Методическая разработка олимпиады по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Тольяттинский медицинский колледж»
Методическая разработка олимпиады
по дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология»
Специальность: 060501 Сестринское дело
2 курс
Преподаватели: Ефименко А.Ю., Якименко И.Ф.
Рассмотрено и утверждено
на заседании ЦМК № 4
Протокол № __ от
«__» _______ 20___ г.
Председатель ЦМК
_______ Е. А. Стремякова
Пояснительная записка
Олимпиада по учебным дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология» проводится в рамках декадника общепрофессиональных дисциплин для студентов II курса специальности «Сестринское дело» очной формы обучения.
Цели олимпиады:
закрепление умений по дисциплинам, полученных в процессе практического обучения;
стимулирование творческого роста студентов.
Задачи олимпиады:
повышение интереса к общепрофессиональным дисциплинам и профессии медицинского работника;
развитие навыков самостоятельной работы и профессионального мышления у будущих медицинских работников;
выявление и поощрение одаренных студентов;
воспитание у студентов навыков конкурентной борьбы;
активизация внеаудиторной работы студентов.
Олимпиада проводится после полного изучения дисциплин без предварительной подготовки студентов. Содержание заданий до сведения студентов не доводится. Варианты заданий составлены в соответствии с рабочими программами и соответствуют требованиям к уровню подготовки медицинских сестер/медицинских братьев по данным дисциплинам.
Олимпиада проводится во внеурочное время. Для участия в олимпиаде преподаватели отбирают 3 – 4 наиболее способных студентов из каждой группы. Студентам предлагается 6 разнонаправленных заданий повышенной сложности:
Общие вопросы по фармакологии.
Задания на определение фармакологических групп лекарственных средств по их характеристике.
Задача по фармакологии.
Выписывание рецептов на латинском языке без сокращений, вычленение частотных отрезков в названиях лекарственных препаратов.
Перевод клинических терминов с латинского языка на русский.
Работа с латинскими афоризмами.
На оформление работы студентам отводится 2 академических часа.
Для мотивации осознанного и плодотворного участия студента в олимпиаде задания составлены с учетом будущей профессиональной деятельности. Рядом с каждым заданием указывается максимальное количество баллов, которое студент набирает при полном и правильном ответе. Максимальное количество баллов олимпиады – 38.
Предлагаемая олимпиада развивает творческие способности студентов, интерес к дальнейшему изучению дисциплин, расширяет кругозор в предметной области, способствует формированию общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Проведение олимпиады способствует формированию следующих профессиональных компетенций, соответствующих виду профессиональной деятельности:
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Методическая разработка
внеаудиторного мероприятия (олимпиады) для преподавателя
Тема: Олимпиада по учебным дисциплинам «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Фармакология»
Цели олимпиады:
Учебные:
- выявить уровень усвоения студентами учебной информации по дисциплинам;
- углубить изучение дисциплин.
Воспитательные:
- развитие творческих способностей и интереса к дальнейшему изучению дисциплин;
- расширение кругозора студентов в предметной области.
Методы обучения: активные, частично-поисковые, практические методы проверки знаний и умений.
Образовательная технология: технология проблемного обучения.
Оснащение олимпиады: комплект контролирующих материалов (олимпиадные задания повышенной сложности для студентов)
Продолжительность олимпиады: 2 часа (90 минут)
Место проведения олимпиады: кабинет фармакологии (318)
План проведения олимпиады:
№ Название этапа Описание этапа Цель этапа Время (мин)
1. Организационный этап (вводное слово преподавателя). Сообщение студентам цели занятия, алгоритма выполнения олимпиадного задания, а также критериев оценивания (баллов) выполненных заданий. Подготовить студентов к предстоящей работе, активизировать их познавательную деятельность, мотивировать к получению высоких баллов. 5
2. Самостоятельная работа студентов. Каждый студент получает вариант олимпиадного задания, пишет письменные ответы. Побудить студентов к мыслительной деятельности, к формированию умений и навыков самостоятельного и умственного труда. 55
3. Проверка олимпиадных работ. Преподаватели проверяют олимпиадные работы, выделяют типичные ошибки, проводят их разбор. Проверить и оценить знания и умения по дисциплинам. 23
4. Подведение итогов, результаты. Подведение итогов олимпиады, подсчет баллов, определение призовых мест. Создание мотивации на продолжение самостоятельного углубленного изучения дисциплин для дальнейшей профессиональной деятельности. 5
5. Резерв времени преподавателей 2
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ», «ФАРМАКОЛОГИЯ»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
очная форма обучения
Ответьте на следующие общие вопросы по фармакологии.
Назовите классификационные группы лекарственных средств с учетом их хранения и отпуска.
Укажите лекарственную форму, представляющую собой устойчивую частицу-пузырек размером от 20 до 500 мкм, внутри которого заключено лекарственное вещество.
Назовите орган, в котором происходит биотрансформация 90 – 95% лекарств.
Укажите гормон, содержание которого в крови повышено, если человек ощущает учащённое сердцебиение, давление крови у него увеличивается, зрачки расширены.
Укажите антагонист по отношению к морфину и другим опиатам.
За каждый правильно составленный ответ 2 балла. Максимальное количество баллов – 10.
Определите фармакологические группы лекарственных средств по их характеристике.
С помощью этих лекарственных средств можно стимулировать выработку желудочного сока.
