменился и вы стали меньше двигаться и все чаще находиться в сидячем положении – за партой в школе, за столом дома, когда делаете уроки, за компьютером и т.д. Это все плохо сказывается на вашей осанке. Правильная ли у вас осанка можно определить и визуально (на примере ученика): плечи развернуты, голова держится прямо, лопатки плотно прилегают к грудной клетке, живот подобран, все изгибы позвоночника сохранены шейный, грудной, поясничный, крестцовый. Давайте посмотрим их на макете скелета человека (показывает и называет изгибы).
Уважаемые родители! Если эти изгибы начинают искривляться влево, вправо – это сколиоз, если вперед, назад – лордоз.
Сколиоз можно определить по уровню плеч (если какое – то плечо именно в эту сторону) или надавливая на позвоночник провести пальцем сверху вниз по спине. А вот на наличие лордоза у вашего ребенка мы проведем тест (все встают со скамеек берут в руки линейку и шнурок с отягощением, которые воспитатель заранее разложил за лавочкой). Возьмите шнурок с грузом (на примере ученика) опустите его от затылка так, чтобы шнурок соприкасался с межлопаточной впадиной и межягодичной складкой. К вертикальному отвесу горизонтально приставьте линейку сначала в области 7 шейного позвонка, потом в углубление поясницы. Сделайте замеры, запомните цифры:
Шейный лордоз:
хорошо 2,57-2,62 см
удовлетворительно 2,5-2,56 или 2,63-2,64 см
неудовлетворительно 2,52 или 2,65 см
Поясничный лордоз:
хорошо 3,20-3,26 см
удовлетворительно 3-18-3 см или 3,27-3,28
3,17 или 3,29 неудовлетворительно
23 мин.

В роли Доктора Айболита может выступать старшеклассник, родитель, сам воспитатель. Если это не получится, то пригласить для беседы школьного врача или медсестру.


Выступление доктора должно длиться не более 3-3,5 минут









Родители могут параллельно обследовать своего ребенка.








Родители проводят оценку осанки своего ребенка.























Данные подходят только под возраст 6-8 лет


Еще один тест – тест на сутулость.
Возьмите сантиметровую ленту, нащупайте у детей выступающие косточки над плечевыми суставами спереди и измерьте расстояние между ними. Это ширина плеч. Теперь измерим расстояние между этими точками со стороны спины, лента должна проходить по верхнему краю лопаток. Это плечевая дуга. Сделайте расчет на калькуляторе (сантиметровую ленту и калькулятор воспитатель тоже заранее положил за скамейку)
ширина плеч (см)
плечевая дуга (см) Х 100%

Если показатель равен 90% и меньше, то есть сутулость, если 100% - 110% - норма,
если > 120 – срочно обращайтесь к врачу

Ребята! Не секрет, что если есть искривление позвоночника, то страдают внутренние органы. Мало того, что они сдавливаются, они еще и плохо снабжаются кислородом и питательными веществами. Посмотрите на макет позвонков. Вы видите, что между ними проходят сосуды и нервы, и если позвонок сдвигается или искривляется, то он их пережимает, и орган к которому направлены эти сосуды в скором времени начинает болеть. Видите, ребята, как важно, беречь свой позвоночник, как все у нас в организме взаимосвязано. А сейчас я прощаюсь с вами. Желаю здоровья вам и вашим близким.

Ребята! Поаплодируем Доктору Айболиту и скажем спасибо! Покидаем город Знаний и посетим столицу Страны Хорошей Осанки – Грацию.

(По команде воспитателя класс перестраивается в 4 шеренги. Родители берут гимнастические коврики для себя и ребенка).

