Образовательный материал


Введение.
«Я бы хотел знать его мысли
(имея в виду Бога), все остальное
уже детали, я бы хотел знать, как
он создал этот мир».
(Альберт Энштейн).
Знакомство с религией, как это ни странно, у учителей естествознания много лет начиналось с изучения вопросов атеистического воспитания. Долгое время учителя химии, биологии, физики на уроках доказывали, что все происходящее с нами, имеет под собой строгую научную основу.
Время идет, мир меняется и от воинствующего атеизма мы переходим к анализу реальных ситуаций сегодняшнего дня и ответу на вопрос: «Что же для нас религия? и Каково ее место и роль в нашей жизни?»
Только в США в настоящее время имеется 2435 средних католических учебных заведений, где обучается около 1 миллиона человек. В Италии, где дети начинают изучать закон божий с шести лет, непосредственно церкви принадлежит 26% всех детских садов, а во всех частных и государственных детских садах кадры состоят на 70% из монахинь. Всего в Италии в ведении католической церкви находится около 4,5 тысяч учебных заведений, в которых обучается свыше 500 000 человек.
В России работа по православному воспитанию ведется уже в течение нескольких лет и важным вопросом является интеграция православной культуры с общеобразовательными предметами. Представляется, что говорить необходимо о связи вообще религии и предметов естественно – математического цикла, т.к. естествознание изучает вопросы происхождения человека, его эволюции. На конкретных примерах мы попытаемся показать как можно использовать знания основных вопросов религии на уроках биологии и химии в школе.
Пятиклассникам на уроках природоведения при изучении темы «Горные породы» будет интересно узнать, что прообразом храмов были первые погребальные сооружения – мегалиты, созданные из камня в III – II тыс. до н.э. Места эти были святыми и в них проходили обряды, связанные с почитанием сил неба и природы.
В теме «Электрические явления» можно рассказать о молниях, которые по мнению этрусских жрецов советовали, или наоборот, не советовали приниматься за то или иное дело. Считалось, что Бог выпустил молнию, и его волю надо выполнить. Были молнии, предназначенные для тех, кто в данный момент ничего не делал и являвшиеся напоминанием или даже прямой угрозой человеку (что является также и воспитательным моментом).
Таким образом, начиная с 5 класса на уроках природоведения (а далее биологии и химии) детям дается информационный материал и они могут выражать свое мнение, опираясь на разные взгляды на ту или иную изучаемую тему.
Растения.
Тема: «Царство Растения».
Лишайники.
Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь.
Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, - это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная».
Голосеменные. Кипарис.
«Стройный как кипарис» - многие люди, наверное, рады были бы заслужить такой комплимент. При этом сравнении имеют в виду пирамидальный кипарис вечнозеленый (Cupressus sempervirens) – могучее дерево 30- метровой высоты с густой кроной из тянущихся вверх ветвей с мелкими, чешуевидными сизо – зелеными листочками и шишками – шариками. С древних времен человек полюбил это дерево. Уже в III –II вв. до н.э. римляне высаживали кипарисы в своих садах. Древнегреческий писатель Лукиан, описывая храм Афродиты на острове Родос, упоминал, что наряду с плодовыми деревьями его окружали «те, которые плодов не приносят, но которым красота заменяет плод: кипарисы и платаны до неба высотою…». И греки, и византийцы почитали кипарисовые рощи как священные. Персы считали это дерево порождением рая. Греки же посвятили его подземным богам и умершим. От них, видимо, и пошел европейский обычай сажать стройные кипарисы на кладбищах.
Особенно ценилась во все времена древесина кипариса, содержащая ароматные масла. Они хороши не только запахом – убивают микробов, отпугивают насекомых. Благодаря им древесина гниет очень медленно и сохраняет нетленным предмет, положенный в посуду или ящик из нее. В кипарисовых гробах хоронили людей знатного рода: например, в кипарисовой колоде была погребена царица Мария Ильинична Милославская, жена русского царя Алексея Михайловича. А в XIX в. Киево – Печерская лавра закупила 292 пуда кипарисовых досок, чтобы изготовить новые гробницы для печерских святых. В кипарисовых ларцах римляне хранили самые ценные рукописи: с тех пор «кипарисовый ларец» стал символом неувядаемости великой поэзии.
Тема: «Покрытосеменные растения».
Легенды об омеле.
Кельты – древний народ, населявший Европу в начале новой эры, - обожествляли многие растения. Особым почетом пользовались дубы и росшая на их ветвях омела. Дважды в год – во время зимнего и летнего солнцестояния – кельтские жрецы друиды ( что в переводе означает «люди дубов») приходили в священные рощи, чтобы совершить таинственный ритуал срезания омелы с дуба. Одновременно приносили искупительную жертву духу дерева.
С чем связано такое внимание к этому растению – паразиту? Кельты верили, что омела обладает чудодейственной силой, исцеляя от многих болезней, а напиток из нее делает человека неуязвимым. Однако лекарственными свойствами обладают многие растения, но только омела была окружена особым почетом. Возможно, как считают некоторые современные ученые, омела, растущая на священном дубе – царе леса – считалась воплощением его жизненной силы. Срезать ветку омелы означало ритуальное убийство величественного дерева. В этом обряде отразились куда более ранние ритуалы настоящего убийства жреца – царя его преемниками, имевшие место в культурах многих народов.
А может быть, омела была посвящена солнцу, символизировала годовой солнцеворот: ее срезание зимой означало смерть, летом – жизнь. Не зря же древнегреческий герой Эней, чтобы получить доступ в царство мертвых, приносит в жертву Персефоне (богине плодородия и подземного мира) «золотую ветвь» - ветку омелы.
Так или иначе, но легенды об омеле оказались очень живучи: как не боролась с ними христианская церковь, считая языческими обрядами, но обычай украшать дома омелой на Рождество сохранился и поныне во Франции и в Англии. В конце концов и церковь смирилась, отнеся омелу к всеисцеляющим растениям, находящимся под покровительством Иоанна Крестителя.
***
Кедр.
Из красавцев ливанских кедров по приказу царя Соломона был построен первый Иерусалимский храм. Все меньше кедров растет на Ближнем Востоке, и может случиться так, что вскоре единственным останется тот, который украшает герб и флаг Ливана.
***
Библейские благовония.
«И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав…» В Библии упоминаются и многие другие ароматические вещества: алой, бальзам, касий, ладан, миро… Попробуем разобраться, что есть что, хотя перевод древних текстов не всегда позволяет это сделать.
Начнем с «курительного состава», который называли фимиамом. В Ветхом Завете многократно описывается курение фимиама – этим сопровождались ежедневные богослужения и все жертвоприношения. Горящий фимиам распространяет приятный аромат, символизируя молитвенное ходатайство Церкви перед Богом за людей. В православном богослужении в кадильницу кладут горящие угли, на которые высыпают ладан или другие душистые растительные составы.
Благовонную смирну (в другом переводе мирру) получали из ароматической смолы, вытекающей из надрезов в коре тропических деревьев, что растут в Африке и на юге Аравийского полуострова. В древности это благовоние высоко ценилось в Египте, Палестине, Греции и Риме. Его использовали для приготовления «священных составов», ароматизации одежды, окуривания помещений. Кроме того, им смазывали тела умерших и пропитывали погребальный саван: «Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста (литра – весовая единица, равнявшаяся 219, 7 г). Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи».
А что такое стакти, оних, халван, ливан, ладан? Стакти – это греческое название самоточной смирны – самой чистой и благовонной, которая свободно течет из дерева без надреза коры. Оних – вид раковин, которые, будучи растертыми в порошок, распространяют при сжигании сильный запах. (Благовоние использовали в кадильницах). Горькую душистую смолу халван добывали из надрезов в коре невысоких деревьев, растущих на Аравийском полуострове. Ливан – вещество желтоватого оттенка, с приятным запахом, острое и горькое на вкус. Его тоже добывали из деревьев, растущих на Аравийском полуострове, и использовали при жертвоприношениях: «Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного, пусть принесет пшеничной муки, и вольет на нее елея, и положит на нее ливана…» Ладан – душистый, твердеющий на воздухе сок ладанных деревьев. В древности это благовоние ценилось очень высоко. Наряду с другими ценностями волхвы поднесли его младенцу Христу: «…и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Алой (алоэ) – распространенное растение с мясистыми колючими листьями. Его сок с острым запахом широко применяли при погребальных обрядах, для ароматизации домов, а также как самый драгоценный фимиам для курения. Это благовоние упоминается в Песне Песней наряду с другими: «… нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами…»
Нард – многолетнее травянистое растение из семейства валериановых, имеющее толстое, мясистое, пахучее корневище; его вывозили преимущественно из Индии. Очень ценилось нардовое масло (мазь), которое использовали в медицине.
