Образовательный материал

Аграрная реформа П.А. Столыпина
Учитель истории: Морозюк Ирина Владимировна

Методическая цель:
Формирование коммуникативных навыков обучающихся на уроках истории.
Обучающая цель:
Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота.;
Оценить итоги аграрной реформы.
Развивающая цель:
Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции.
Воспитательная цель:
Воспитание нравственной позиции.
Оборудование:
Портрет П.А. Столыпина.
Раздаточный материал (документы, схемы); задания для повторения по вариантам.
Рабочие тетради.
Термины на доске, эпиграф.
Учебник. История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
План:
Цели реформы
Основные этапы реформы.
Итоги и значение аграрной реформы.
 Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.
П.Столыпин
Ход урока
На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
Постановка проблемы:
Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе?
Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
предполагаемые ответы:
крестьянская община,
отрезки,
выкупные платежи,
помещичье землевладение,
малоземелье крестьян
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Проверка выполнения опережающего задания.
Готовясь к уроку, вам было предложено заполнить таблицу на тему: “Взгляды новых политических сил, сформировавшихся в ходе первой русской революции, на решение аграрного вопроса”.
Предполагаемое выполнение
Политические силы
Предложения по решению аграрного вопроса

Большевики
возвратить крестьянам отрезанные земли в 1861 г., отмену выкупных платежей и возвращение ранее выплаченных выкупных сумм.

Кадеты
не трогать помещичьи земли, земли крестьян выкупать по “справедливой цене”, т.е. решение за счет крестьян.

Эсеры
“социализация” земли, т.е. принудительное изъятие помещичьих земель и превращение в общенародное достояние. Землю разделить между крестьянами по количеству рабочих рук или едоков в семье.

Вопрос: Как правительство отреагировало на данные проекты?
Обучающиеся: Все проекты были отвергнуты государством.
Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий.
9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.
24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
Мотивация на новую тему (постановка проблемы):
Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.
В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?
На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.
Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради.
Ознакомление с планом изучения нового материала.
Основная часть
Сообщение учащегося о государственном деятеле П.А. Столыпине.
Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.
Цели аграрной реформы.
Работа с документами ( § 7, с. 55).
Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:
“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.
Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.
Модернизация страны.
Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54).
Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).
Основные мероприятия аграрной реформы:
работа с § 7 учебника (по группам):
I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины.(с.50-51);
II группа: Переселенческая политика (с.52-53)
III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53).
Выступления представителей групп:
Обобщение ответов, вывод в форме схемы.
Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

 Работа с понятиями.
Запись в словари
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
Кому выгодно данное мероприятие?
Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.
Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.

Результаты реформы.
Просмотр сюжета видеофильма.
Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.
Подведение итогов урока.
П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.
Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).
Вывод по уроку:
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
Закрепление:
1 Варианту - выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;
2 Варианту – отрицательные. (работа в тетради)
Таблица. Результаты аграрной политики
Создание новых форм землевладения и землепользования
Переселение крестьян

Положительные результаты
Отрицательные результаты
Положительные результаты
Отрицательные результаты

Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г.- 10 % всех крестьянских хозяйств) Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники (использование машин, удобрений). Рост экспорта хлеба
Община не была разрушена. Из неё вышло 25% крестьянских хозяйств, в основном зажиточные и беднейшие. Возросло имущественное расслоение крестьян, ускорилась пролетаризация деревни. Крестьянство в целом отрицательно относилось к частным собственникам (поджоги, потравы). К противоречию между крестьянством в целом и помещиками добавилось противоречие между зажиточными и беднейшими крестьянами.
За Урал переселилось более 3 млн крестьян. Освоено 30 млн десятин целинных земель. Развивалось кооперативные формы хозяйствования.
Проблема малоземелья не было решена.
От 0,5 до 1 млн крестьян вернулись назад. В места переселения возникали конфликты с местным населением.

 Домашнее задание: параграф 8.
Составить развернутый план на тему: «Аграрная реформа Петра Столыпина»
Изучить понятия, исторические даты, выписать словарные слова.
Подготовиться к игре: “Судебное расследование по делу П.А. Столыпина” (Аграрная реформа: за и против):
судье: сущность преобразований;
адвокату: аргументы в защиту Столыпина;
прокурору: аргументы против реформы;
свидетелям: аргументы за и против;
вердикт присяжных.


Рисунок 2лђ Заголовок 115