Дорогие ребята! Я и ваши родители очень хотим , чтобы вы выглядели красиво, двигались легко. Для этого очень нужно, чтобы позвоночник был прямой. Но позвоночник не может держаться сам по себе. Его держат мышцы спины, живота. Поэтому для хорошей осанки мало быть гибким, нужны еще сильные мышцы спины и живота. Сейчас мы разучим упражнения, которые вы будете делать дома вместе с родителями. Они очень легкие и подходят для вашего возраста.
Упражнения для формирования правильной осанки.
- и.п. – о.с.
1 – подняться на носки, руки к плечам, ладони вперед
2-3 держать
4 – и.п.

- и.п. – ст. руки за голову
1-3 руки вверх ладонями наружу, вдох
4 – и.п. выдох

- и.п. – о.с.
1 – руки к плечам
2 – руки вверх
3 – руки к плечам
4 – и.п.

- и.п. – о.с.
1 – руки вверх, левую ногу назад
2 – и.п.
3 – тоже правой ногой
4 – и.п.

- и.п. – ст. руки на пояс
1 – прогнуться, локти назад
2-3 – держать
4 – и.п.

- и.п. – ст. ноги врозь
1-2 – наклон вперед, руки за голову
3-4 – и.п.

- и.п. – ст. ноги врозь
1-3 – пружинистые наклоны вперед
4 – и.п.

- и.п. – ст. ноги врозь руки на пояс
1,3 – прыжком ноги вместе, хлопок над головой
2,4 – и.п.

- и.п. лежа на спине, руки на пояс
1-2 – поднять ноги
3-4 – и.п.

- и.п. то же
«велосипед»

- и.п. лежа на животе, руки перед грудью
имитация плавания «брасом»

- и.п. лежа на животе руки в стороны
1-3 прогнуться, поднять руки и ноги
4 – и.п.

- ходьба на месте, высоко поднимая колени

- и.п. – о.с.
1 – руки вверх, вдох, потянуться
2,3,4 – «уронить» руки, слегка наклониться вперед – выдох

Ребята! Упражнения, которые мы делали можно использовать для утренней гимнастики. Чтобы быть частым гостем в Стране Хорошей Осанки зарядку нужно делать каждый день.

Следующие упражнения будем выполнять с родителями. Это упражнения на растяжку.




































































4 раза





4 раза



4 раза





4 раза










4 раза



4 раза


6-8 раз



4 раза



10-15 раз


4-6 раз


4 раза



10 сек.

2-3 раза











Калькулятор не обязательно приносить каждому, поскольку расчет проводится очень быстро.












Макет из жестяных баночек, между ними проходят шнурки красного и белого цвета. Баночка – позвонок, красный шнурок – сосуд, белый – нерв.











Интервал, дистанция 2 шага.




























Темп медленный, спина прямая.





Темп медленный, лопатки сведены



Темп медленный, держать осанку, можно положить учебник на голову




Темп средний, прогнуться





Темп средний, лопатки свести




Темп средний, стараться прогнуться



Темп средний, колени не сгибать, стараться коснуться пола

Темп быстрый, руки прямые



Ноги прямые, темп средний



Темп быстрый, ногами пола не касаться


Темп средний, прогнуться


Темп средний, похвалить лучший прогиб у ученика и родителя. Продемонстрировать.

Темп средний, переходящий в медленный, держать осанку
Темп медленный







































































В процессе всех упражнения воспитатель поясняет, какие мышцы работают. Можно использовать музыкальное сопровождение (лучше аккордеон) или речитатив. Например: «Паровозик заболел, очень сильный перегрев. Пара нет, пришла беда, из котла течет вода. Паровозик весь дрожит, слесарь стал его лечить, где зубилом, где ключом: был он ласковым врачом».















































Если воспитатель почувствовал эмоциональный спад на занятии, то перед упражнениями на растяжку можно провести подвижную игру на формирование правильной осанки. Если занятие длится 30 мин., то упражнения на растяжку не выполнять, сразу перейти к заключительной части занятия.

Упражнения на растяжку.