Аир (другое название ир) тоже многолетнее растение, корневище и кора которого до сих пор служат источником ароматно- горького эфирного масла. Употребляется оно как ароматическое средство, а также для улучшения пищеварения.
Неоднократно в Библии упоминается и бальзам. Эту смолистую жидкость добывали подобно тому, как весной собирают березовый сок: надрезали кору и ставили сосуд под падающие капли. В день с одного дерева удавалось получить всего полсотни капель жидкости с острым приятным запахом. Поэтому стоил бальзам дорого. Римские императоры Помпей и Тит привозили его из походов в качестве трофея. Использовали бальзам не только как благовоние, но и для лечения ран. А впоследствии этим словом стали называть любое целительное средство, особенно в виде мази или густой жидкости. «Бальзам на душу» - говорят и сейчас о чем- то приятном, освобождающем от тяжелых переживаний.
Любопытно, что вещество это не имеет прямого отношения к бальзамированию – мумифицированию умерших для длительного сохранения. Во время бальзамирования тела промывали вином, умащали различными ароматическими маслами, а затем длительно выдерживали в селитре. Мумифицированное тело могло сохраняться тысячелетиями. В Ветхом Завете упоминается бальзамирование патриархов Иакова и Иосифа.
Касий (кассий), касия – это благовоние стояло в одном ряду с алоем и смирной: «Все одежды Твои, как смирна и алой и касия», - говорит песнопевец. Касиевое масло получали из тонкой коры коричных деревьев семейства лавровых, растущих в Индии и Аравии. Им умащали (наряду с алоем и другими благовониями) одежды царей и высших сановников.
Мирт (мирта) – благоухающее вечнозеленое растение. Некогда обширные пространства побережья Средиземного моря покрывали миртовые рощи. Аромат листьев и красивые цветы мирта символизировали славу и благоденствие. Венками из его веток и листьев увенчивали героев и победителей.
В иудейских и христианских обрядах важную роль играл специальный состав из благовонных веществ – миро. Его использовали для священного помазания. В ветхозаветные времена миром были помазаны Скиния завета ( у древних иудеев постройка для богослужения, служащая местом пребывания Бога), первосвященник Аарон и его сыновья. Позднее миром мазали не только священников, но и царей и пророков. Миром были помазаны на царствование и русские государи.
Состав миро может быть очень сложным. В России в конце XIX века его готовили из 31 компонента, основными из которых были елей (оливковое масло) и белое виноградное вино. В католическом богослужении использовали смесь из елея и перуанского бальзама.
Миро в России часто путают с миррой, что до орфографической реформы 1918 г. было невозможно: «миро» писалось через «ижицу» -последнюю букву русского алфавита ( мvро), а «мирра», как и сейчас, - через «и». Что же касается обычая миропомазания, то он переосмыслился в шутливую поговорку «Одним миром мазаны», которой характеризуют людей с одинаковыми недостатками.
Животные.
Животные как пассивные или активные действующие лица вошли в различные религиозные верования, начиная с тотемизма, многобожия и кончая единобожием. Не обошлось без животных при создании людьми вымыслов о всяких демонах, ведьмах, колодунах, леших, домовых и оборотнях. Многие животные в разных уголках Земли попали даже в разряд священных. И везде и всегда они служили людям источником возникновения различных верных и неверных примет.
***
В священной книге иудеев и христиан – Библии – повествуется о сотворении мира и всего живого на Земле единым и всемогущим Богом. Всю эту работу Бог будто бы проделал за шесть дней – сотворил твердь земную, небо, растения, животных, а на шестой день сотворил человека по образу и подобию своему. Появился Адам. Потом Бог наслал на него крепкий сон и без всякого наркоза взял у него одно из ребер и создал из него женщину – Еву.
***
Многобожие, вера во многих богов, особого расцвета достигла в Древней Греции и в Древнем Риме. Причем, разным богам приписывались разные функции, хотя почти все они пребывали на священной горе Олимпе. Верховным среди них был Зевс (у римлян – Юпитер) – владыка богов и людей. Далее шли Апполон – бог – покровитель искусств, Афина – богиня мудрости, знаний, ремесел, войны и победы, Афродита (Венера) – богиня любви и красоты, Артемида (Диана) – богиня охоты, покровительница рожениц, Гермес (Меркурий) – вестник олимпийских богов, покровитель пастухов, бог торговли, Гефест (Вулкан) – бог огня, покровитель кузнечного ремесла, Деметра (Церера) – богиня плодородия, покровительница земледелия, Дионис, Вакх, Бахус – бог виноградарства и вина, Гипнос – бог сна, Морфей – бог сновидений, Посейдон (Нептун) – бог морей, Арес (Марс) – бог войны, Танатос – бог смерти, Аид (Плутон) – бог подземного мира и царства мертвых. В мифах жили и действовали десятки, сотни других более или менее значительных богов и богинь. Не случайно же римский писатель Гай Петроний, живший в I веке н.э., не без иронии говорил, что в его округе богов можно встретить чаще, чем людей.
Культ разных богов часто сочетался с продолжавшимся почитанием животных. Многие боги были в той или иной степени связаны с животными, некоторые сами имели вид животных и даже могли превращаться в животных, как это не раз бывало с самим Зевсом во время его любовных похождений. Животные стали обожествляться и зачисляться в разряд священных. Множество таких примеров можно найти в интересных и занимательных мифах Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима. В Индии, например, у сторонников индуизма священными животными по сей день считаются змеи, обезьяны, слоны и коровы.
Наиболее насыщены всякими животными мифы Древней Греции. В них мы находим и вполне реальных животных, и выдуманных, сказочных. Особого внимания заслуживает миф о козе Амалфее. У доолимпийского бога Кроноса и его жены Реи родился сын Зевс. А так как Кроносу было предсказано, что один из сыновей низвергнет его, он всех своих детей проглатывал. Желая спасти родившегося Зевса, Рея укрыла его на острове Крит, где его вскормила своим молоком коза Амалфея. Когда Зевс стал верховным богом, Амалфея была взята им на небо и превратилась в звезду Капеллу в созвездии Волопаса.
С Амалфеей связан еще один довольно популярный миф. Рог этой козы якобы обладал волшебным свойством давать все, что пожелает его обладатель. Отсюда и выражение «рог изобилия» как символ и источник добра, довольства и богатства.
Тема: «Членистоногие».
***
Богомол
Карл Линней дал такое научное название обыкновенному богомолу – мантис религиоза. Что значит «религиоза», понятно без объяснений, «мантис» - по-гречески «пророк», «предсказатель».
«Подстерегающий добычу богомол сидит в толще воды или среди листьев кустарника приподняв кверху переднеспинку и передние ноги, голени которых вложены в бедра, как лезвие перочинного ножа. Этой характерной позе богомол обязан своим названием. Насекомое сидит неподвижно, оно как бы замерло в молитвенном экстазе» (профессор Ф. Н. Правдин).
***
Саранча
Еще в Библии сказано, что саранча и ливни приходят в одно время. Новейшие наблюдения подтверждают такую взаимосвязь.
Происходит это оттого, что саранча предпочитает не утруждать себя и летит обычно, куда дует ветер. А ветер дует в сторону малого барометрического давления и приносит туда дождевые облака, вместе с ними и тучи саранчи.
***
Скарабей священный
Древние египтяне возвели навозного жука в священный ранг, поклонялись ему как божеству. Из камня вырезали его изображения и, положив его на сердце умершему, хоронили вместе с мумиями. Полагают, что обожествление навозного жука произошло вот как: символ движения солнца по небу усмотрели египтяне в катании жуком шаров.
***
Паук
Воров и героев, как уверяют предания и газеты, пауки не раз спасали от полиции и врагов.
Истории эти по большей части старые: паук заплел паутиной вход еще в ту пещеру, в которой спрятался от злых недругов Магомет, и они в нее не вошли, решив, что там никого нет, раз паутина у входа не порвана. С тех пор большой грех у магометан – убить паука.
А еще раньше будто бы таким же образом паук уберег Давида от Саула. Эта легенда широко гуляет по миру. В Болгарии и Англии еще недавно жило устное предание: самого Христа паук так же вот спас от Ирода. В Италии св. Феликса, в Японии героя Йоритомо, как и Магомета, спас паук…
Тема: «Пресмыкающиеся».