Препараты, предназначенные для направленного регулирования сократительной деятельности миометрия и его тонуса при патологических отклонениях в послеродовом периоде.
Лекарственные препараты, избирательно устраняющие болевую чувствительность или ослабляющие чувство боли.
Вещества преимущественно микробного происхождения, их полусинтетические и синтетические аналоги, способные в больших разведениях избирательно подавлять жизнеспособность чувствительных к ним микроорганизмов.
Вещества разных фармакологических групп, способные устранять и предупреждать спазм бронхов, применяемые при бронхоспастических состояниях.
За каждую правильно и полно названную группу 1 балл. За неполный ответ 0.5 балла. Максимальное количество баллов – 5.
Задача по фармакологии.
Больному с гипертоническим кризом врач скорой помощи ввел антигипертензивное средство. Артериальное давление снизилось. Больной встал с постели, но сразу побледнел, у него закружилась голова, и он потерял сознание. Пациента уложили в постель. Через 2 часа неблагоприятные симптомы исчезли. Как называется данное осложнение? Какова причина возникшего состояния?
За правильно и полно составленный ответ 2 балла. За неполный ответ 1 балл. Максимальное количество баллов – 2.
Переведите рецепт на латинский язык без сокращений. Выделите частотный отрезок в названии лекарственного препарата, объясните его значение.
Возьми: Масляного раствора нитроглицерина 1% - 0,0005
Выдать такие дозы числом 20 в капсулах.
Обозначить:
За правильно переведённый и оформленный рецепт 5 баллов.
За правильно выделенный и переведённый частотный отрезок 1 балл.
Максимальное количество баллов – 6.
V. Переведите клинические термины на русский язык:
Metrorrhagia.
Cardiologia.
Glossitis.
Gastropathia.
Carcinoma.
За каждый правильно переведенный термин 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.
VI. Восстановите латинскую пословицу по начальному слову. Переведите её.
Invia ………………………….
Optimum …………………….
Mens………………………….
De mortuis …………………….
Repetitio ………………………
За правильно восстановленную пословицу 1 балл.
Правильный перевод пословицы – 1 балл.
Максимальное количество баллов – 10.
МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ – 38.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ», «ФАРМАКОЛОГИЯ»
Специальность: 060501 Сестринское дело (базовая подготовка)
очная форма обучения
I.Вопросы на знание фармакологии:
Список А (яды); список Б (сильнодействующие); общего списка (отпускаемые без рецепта врача.)
Спансулы.
Печень.
Адреналин.
Налорфин.
II.Определите фармакологические группы лекарственных средств по их характеристике:
Средства, влияющие на систему пищеварения. Горечи.
Средства, влияющие на мускулатуру матки. Утеротонические средства.
Средства, влияющие на центральную нервную систему. Наркотические и ненаркотические аналгетики.
Химиотерапевтические средства. Антибактериальные средства.
Средства, влияющие на функции органов дыхания. Бронхолитические средства.
III. Задача по фармакологии.
Ортостатический коллапс. Заключается в том, что при резком изменении положения тела при вставании после введения антигипертензивного средства недостаточен приток крови к головному мозгу. Вследствие этого произошло снижение артериального давления.
IV. Переведите рецепт на латинский язык без сокращений. Выделите частотный отрезок в названии лекарственного препарата, объясните его значение.
Recipe: Solutionis Nitroglycerini oleosae 1% - 0, 0005
Dentur tales doses numero 20 in capsulis.
Signetur:
Частотный отрезок glyc- сладкий
V. Переведите клинические термины на русский язык:
Metrorrhagia – маточное кровотечение.
Cardiologia – наука о сердечно-сосудистых заболеваниях.
Glossitis – воспаление языка.
Gastropathia – заболевание желудка.
Carcinoma – раковая опухоль.
VI. Восстановите латинскую пословицу по начальному слову. Переведите её.
Invia est in medicina via sine lingua Latina. – Непроходим путь в медицине без латинского языка.
Optimum medicamentum quies est. – Наилучшее лекарство – покой.
Mens sana in corpore sano. – В здоровом теле – здоровый дух.
De mortuis aut bene, aut nihil. – О мертвых следует говорить или хорошо, или ничего.
Repetitio est mater studiorum. – Повторение – мать учения.
Список использованной литературы
Основные источники:
Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. Основы латинского языка и медицинской терминологии – М.: «А Н Т И», 2011. – 345 с.
Городкова Ю.И.Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии: Учебник. Изд. 2- е, доп. – М.: Медицина, 2012. – 315 с.
Громов Э. Г. Справочник по лекарственным средствам, 2007.
Кржечковская В.В., Р.Ш. Вахтангишвили Фармакодинамика, фармакокинетика с основами общей фармакологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Марцелли А.А. Латинский язык и основы медицинской терминологии / А.А. Марцелли. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 380 с.
Машковский М.Д. Лекарственные средства в 2-х т., 2007.
Харкевич Д.А. Фармакология с общей рецептурой: Учебник. Изд.3-е, доп. – М.: «ГЭОТАР-МЕДИА», 2009.
Чернявский М. Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник. – М.: ЗАО «ШИКО», 2011. – 448 с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.lingualatina.ru2. http://latinsk.ru
3. http://www.booksmed.com 4. http://www.twirpx.com/files/medicine/pharmacology/common/
5. www.medulka.ru 6. www.pharmax.ru