- ребенок лежит на животе, родитель сидит на коленях «в голове» ребенка. Отклоняясь назад, легко тянет руку лежащего на себя, не сгибая своих. Растягиваются мышцы предплечья и идет воздействие на суставу рук. При достижении натяжения можно провести скручивание руки ребенка.

- и.п. – то же. Те же действия, но с ногами. Растягиваются мышцы ног, идет воздействие на коленный, тазобедренный суставы.

- и.п. ребенок лежит на спине. Те же действия с руками.

- и.п. то же. Тот же порядок действий с ногами.

- ребенок лежит на левом боку, руки вытянуты вперед, прямая правая нога вытянута вперед. Опускать, слегка надавливая правое плечо на пол, таз придерживать. Происходит «скручивание».
То же на правом боку.
Задействован позвоночник, мышцы живота, спины.

- ребенок сидит на полу, ноги врозь. Наклоны вперед, к левой и правой ноге. Родитель слегка надавливает на спину двумя руками в области лопаток.
То же из седа ноги вместе задействован позвоночник, растягиваются мышцы спины, задняя поверхность ног.

- Упражнение для релаксации – лежа на спине руки в стороны, ноги врозь, тело расслабить, дышать свободно.

Ребята! Медленно встаем! Покидаем город Грацию. Для этого собираемся «паровозиком» и «едем» к родителям.

Все выполнять в медленном темпе, включить музыку.
Тело ребенка расслаблено, прямое, сохранять это положение до конца упражнения.

Сначала тянут одну руку, потом другую, потом обе.


Объяснить способы хвата.








Выполнять медленно, осторожно. Ноги от пола не отрывать.







Ноги не сгибать, у кого хорошо получается натянуть носки на себя.






Родители сели на скамейки.



Выключить музыку.



Учитель обходит зал, контролирует степень натяжения, указывает на ошибки или поощряет участников урока.

III. Заключительная часть урока.

Ребята и родители! Осанку можно формировать не только упражнениями, но и в игре. И последней станцией в стране Хорошей Осанки будет Город Игр.

10 мин.



Игра «Сторож и воробьи»
Выбирают водящего – «сторожа», дети – «воробьи». Из скакалок выкладывают круг диаметром 3-4 м.

В круг помещают кубики – «зерна» в 2 раза больше, чем количество участников игры. Водящий встает в круг и говорит: «Воробьи – воробышки, серенькие перышки. Вы поклюйте крошки у меня с ладошки». После слов дети на двух ногах впрыгивают в круг, берут кубик (каждый только по одному) и быстро выпрыгивают из круга. Водящий старается запятнать игроков. Кого запятнали, кладет «зерна» в круг. По окончании игры отмечают тех, кто больше всех набрал «зерен», кого запятнали, выполняют упражнения на осанку.

Ребята! Наше путешествие подходит к концу. Безусловно оно было полезным и я надеюсь интересным для Вас. А вот насколько результативным, мы сейчас проверим!

(Родители и ученики подходят к своим меткам на стене и тем же способом, что в начале урока, крепят второй кусочек пластилина)

Подведение итогов.

- Подводя итог урока учитель объявляет результат теста с пластилином (вы стали гибче, подросли) задает несколько вопросов детям по уроку, говорит, что на осанку влияет еще и состояние стопы и это тема для будущего урока.
Раздает памятки родителям (приложение), объявляет оценки за урок.
Благодарит за участие в уроке ребят и родителей.


Водящего выбрать из числа родителей, круг можно начертить мелом.


Вместо кубиков использовать кегли, камушки и т.д. Игру повторять 2-3 раза. Водящего можно менять.
















Родители выполняют упражнение, потом страхуют детей. Учитель отмечает, у кого метка расположилась ниже первой.
























Можно в начале и в конце урока измерить рост ребенка. Сравнить результат. Если рост увеличился, то сделать вывод, что ФК способствует росту организма. Если рост уменьшился, то ребенок получил слишком большую нагрузку.




15