Змеи
Во всех религиях, признающих единого бога, не обошлось без животных, совершавших добрые или злые дела или просто принимавших пассивное участие в различных событиях. Так было и в христианской религии. Когда созданные богом Адам и Ева жили в раю, там появился первый персонаж из мира животных – искусивший их змей, в образе которого действовал дьявол.
***
В христианской религии широкое распространение получила легенда о чудовищном змее, побежденном святым Георгием. Вот один из ее вариантов.
В некоей восточной стране вблизи города было озеро. Поселившийся в нем большой страшный змей по очереди поедал жителей города. Однажды пришел черед и царю принести искупительную жертву – отдать змею свою дочь. Когда она была уже на берегу озера и ждала своей участи, к озеру подъехал Георгий. Расспросив девушку, что она тут делает, он дождался выхода из воды змея – дракона, силой Иисуса Христа смирил его, а затем привел в город. Там по просьбе народа герой отсек змею голову. Царь и жители той страны уверовали в Христа, крестились и сокрушили своих идолов.
Победитель змея Георгий Победоносец был причислен к лику святых православной церкви и пользовался большой популярностью. В народе его звали Егорий Храбрый, святой Егорий или святой Юрий. Он стал покровителем русских царей, а московские князья включили его фигуру в герб Москвы и Московской губернии. В народе святого Георгия считали покровителем пастухов и охотников, начальником над волками и змеями, а затем и над всем звериным царством.
***
Крокодилы
Несмотря на хищный нрав крокодилов и частые случаи гибели от них людей, в ряде стран их издавна стали почитать и даже причислять к лику святых. Судя по историческим сведениям, первыми вошли в число священных нильские крокодилы. Произошло это в Древнем Египте, где обожествлялись и другие животные.
По мнению египтян, крокодилы приносили людям драгоценную воду, без которой в этой жаркой и сухой стране не было бы никакой жизни. Ежегодно египтяне с нетерпением ждали паводка на священной реке Нил. Это и понятно: от разлива реки и принесенного водой плодородного ила, остающегося на берегах после паводка, зависел урожай. Чем больше воды, тем лучше. А большая вода приносила в низовья Нила и множество крокодилов. Вот и появилась у людей догадка, что именно крокодилы приводят воду, а не вода крокодилов. Крокодилов стали почитать как полезных и священных животных.
По свидетельству древнегреческого историка Геродота, посетившего Египет в V веке до н.э., в тенистых парках храмов были мраморные бассейны, в которых лениво нежились огромные крокодилы. На их толстых лапах блестели золотые браслеты, а на головах сверкали драгоценные камни. Пищу – жареных куропаток и окорока диких зверей – жрецы подносили им на серебряных блюдах. Разумеется, хищные твари привыкали к таким подношениям и в определенной степени становились ручными. Когда такой почитаемый крокодил умирал, его бальзамировали и помещали в священное хранилище. В гробницах египтян не раз находили мумии крокодилов.
Тема: «Птицы».
***
Сова
Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали ее, другие проклинали. Китайцы считали ее символом благосостояния, полинезийцы – ночным злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нещадно, пока за них не вступилась наука. Сова – единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперед. И в то же время, не поворачивая корпус, она может смотреть вбок и даже назад – голова совы поворачивается на 1800. Бесшумный полет объясняется устройством её оперения и крыльев. Задние края крыльев этой птицы снабжены мягкой бахромой из перьев, которые уничтожают завихрения воздуха. Бесшумный полет совам необходим: их добычей служат такие чуткие зверьки, как мыши. Сейчас известно, что одна сова уничтожает за год в среднем от 1000 до 1200 мышей. А это значит, что она спасает минимум тонну зерна!
***
Клесты
Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это Бог наградил их перекрещивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, смогут пролежать долгие годы без изменения. (Конечно, это клесты. Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян и шишек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат большое количество смолистого вещества. Оно накапливается в организме птиц, и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это совершенно не вредит, а после смерти они сохраняются в неизменном виде довольно долго – иногда по 15 – 20 лет. И еще одна удивительная особенность есть у клестов: птенцы их могут появляться в любое время года – даже в декабре и январе, т. е. когда можно добыть больше корма для выкармливания. А кормят родители свое потомство семенами хвойных растений, размягченными в зобу.
***
Кукушка
В одном из самых распространенных преданий об этой птице говорится, что одна женщина, погубившая своего мужа, в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Ее слезы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют ее бедной вдовушкой, а каково же настоящее ее имя? (Это кукушка. В то время, когда почти все птицы, выбиваясь из сил, выкармливают птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнезда и не знает ни горя, ни забот. Трясогузки, зарянки, славки не замечают, что в их гнезде появилось чужое яйцо. Но это еще полбеды – главное, кукушонок выкидывает из гнезда детей законных хозяев. Ведь ростом он больше приемных родителей, и всю семью им не прокормить. Это явление в биологии называется гнездовым паразитизмом. И все – таки кукушка полезна, полезна благодаря своему аппетиту. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Однако прожорливость – не единственное ее достоинство. Среди гусениц есть немало таких, которых не едят другие птицы, - волосатых и ядовитых. А кукушка их поедает с удовольствием.
***
Очень много животных оказалось в ковчеге праведника Ноя во время всемирного потопа. Произошедшие от Адама и Евы люди размножились, разошлись по Земле, обзавелись хозяйством, скотом, построили города. Жили неплохо. Но постепенно стали портиться у них нравы, начались распри, разные грехи и преступления, пропала вера в бога. Увидел господь Бог такое развращение людей и , как говорится в Библии, сказал:
-Истреблю с лица земли человеков, которых я сотворил, от человека до скотов и гадов и птиц небесных истреблю: ибо я раскаялся, что создал их.
И наслал Бог на Землю потоп. В живых остались лишь праведный и непорочный Ной, его жена, три сына и взятые с собой животные – по одной паре из всех чистых и по одной паре нечистых. Все они спаслись на заранее построенном большом корабле – ковчеге. Кто-то в шутку сказал, что Ной на своем ковчеге организовал первый в мире зоопарк. Сорок дней и сорок ночей непрерывно лил дождь, вся земля покрылась водой, а ковчег носился по воле волн.
По окончании дождя ковчег Ноя остановился у горы Арарат. Первым Ной выпустил из ковчега ворона, чтобы тот разведал, есть ли где места, с которых сошла бы вода. А ворон улетел и не вернулся, занялся поисками трупов. За это он и попал в разряд нечестивых по христианскому вероучению. После этого Ной выпустил из ковчега голубя. Долго его не было, зато вернулся он с масличной веткой в клюве. Это значило, что на земле появились сухие места. А голубь был причислен к священным птицам. Все спасшиеся на ковчеге животные были выпущены из него и разбрелись по земле. А Ной после всемирного потопа, по библейскому преданию, стал родоначальником нового человечества. Он же якобы первый на Земле насадил виноградную лозу.
***
У иудеев и христиан голуби также попали в число животных, угодных единому Богу. Их даже приносили ему в жертву, о чем сказано в разных местах Библии. Белых голубей иногда отождествляли с самим Богом – духом святых. В наши дни люди не склонны к такому уподоблению. Но белых голубей и сейчас народы Земли чтут как символ мира, к которому стремятся все люди доброй воли. Значительно способствовал этому штриховой рисунок художника Пабло Пикассо «Голубь мира», сделанный им в 1947 году.
Тема: «Млекопитающие»
***
Собака
Древние звериные названия созвездий, связанные с собаками, впоследствии породили и некоторые широко употребляемые звериные термины. Вот как, например, вошло в обиход слово «каникулы». В средние века летом, в самое жаркое время, в университетах и в других учебных заведениях устраивали перерыв в занятиях. А так как этот перерыв совпадал с появлением на небе созвездия Малого Пса, то его стали называть «каникулы» (от латинского слова «каникула» - собачка, щенок). Постепенно слово «каникулы» прочно вошло в обиход для обозначения перерыва в занятиях во всех учебных заведениях не только в летнее, но и в зимнее и другое время.
***
Сенбернар. В центре собачьего кладбища неподалеку от Парижа стоит монумент: на высоком постаменте скульптура собаки, на спине у нее лежит ребенок и держится руками за ошейник. Внизу надпись: Барри из Большого Сен – Бернара. Он спас жизнь сорока человекам. Сорок первый убил его.
Здесь, в изображении на памятнике и в надписи на нем, сплетены две легенды.
Первая рассказывает: Барри, собака породы сенбернар, спасла однажды в горах сбившегося с пути ребенка. Она нашла его в пещере, замерзшего и умирающего. Барри облизал лицо и руки ребенка, согрел его, затем лег и подставил ему спину. Ребенок забрался на Барри, и тот принес его в монастырь. У двери ухватил зубами колокольчик и его звоном позвал монахов.
Это было в Швейцарии. Там, на перевале через Альпы, в горном проходе, ведущем из Италии в Германию, стоит у вершины Сен – Бернара августинский Сен – Бернарский монастырь. Его монахи вывели особую породу крупных собак. Работа велась долгая: сенбернары известны с XIV века (по другим данным, родоначальник этой породы был привезен в госпиталь Сен – Бернарского монастыря между 1660 и 1695 годами).
Собак дрессируют отыскивать захваченных непогодой, потерявших силы и замерзающих в пургу путников. Сенбернары разгребают снег, согревают погибающего человека. Бегут в монастырь и громким лаем зовут монахов, ведут их затем к найденным в снегу людям.
Вернемся теперь к Барри. Много стихов, поэм, рассказов посвящено ему, и во многом говорится о спасенном им ребенке. Швейцарский кинолог Альберт Хайм просмотрел архивы монастырского госпиталя и не нашел в них никакого упоминания о подобном случае.
Вторая версия легенды о Барри тоже неверна. Он действительно спас сорок человек. Сорок первый найденный им в снегу замерзающий путник будто бы застрелил его, приняв за волка . но этого не было. Барри доживал свой век в спокойной старости и умер своей смертью. В монастыре провел с 1800 по 1812 год. Затем настоятель монастыря отправил его в Берн к знакомым.
В 1814 году Барри умер. С него сняли шкуру и сделали чучело. Но очень неудачное. В 1923 году его переделали, и теперь стоит оно в вестибюле Бернского национального музея. Каждый входящий сначала видит Барри. А потом уже все прочие экспонаты.
***
Кошки
В средние века в христианских странах на долю кошки выпали тяжелые испытания. Но там, где господствовал ислам, кошка пользовалась почетом. Коран отзывается о ней с уважением. Легенда рассказывает, что Магомет очень любил кошек. Когда одна из них спала на его рукаве, а ему нужно было встать и уйти, он будто бы, чтобы не беспокоить любимую свою кошку, тихонько отрезал рукав.
Первые христиане относились к кошке неплохо. В женских монастырях она была единственным домашним животным, которое разрешалось держать. И в мужских монастырях, конечно, жили кошки. Некоторые исследователи полагают, что именно монастыри в раннее средневековье способствовали распространению кошки в Европе.. ***
Судя по библейскому Ветхому завету, у иудеев наиболее желанным жертвенным животным был ягненок – агнец (от латинского «агнус» -ягненок, барашек).
Однако все течет, все меняется. Так получилось и с жертвоприношениями. С возникновением христианства иудейские языческие жертвы единому Богу уходят в прошлое. За все грехи людей перед Богом искупительной жертвой стал библейский сын его Иисус Христос. Своей смертью он искупил все грехи людей. Поэтому в христианской религии Нового завета употребляется выражение «агнец божий», под которым понимают именно Иисуса Христа. В раннем христианстве Христа изображали в виде ягненка. Да и сейчас кое –где изготовленного из сахара ягненка прикрепляют на верх пасхи (кулича) перед ее освящением.
***
Внешним выражением культа священных коров и быков являлись скульптурные изображения этих животных. В древности их много было в различных странах во дворцах и храмах. В Ассирии входы во дворец царя Саргона II в Хорсабаде были украшены статуями крылатых быков с человеческими головами – мифическими покровителями дворца. В Древнем Египте в храмах можно было увидеть статуи богини неба Гатор и статуи Исиды, изображенные в виде коровы.
***
Для туристов Гонконг – преинтереснейшее место. Одних только храмов там около 600. В храм живого Будды приходят люди за исцелением от хворей и для победы над злыми силами.
Один из самых популярных в Гонконге – храм бога обезьян. Его посещает очень много людей – и местных жителей, туристов. В великолепном храме царит особая атмосфера, очевидно, сказывается озорной характер бога, в честь которого воздвигнут храм. Сам бог находится на небесах. Попал он туда за свой характер – набедокурил на земле. Однажды устраивали большой банкет, а его не пригласили. Обиделся за это бог обезьян на устроителей банкета и в отместку им съел все таблетки от смерти. Вот за это и сослали его на небо.
Посетители храма бога обезьян надеются, пообщавшись здесь с духом бога, поправить здоровье, наладить мир в семье, улучшить финансовое положение. Посредниками между посетителями и богом являются служители храма. Выслушав просьбу посетителя, служитель начинает что – то шептать на непонятном даже для местных жителей языке. Потом слушает, что скажет бог, переводит его ответ и совет молящемуся. Ответы бывают хорошими – посетители остаются довольны.
ЧЕЛОВЕК
«Какое чудо природы человек! Как
благороден разумом! С какими
безграничными способностями! Как
точен и поразителен по складу и
движеньям! В поступках как близок к
ангелу! В воззреньях как близок Богу!
Краса вселенной! Венец всего
живущего!»
Уильям Шекспир «Гамлет»

В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут ее. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И наконец решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть.
Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далеких светилах. И вместе с тем боги ошиблись. Что бы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Не потому ли нас интересуют Вселенная, природа, другие живые существа, законы логики и математики, что мы хотим понять свое место в нашем сложном мире, жаждем узнать, кто мы и зачем мы? «Что я могу знать? Что я должен делать? На что могу надеяться?» -эти вопросы составляют глубинную суть любого взгляда человека на мир.
Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной Тайны.
Тема: «Становление наук о человеке».
Развитие древних религий привело к появлению нового мотива: человек рожден из двух начал – земного и небесного. Так, согласно Библии, Бог сотворил его «из праха земного» по своему образу и подобию в последний, шестой день творения. Позднейшие комментаторы Священного Писания часто подчеркивают, что подобие Богу вовсе не означает телесное сходство. Истинный облик Господа, согласно христианской традиции, вообще непостижим человеком. Творение первого человека – Адама происходило как бы в два этапа: «И создал Господь Бог человека ихзпраха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Чуть позже из ребра Адама была сотворена его жена – Ева.
Адама и Еву Бог поселил в Эдеме – земном раю, блаженном саду. Люди наслаждались всеми мыслимыми благами и даром общения с Богом. Запрещено им было лишь одно –вкушать плоды от древа познания добра и зла. Сорвав запретный плод и тем самым реступив заповедь Творца, Адам и Ева узнали о зле (противлении Божией воле). В наказание они были изгнаны из рая и обречены нести бремя своего первородного греха. После грехопадения люди стали смертны, были отлучены от прямого общения с Творцом и обречены тяжким трудом добывать пропитание. Женщины производят потомство в мучениях – в расплату за то, что Ева первой поддалась искушению.
Подобные представления о творении человека и его грехопадении являются очень близкими для всех так называемых авраамических религий, к которым относят иудаизм, христианство и ислам.
Тема «Опорно – двигательная система».
К человеческим костям во все века, как правило, относились с благоговением. Например, если древний грек или римлянин случайно находил их, то считал священным долгом прикрыть останки хотя бы двумя – тремя горстями земли.
***
Интерьер церкви Всех Святых в Кутна – Горе (Чехия) полностью выполнен из костей и черепов людей, погибших во время эпидемии чумы. По замыслу создателей это символизирует победу вечной жизни над смертью.
***
В капелле Смерти в монастыре капуцинов в Риме для украшения стен начиная с 1624 года были использованы кости свыше 4 тысяч монахов ордена. Марк Твен так описал ее: «Изящные арки, возведенные из берцовых костей… Пирамиды, сложенные из ухмыляющихся черепов; причудливые строения из голеней и предплечий… виноградные лозы из скрепленных человеческих позвоночников с усиками из человеческих жил и сухожилий и цветами из коленных чашечек и ногтей».
***
Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны – особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до головы знатных маори, но даже передавать что – либо через голову вождя.
Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду – у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были «украшены» такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI веке увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тысяч черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.
Тема: «Кровеносная система».
Грипп в октябре – всевидящ,
как Господь.
Как ангелы на крыльях
стрекозиных,
Слетают насморки с небес
предзимних
И нашу околдовывают плоть.
(Б. Ахмадулина)
Тема: «Пищеварительная система».
Ритуалы приема пищи.
У всех народов существуют особые ритуалы приема пищи, ограждающие пищеварение от пренебрежительного отношения. Вот как трапезничали в русских крестьянских семьях. Сам стол считался священным предметом: в старину говорили, что в избе он подобен престолу в церкви, и вести себя за столом нужно было так же пристойно, как и в храме Божием. На стол нельзя было класть что попало. Залезать на него считалось кощунством, а допустить на стол маленького ребенка, тем более кошку или курицу – нарушением устоев. На Русском Севере даже запрещалось стучать кулаком по столу: суровые северные крестьяне были уверены, что стол – это раскрытая ладонь Богоматери, бить по которой грешно.
На Руси не разрешалось бранить съестное. В своде законов и правил «Домострой» утверждалось, что достоинства пищи зависят не только от стряпухи, но и от поведения участников застолья: коли едят в благоговении, беседы ведут приличествующие, то еда и питье в сладость, ну а если станут ругать блюда, то кушанья от этого станут отбросами. Именно поэтому за вкусную трапезу благодарили не хозяйку, а Бога. По народным поверьям, прием пищи происходит в присутствии злых и добрых духов. Вначале людей охраняют добрые духи. Если же обедающие ругаются, ведут себя плохо, они в огорчении отходят от стола, и к нему прорываются демоны. Ох и пакостят же эти проказники людям: подбрасывают в пищу всякую гадость. Обжорство объяснялось тем, что вместе с невоспитанным человеком в поглощении пищи участвует всякая нечисть: едоку только кажется, что это он опустошает тарелки, а на самом деле то творят свои проделки демоны.
О голодании, диетах и постах.
По форме очень похож на диету пост, но смысл его иной. Прибегая к диетам, люди желают добиться пользы для тела – похудеть, избавиться от болезней. Приступая к посту, приверженцы того или иного вероучения стремятся очистить не тело, а душу. Посты приняты во многих религиях мира. Пост – это не только отказ от обильной и вкусной трапезы. Это время бескорыстной помощи ближним и примирения с недругами, размышления о прожитом, сопоставления поступков и мыслей с основными жизненными ценностями.
История христианских постов восходит к библейскому пророку Моисею, сорок дней постившемуся в пустыне. Такой же подвиг совершил и Иисус Христос, который «возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал». Христиане, соблюдая посты, показывают готовность сопротивляться искушениям, как это делал Иисус Христос. Самый значительный у православных – Великий пост, длившийся семь недель и ежегодно приходящийся на март – апрель. В старину этот пост был очень строгим: разрешалось вкушать лишь хлеб, сушеные фрукты и овощи, да и то один раз в сутки – вечером. На Руси на время Великого поста запрещались все увеселительные мероприятия, закрывались мясные лавки и даже при-
останавливались судебные тяжбы; главным делом считалась благотворительность. Такие требования были определены смыслом Великого поста, на протяжении которого добрый христианин вспоминает и «проживает» муки Христа. Особенно строг пост в последнюю неделю – Страстную седьмицу, когда Христос был схвачен, подвергнут мучениям и распят. Зато Светлое Христово Воскресение прилежно постившийся прихожанин встречает с реальным ощущением, что это не просто выходной, а Праздник Праздников, символ торжества жизни над смертью и победы добра над злом.
Кроме Великого поста в православии соблюдаются многодневные и однодневные посты. Каждую среду ( в воспоминание о предательстве Иуды) и пятницу (в память страданий и смерти Спасителя) православные, строго придерживающиеся древних канонов, тоже соблюдают пост – воздерживаются от мяса. Таким образом, на каждую не-
делю выпадают два разгрузочных дня, не считая однодневных и многодневных постов. Полезно это для здоровья или нет – предмет споров ученых. Одни говорят, что столь строгое соблюдение постов вредит здоровью, на долгие сроки лишая организм необходимого разнообразия питательных веществ. Другие считают, что посты – естественные диеты, к которым люди интуитивно пришли в древности. В подтверждение научной обоснованности постов ссылаются на правило: не должно соблюдать их детям, больным, беременным и кормящим женщинам, путникам, преодолевающим тяжелую дорогу, т.е. тем, кому опасно ограничение в пище.
Мусульмане соблюдают пост во время священного для них месяца Рамадан. В течение этого срока днем они ничего не едят и не пьют; приступать к трапезе разрешено только с заходом солнца. Точно так же, как и православные, мусульмане могут получить освобождение от поста по возрасту и состоянию здоровья. Исламская «диетология» интересна еще и тем, что запрещает употребление свинины – мяса, тяжелого для переваривания, сопутствующего ожирению и закупорке сосудов.
Иудаизм тоже предусматривает посты, во время которых верующие воздерживаются от еды, питья, развлечений. На беременных, кормящих матерей, детей и больных пост и в этой религии не распространяется.
Жизнь без пищи.
«Пища для человека – второе небо» - гласит китайская мудрость. Действительно, разве может кто – либо обходиться без пищи? Оказывается, может.
По мнению американских физиологов, люди способны выдерживать без еды не более 60 – 70 дней. Однако есть свидетельства, что в исключительных случаях удается вынести такое испытание гораздо дольше. Американка Элей Джонс, решив избавиться от избыточного веса, голодала 119 дней. А китаец Цзян Сяоци воздерживался от пищи целых 243 дня! Правда, рекордсмен при этом выполнял специальные упражнения по традиционной китайской системе цигун. Как утверждают знатоки цигун, на определенном этапе занятий можно научиться синтезировать питательные для организма вещества прямо из воздуха и воды, а значит, чтобы выжить, достаточно атмосферной влаги. После голодовки Цзян Сяо-ци прошел тщательное обследование. Врачи констатировали, что он совершенно здоров и находится в хорошей физической форме.
Самые поразительные сведения на этот счет относятся к святым и подвижникам разных конфессий. В числе христианских святых, длительное время обходившихся без пищи, Лид-вина Шидамская, Елизавета Рентская, Анджела Фолинская, Николай Флуэзский. Последний воздерживался от еды около 20 лет! Наиболее известной в XX столетии была, пожалуй католичка Тереза Ньюмен (1898 – 1962); эту святую посещало в день до нескольких тысяч паломников. Почти 40 лет она не брала в рот ни крошки, за исключением ежедневной освященной облатки из муки.
В молодости с Терезой произошел несчастный случай: девушка осталась слепой и разбитой параличом. Медицина оказалась бессильна, и Ньюмен обратилась с молитвами к святой Терезе. В 1923 году к больной вернулось зрение, а вскоре наступило полное исцеление. После такого чуда она перестала принимать пищу. Когда же ее спрашивали, как она существует без еды, Тереза Ньюмен отвечала, что человек в состоянии жить незримым Светом Божиим, а не одной лишь пищей.
Есть подобные примеры и на Востоке. Так, индуистская святая Гири Бала обходилась без пищи почти 60 лет, выполняя при этом особые йогические упражнения.
Современная наука пока не в силах объяснить феномены такого рода. На Западе они неизменно вызывают изумление, священный трепет или , напротив, скептическое отношение. На Востоке к ним, как правило, относятся более спокойно; с точки зрения традиционных восточных систем врачевания считается, что человек получает энергию для жизнедеятельности не только из пищи, но и непосредственно из Космоса.

***
Во всех мировых религиях: христианстве, исламе, иудаизме принято читать перед принятием пищи молитву или освещать еду во время больших религиозных праздников. Часто ли мы задумывались: зачем и откуда в таких непохожих конфессиях появилась уверенность в том, что так правильно поступать. Отчего нашим предкам казалось очевидным то, что наука пытается понять только сейчас. Оказывается, частота колебаний молитвы любой конфессии, звучащей на любом языке, равна 8 Гц, что соответствует частоте колебаний электромагнитного поля земли, поэтому молитва формирует в воде, входящей в состав абсолютно всех продуктов, гармоничную структуру.
Тема: «Кожа».
Иногда на теле истово верующих христиан возникают особые меты – стигматы (от греч. «стигма» - «знак»). Они имеют вид ран и располагаются в тех местах, где, согласно преданию, Христу были нанесены увечья. С XII века известно около 300 случаев появления стигматов. Первым, у кого по свидетельству исторических источников, они образовались, был священник Франциск Ассизский.
Тайна, долгие века поражавшая христианский мир, пока еще не нашла научного объяснения. Современные ученые полагают, что причина стигматов кроется в переживаниях верующих, настолько глубоко сострадающих мучениям Христа, что у них в определенных точках тела лопаются кровеносные сосуды и возникают повреждения кожи. Впрочем, нечто подобное характерно не только для людей, подверженных сильным религиозным чувствам, но и просто для способных к исключительно острому сопереживанию. Например, у Максима Горького во время работы над романом «Жизнь Матвея Кожемякина» при описании сцены убийства на животе появилась багровая полоса – именно туда по замыслу писателя убийца должен был вонзить нож своей жертве. Физиологическая природа этого явления та же, что и стигматов.
Тема: «Нервная система. Высшая нервная деятельность человека».
В Европе издавна от душевнобольных стремились отгородиться: их отправляли в монастыри, а с XIII века начали появляться специальные учреждения для их содержания. В Лондоне людей с расстройством психики помещали в больницу Святой Марии Вифлеемской, больше известную как Бедлам (искаженное Вифлеем). Это слово стало нарицательным, обозначая хаос, неразбериху, сумятицу.
На Руси людей странных, «помешанных», «не в своем уме» часто почитали как отмеченных благодатью Всевышнего. Их и называли божьими людьми, блаженными. В честь святого Василия Блаженного на Красной площади в Москве был даже возведен храм.
***
Поздней осенью 1632 года из деревни Эненген в Гессене бедный пастух по имени Гентц, круглый сирота, не помнящий ни своих родителей, ни откуда он родом, отправился в южную Италию искать лучшей доли. Его путь пролегал через город Вальцбут на Рейне в Констанцкой епархии. Вдруг Генца пронзило чувство, что эти места имеют к нему самое непосредственное отношение. Ноги как будто сами вели пастуха к нужному месту, которым оказалась роща. Войдя в нее Генц осмотрелся. Неподалеку прямо из-под земли бил источник. Юноша приблизился к нему, склонился, выпил воды. Спустя много лет он рассказывал историю своим внукам о том, как вода вернула ему память и он вспомнил эти места, и отца, и мать, и дом, в котором он родился.
***
Основная часть мозга – это вода. У персидских софиев существует легенда. Некогда один мудрец предсказал, что придет день, когда вся вода в мире, кроме той, что будет специально собрана, пропадет. Затем на смену ей придет другая вода, но каждый, кто будет пить ее, сойдет с ума. Лишь один человек воспринял пророчество всерьез и начал делать запасы воды. Но наступил предсказанный день и опустели все водоемы, а тот, кто послушался мудреца, пил воду из своих запасов. Затем водоемы и колодцы вновь наполнились водой и люди жадно пили эту воду и все как один сошли с ума. Но тот, кто послушался мудреца, пил воду из своих запасов и сохранил разум и остался он единственным разумным среди безумцев и поэтому безумным назвали его и тогда он вылил на землю свои запасы настоящей старой воды и выпил он воды новой, и лишился разума, и безумцы решили, что он обрел разум. ***
Творец мне разум строгий дал,
Чтоб я вселенную изведал
И что в себе и в ней познал.
В науку б поздним внукам предал.
***
Наши далекие предки думали, что в каждом человеке живет его двойник –душа. Когда человек умирает, она покидает тело. То же самое происходит во сне, но тогда душа покидает тело лишь на время, а затем снова возвращается обратно. О том, что она делает это время,- где бывает, что видит, с кем встречается,- будто бы и рассказывают человеку его сновидения.
У некоторых племен запрещается будить спящего, переносить его на другое место – душа может не найти своего хозяина. У американских индейцев считалось смертельно опасным разукрашивать лицо человека, когда он спит: возвращаясь, душа может не узнать его, и тогда человек умрет не проснувшись.
Гадали люди и о том, где в человеке прячется душа! Воинственные племена, для которых столкновения с соседями были обычным делом, считали, что душа живет у них в крови. Потеряет воин в сражении много крови, и вместе с ней уходит из тела душа. Другие думали иначе: душа живет в нас, пока мы дышим. С последним выдохом умирающего улетает из тела душа. А иногда её можно и увидеть. Глядя на свое отражение в спокойной воде, первобытный человек полагал, что это и есть его душа. Негры племени басуто верили: если крокодил схватил душу –отражение, человек неминуемо скоро умрет.
У малайцев душа человека отождествлялась с его тенью. Если на тень кто-нибудь наступит, человек может заболеть.
***
Важность отдыха понимали ещё в глубокой древности. Практически все религии установили ритм рабочих дней и нерабочих –праздников и «плановых» выходных. Шесть дней недели, как правило, посвящают насущным заботам, зато седьмой уделяют Богу, проводят в молитвах. Вот уже много веков иудеи чтут субботу, христиане –воскресенье, а мусульмане-пятницу, но день, посвященный Богу, подразумевает не одни молитвы; он будто требует хотя бы на время отвлечься от бытовых проблем и вспомнить, что есть Солнце, шум прибоя, пение птиц. Наверное, люди всегда инстинктивно ощущали, что отдых не только позволяет восстановить силы физические, но и спасает от превращения в роботов.
***
У курдов есть притча о возрасте, отпущенном человеку всемогущим создателем. Вначале Бог определил всем живым существам по 30 лет земного срока –поровну. Без обид. Но царю природы этого показалось мало. Тогда Бог прибавил ему 15 лет, взяв их у ишака, которого тяготила нелегкая доля вьючного животного. Когда же и этого оказалось недостаточно, Всевышний подарил человеку еще 15 лет, отняв полжизни у собаки. Человек и на сей раз не угомонился. Тогда создатель на 15 лет укоротил ради него век обезьяны. С тех пор первые 30 лет человек радуется жизни; следующие 15 лет наживает добро, вкалывает как ишак; затем, словно ревнивый пес, старается сберечь состояние, а в последние 15 годков уподобляется своему дальнему сородичу.
***
Нет, жизнь – разумное стремленье
Туда, где вечный свет горит,
Где человек, венец творенья,
Над миром высоко царит.
(С. Надсон)
***
Медитация.
Для любого человека нет ничего более привычного, чем состояния бодрствования и сна. Но все больше в мире становится людей, которые могут добавить к их числу еще и состояние медитации (санскр. «дхьяна», тибет. «гом», кит. «сю синь»).
Обычно слово «медитация» (от лат. meditatio – «размышление», сострадательное причастие от глагола meditari означает «движимый к центру») упоминается в связи с восточными религиозными практиками. Это не случайно: медитация, или «совершенствование сердца», как говорят китайцы, была и до сих пор является важнейшим компонентом духовной практики всех даосских, буддистских и индуистских учений.
На Востоке медитация известна уже много тысячелетий. Находки археологов в Мохенджо – Даро (на территории современного Пакистана) свидетельствуют о том, что в III – II тысячелетиях до н.э., а возможно и раньше, жители долины Инда занимались ею. Обнаруженные там древние протоиндийские божества хараппской цивилизации нередко запечатлены в традиционных для медитации позах.
Присутствует медитация и в духовных практиках христианства, иудаизма, ислама. Некоторые христианские подвижники, например, издавна используют приемы так называемого умного делания. Применяя специальные техники дыхания, они произносят про себя определенную молитву. По мере повторения молитва проникает в глубины человеческой души, «опускается в сердце», как говорят монахи, и происходит изменение духовного состояния.
В том, что медитация получила столь широкое распространение, нет ничего удивительного. Ведь это состояние естественно рождается в процессе самоуглубления, сосредоточения. Оно предстает, по словам буддийского мастера Тартанга Тулку Римпоче, как глубокое всеобъемлющее ощущение внутренней тишины, открытости, искренности и равновесия.
На Востоке медитация традиционно рассматривается как процесс поиска истины, самопознания и постижения природы человека в целом, как путь к открытию и ощущению Бога в себе, слиянию с Ним. Подлинная медитация – это не бегство от мира, не способ замкнуться в себе, а часть жизни, путь к единению со всем сущим и с самим собой. Индийский философ и поэт Джидду Кришнамурти назвал ее «цветением понимания».
Тема: «Органы чувств».
В национальной галерее искусств в Вашингтоне находится картина Франческо дель Косса «Святая Люсия» (XV век). Святой часто молились для защиты от глазных болезней.
Тема «Размножение».
Многие религиозные символы несут в себе отголоски древних культов. Представления о неразрывном единстве мужского и женского начал отражены в древнекитайском символе ян и инь: светлая половина символизирует мужское начало, ян; темная – женское, инь. Иудейская «звезда Давида» состоит их двух треугольников: направленный вверх символизирует мужское начало, направленный вниз – женское. Христианский крест, согласно одной из трактовок, имеет сходную символику: вертикальная линия означает мужское начало, горизонтальная – женское, а их перекрещивание есть соединение обоих начал, своего рода основа мироздания.
Общая биология 9-11 классы.
Тема: «Генетика».
Представления о том, что зрительные впечатления родителей непосредственно влияют на плод, сохранились вплоть до наших дней. А существовали они еще в библейские времена. В одной из ветхозаветных книг приводится такой диалог: «Иаков сказал (лавану): … Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами… Такой скот будет наградою мне… Лаван сказал: Хорошо, пусть будет по твоему слову… И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где приходя пить, зачинал перед прутьями. И зачинал скот пред прутьями и рождался скот пестрый, с крапинками, и с пятнами… Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах перед глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями. А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову, и сделался этот человек весьма, весьма богатым…»
***
В первой книге Моисея сказано: «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека жену, и привел её к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; и она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)».
Происхождение родоначальницы прекрасного пола из ребра – идея весьма распространенная. Например, у маори – жителей Полинезии – есть предание о том, что женщина для первочеловека была создана им самим из собственного левого ребра. Её звали Иви (в переводе с языка маори «ребро»). Подобные легенды встречаются и у аборигенов Таити, Бирмы (ныне Мьянма).
В мифологии саяно - алтайских народов женщина создана из ребра владыки Верховного мира Ульгена. А в иранской мифологии описана такая картина появления людей: сначала из ребра первочеловека Камаюса вытекли две капли, затем из них выросли два куста, а через девять месяцев из кустов возникла первая человеческая пара.
Тема: «Экология».
Один из иерархов русской православной церкви митрополит Алексий выступил с обширной статьей «Христианский взгляд на экологическую проблему».
Автор статьи приводит цитаты из Библии, рисующие процесс «творения», в ходе которого «творец» дал человеку возможность «владычествовать» над всей землей, «превратить в рай всю землю», но первые люди не исполнили этого предназначения, соблазнились возможностью уподобиться богам, знающим добро и зло. Таким «грехопадением» человек противопоставил себя природе, чем и вызвана, по утверждению митрополита, экологическая проблема.
Какой же путь преодоления экологических затруднений рекомендует православная церковь? Нравственное самоусовершенствование и религиозный аскетизм как непревзойденный образец отношения к природе- так рассматривается деятельность основателей монастырей, которые служили миру «постом, молитвой и преобразованием первобытной природы, хозяйственной деятельностью, в которой были руководимы библейским откровением о служебном назначении природы по отношению к человеку и христианским аскетизмом, ограничивающим человеческие потребности самым необходимым для жизни».
Тема: «Эволюция».
***
«Мир един, не создан никем из богов и никем из людей, был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Эти слова древнегреческого мыслителя Гераклита Эфесского (конец VI – начало V в. до н.э.) весьма образно отражают историю развития жизни на Земле. С момента появления первых живых существ и до сегодняшнего дня эта история была наполнена удивительными превращениями, не прерывавшимися ни на минуту. Одни организмы исчезали с лица планеты, их место занимали другие формы жизни, которые переживали свои периоды расцвета и угасания, чтобы самим кануть в небытие под натиском новых созданий. Этот процесс, называемый эволюцией, протекал то замедляясь, то, наоборот, резко ускоряясь, но никогда не замирал совсем.
***
Чтобы как - то увязать неоспоримые данные конкретных наук и религиозную картину мира, церковь широко использует метод символического толкования библейских мифов. Так под натиском геологии, палеонтологии, космологии, она был вынуждена перейти к символическому толкованию мифа о сотворении мира богом за шесть дней, предложив понимать дни как исторические эпохи. Таким же образом богословы пытаются спасти и христианскую космологию. В последнее время они выдвинули новую интерпретацию геоцентрической системы мира, лежащей в основе христианского учения о мироздании. Оказывается, мир, Вселенная геоцентрична в том смысле, что «Земля является колыбелью разума, через неё проходит ось эволюции космоса к совершенству».
***
Мышление в исторических масштабах времени было чуждо естествоиспытателям додарвиновского периода, которые рассматривали все процессы в природе и обществе как циклические, повторяющиеся, соизмеримые с продолжительностью жизни отдельных особей (онтогенетическая шкала времени). Такое понимание изменений в природе не противоречит религиозным догмам о «творении» мира и человека.
В додарвиновский период перед исследователями природы стояла проблема: созданы ли растения, животные и человек Богом, или же все живые существа - естественный этап развития природы.
В период средневековья эти вопросы были предметом борьбы креационизма (представления о сотворении форм органического мира богом и их неизменности) с трансформизмом (идеей об изменении форм животных и растительных организмов).
***
Учение католического теолога Пьера Тейера де Шардена (1881-1955).
Тейер настойчиво искал пути модернизации христианского вероучения, его синтеза с эволюционной теорией. Тейер отдает значительную дань метафизике, его концепция развития переносит источник самодвижения в потусторонний мир. Эволюцию Вселенной Тейер практикует как ряд этапов усложнения материи, оплодотворенной духовным началом: геогенез (возникновение земли) – биогенез (возникновение жизни) - ноогенез (возникновение ноосферы) - христогенез (конечный пункт эволюции).
Эволюция, по Тейеру, имеет начало. Это так называемая точка Альфа, в которой Бог сотворил «первичную материю», состоящую из элементарных частиц, наделенных способностью делаться все более сложными и совершенными. Процесс развития автоматически приводит к возникновению жизни человека с его сознанием. Завершается эволюция «христогенезом», который приводит к «точке Омега» - божественному сверхразуму».
***
С точки зрения мистиков любого толка, человек не в состоянии понять сущность жизни, ибо она дана Земле «свыше» и потому де непознаваема. Такой взгляд на живую материю в свое время поддерживали и многие естествоиспытатели. Живым организмам они приписывали некую «жизненную силу». Аристотель называл её энтелехией. Что сие такое, никто не знал, но неведомую «силу» признавали как реальность. Еще в 20-х годах 19 века широко известный ученый Й. Я. Берцелиус писал в своем учебнике химии: «в живой природе элементы повинуются иным законам, чем в безжизненной», и на этом основании утверждал, что под влиянием обычных физических и химических сил, известных науке, вещества органического, то есть живого происхождения образоваться не могут. Другими словами, без «жизненной силы» не обойтись.

***
Мыслитель нередко строит свою теорию независимо от научных достижений. Парадокс состоит в том, что наиболее значительные открытия в философии рождаются не только на фундаменте точного знания, но зачастую и наперекор ему.
Английский естествоиспытатель Чарлз Дарвин (1809-1882) предположил, что человек происходит от обезьяноподобного предка и завершает собой эволюционное развитие. С такой точки зрения он отличается от других живых созданий исключительным совершенством. Человек наделен разумом, это последнее приобретение эволюции. Гипотеза Дарвина разрушала религиозные представления о божественном происхождении людского рода, и в то же время она подтверждала (опираясь на данные биологии и антропологии), что человек действительно венец творения, как и учила церковь.
Тема: «Происхождение человека».
Древние египтяне верили, что первых людей изготовил бог Ханум на гончарном круге. Эта легенда была распространена и в древнем государстве Вавилоне, существовавшем несколько тысяч лет назад в малой Азии между реками Тигр и Евфрат.
Бог, говорится в первой главе Библии, создал человека по образу и подобию своему на шестой, завершающий день творения мира «словом своим». Люди были сотворены вместе со всем миром. Подсчитав даты жизни Адама и Евы считается, что сотворение произошло примерно 7500 лет назад.
***
В священной книге иудеев и христиан – Библии - повествуется о сотворении мира и всего живого на Земле единым и всемогущим Богом. Всю эту работу Бог будто проделал за шесть дней – сотворил твердь земную, неба, растения, животных, а на шестой день сотворил человека по образу и подобию своему. Появился Адам. Потом Бог наслал на него крепкий сон и без всякого наркоза взял у него одно из ребер и создал из него женщину – Еву.
***
Большинство современных ученых признает теорию происхождения человека от обезьяноподобного предка. Но есть специалисты, которые считают, что человек не эволюционировал, а был сотворен Богом (креационистская теория). В США работает
целый «Институт креационистских исследований», занимающийся научным обоснованием и сбором доказательств в пользу теории творения. Им удалось поставить множество вопросов, на которые ученые – эволюционисты пока не дали ответа.
Важнейшей из проблем в эволюционной теории развития человека является проблема «недостающего звена». До сих пор не обнаружено убедительных останков существ, про которых можно сказать, что они действительно являются получеловеком – полуобезьяной. Непонятно и вследствие чего древние обезьяны стали эволюционировать в людей. Выдвигаются идеи постепенной эволюции обезьянолюдей в результате совместного труда и общения, теория мутации под воздействием радиоактивности или изменения климата или даже превращения обезьяны в человека во время космического катаклизма, обрушившегося на нашу Землю.
***
Сквозь призму религий. Откуда мы?
С давних времен существуют представления, что все люди сотворены неким высшим существом – первочеловеком, верховным духом или Богом. Чаще всего творец делает людей из земли и дерева. В древнейших индоевропейских и семитских мифах человека создают из глины, земли, «праха земного».
В мифах Древнего Египта люди – творение богов, а их появление в мире – один из важных этапов творения мира.
Дальнейшее развитие древних религий привело к появлению нового мотива: человек рожден из двух начал – земного и небесного. Так, согласно Библии, Бог сотворил его из «праха земного» по своему образу и подобию. Позднейшие комментаторы священного писания часто подчеркивают, что подобие Богу вовсе не означает телесное сходство. Истинный облик Господа, согласно христианской традиции, вообще непостижим человеком. Творение первого человека – Адама, происходило как бы в два этапа: «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Чуть позже из ребра Адама была сотворена его жена _ Ева.
Адама и Еву Бог поселил в Эдеме – земном раю, блаженном саду. Люди наслаждались всеми мыслимыми благами и даром общения с Богом. Запрещено им было лишь одно – вкушать плоды от древа познания, добра и зла. Сорвав запретный плод и тем самым преступив заповедь творца, Адам и Ева узнали о зле (противление Божией воле). В наказание они были изгнаны из рая и обречены нести бремя своего первородного греха. После грехопадения люди стали смертны, были отлучены от прямого общения с творцом и обречены тяжким трудом добывать пропитание. Женщины производят потомство в мучениях – в расплату за то, что Ева первой поддалась искушению.
***
Божественное и земное.
Новый подход к постижению человека связан с возникновением христианства. В основе христианского видения мира лежат ветхозаветные представления о вездесущем, всемогущем, вечном Боге. Они источник существования всего в мире и самого мира. Человек же выступает как центр и высшая цель мироздания, он создан по образу и подобию Бога, наделен не только разумом, но и духовностью. Он несет в себе знак Божественного предназначения и поистине уникален. Христианское богословие выдвинуло мысль о том, что понять человека можно лишь в его отношении к Богу.
Многие христианские богословы оспаривали мнение, что разум – высшее достоинство человека, его главная сила. Так, один из отцов Церкви Августин Блаженный (354 - 430 гг.) полагал, что разум в числе наиболее сомнительных и неопределенных свойств человека, до тех пор пока он не просвещен Божественным откровением. Изумление человека перед самим собой – вот чего добивался Августин от человеческого самопознания.
В XI веке произошло разделение Христианской церкви на Западную Католическую и Восточную (впоследствии названную православной). В XVI веке в Европе совершился новый раскол среди верующих на католиков и протестантов. Каждая из конфессий отличается некоторыми особенностями в понимании человека. Согласно католичеству, человек утратил часть благ, дарованных Богом, но в то же время природа человека, хотя и пораженная грехом, все же сохраняет свою целостность. В соответствии с протестантскими представлениями грехопадение совершенно извратило человеческую природу. Грех разрушил тот образ Бога, который был запечатлен в человеке при творении, и оставил от него лишь слабый отголосок. Православие говорит прежде всего о том, что невыразимая помощь Святого Духа не может быть отнята даже у грешника. Образ Божий нерушимо запечатлен в каждом человеке, не испорчен безнадежно даже в грешнике.
Христианские антропологические учения отстаивали представление, что над сознанием и душой человека возвышается дух. Предназначение его в том, чтобы помочь человеку установить связь с Богом, раскрыть глубины своей души. Эта мысль еще дальше отделила человека от животного мира.

***
Новый Завет открыл иную эпоху, отмеченную особыми отношениями между Богом и людьми. Ради людей и их спасения Бог сын пошел с небес и обрел плоть, став Иисусом Христом, Богочеловеком. Дабы искупить грехи людей и освободить их от первородного греха, Христос предал себя во власть человеческой злобы и неверия, приняв распятие на кресте. На третий день он воскрес из мертвых. Это явилось предзнаменованием грядущего телесного воскресения всех людей и спасения искренне вверивших себя Христу. В этом суть Нового Завета (т. е. нового договора между людьми и Богом). Христос вознесся на небеса, откуда снизойдет вновь, чтобы судить живых и воскресших и утвердить царство Божие.
***
«Человек разумный».
Женщины – первые представители человеческого рода, которых стали изображать. В пещерах сохранились несколько таких рисунков. Чаще предпочитали делать их скульптурные изображения. Это были маленькие, помещавшиеся на ладони фигурки из бивня мамонта, кости, камня, специально приготовленной глиняной массы. Обычно женщин изображали полными и обнаженными – матерями, имевшими много детей. Но встречаются и фигурки стройных, изящных женщин, как будто не испытавших еще тягот и радостей материнства. Это – молодые охотницы, такие же ловкие, как и мужчины, хотя и не такие сильные.
По всей вероятности, фигурки женщин использовали в обрядах и носили как амулеты. Они должны были оказывать магическое действие, приносить благополучие не только женщинам и детям, но и всей общине. Ведь только при изобилии пищи и спокойной жизни женщины могли рожать будущих сильных охотников.
***
Неандертальцы.
Именно неандертальцы стали хоронить своих умерших. Некоторые животные тоже не бросают своих умерших сородичей: например слоны забрасывают их ветками.
Неандертальцы часто погребения, причем многочисленные, делали в пещерах. Хоронили всех – женщин, детей, старых охотников. Нередко такие погребения окружали камнями, в них оставляли оружия, череп какого – нибудь небольшого животного, даже цветы. Останки посыпали красной охрой или клали кусочки этого минерала рядом с умершим. Вероятно, красный цвет уже тогда воспринимался как цвет жизни.
Неандертальцы были первыми людьми, о которых можно сказать, что они совершали какие – то обряды. В пещерах находят специально собранные и даже расставленные в определенном порядке черепа медведей. Около них, видимо, и происходили эти обряды. Они были тотемными. Скорее всего неандертальцы верили в магические силы – возможность воздействовать на людей или другие существа с целью добиться от них желаемых поступков. Магические действия требуют присутствия не того, к кому ты хочешь обратиться, а его символической замены: изображения или чего – либо принадлежащего ему – волос. Кусочка одежды. Можно поговорить с изображением – и это существо сделает то, что ты хочешь. Волосы врага можно сжечь – и он заболеет и умрет. Такие простейшие представления уже могли быть у неандертальцев.


Заключение.
В заключение хочется сказать, что на уроках большое значение мы придаем и воспитанию, поэтому, что касается Библии (учебника верующих), то нужно признать – в ней есть много интересных и поучительных легенд и историй, сконцентрировавших в себе предания и опыт многих народов. Особого внимания заслуживают изложенные в Библии нравоучения, реализация которых может и сейчас способствовать нравственному совершенствованию людей любого общества:
Наставь юношу при начале пути его;
Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. Дающий нищему не обеднееет;
Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится;
Сеющий неправду пожнет беду. Злые люди не разумеют справедливости. Спешит к богатству завистливый человек;
Прогони кощунника и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань;
Так кто же мы? Откуда мы? Куда идем? За тысячелетия представления людей о собственном происхождении и смысле жизни менялись. Но во все эпохи миллионы находили в религиозных учениях опору и понимание людских путей. Правда и то, что далеко не каждый был готов принять эти объяснения. Некоторые дерзали оспорить истины, завещанные предками и искали собственные ответы на вечные вопросы. Так или иначе религиозные искания, начиная от самых древних, во многом определили пути. По которым движется неутомимо стремящийся к осмыслению бытия человеческий дух.
Литература:
Акимушкин И. И. Мир животных: насекомые, пауки, домашние животные. Москва, Мысль, 1993 г.
Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. Москва, Мысль, 1988 г.
Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. Саратов, издательство «Лицей»,2005 г.
Заянчковский И. Ф. Животные, приметы и предрассудки. Москва, Знание, 1991 г.
Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 томах. Москва, Российская энциклопедия, 1998 г.
Народы и религии мира: Энциклопедия. Москва, Российская энциклопедия, 1998 г.
Тайны человеческого тела. Москва, ТЕРРА, 1998 г.
Шахнович М. И. Приметы и суеверия: Атеистические очерки народных знаний и бытового суеверия. Ленинград, Лениздат, 1984 г.
Энциклопедия для детей. Том 2: Биология. Москва, Аванта +, 2000 г.
Энциклопедия для детей. Том 18: Человек (части 1, 2). Москва,Аванта +, 2000 - 2002 гг.
Энциклопедия для детей. Том 19: Экология. Москва, Аванта +, 2001 г.
DVD –диск «Вода» (документальный фильм)