«Ранняя профилактика семейного неблагополучия путем создания семьесберегающей среды»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
«Ранняя профилактика семейного неблагополучия путем создания семьесберегающей среды» 20 13 - 201 4 учебный год I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения в рамках проекта Сегодня перед Россией стоит острая проблема минимизации влияния соц иальных рисков на жизнедеятельность семьи. Риски проникают в повседневную жизнь семей в виде потенциальных угроз репродуктивному здоровью, психологическому благополучию, воспитанию детей, целостности семейной группы. Исходя из этого, одни семьи активно и к онструктивно адаптируются к трудностям, другие прибегают к неэффективным, скрытым тактикам и стратегиям поведения в надежде на то, что все образуется и опасностей удастся избежать, третьи вообще игнорируют реальное положение вещей, уходят от объективной со циальной действительности в свой внутренний ирреальный мир. Современная семейная политика, цель которой заключается в сохранении семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в частности, предусматривает разделение основных форм социаль ной помощи на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное изъятие детей из семьи), и профилактические, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов. Если говорить о ранней профилактике семейно го неблагополучия, то для многих специалистов представляется очевидным, что она должна быть органически согласована с социальной реальностью, окружающей семью, а значит, с ситуацией в стране, состоянием ее экономики и теми социальными рисками общества, кот орые в нем присутствуют. Исследователи отмечают, что для семьи, находящейся под влиянием социального риска, характерно наличие кризиса внутрисемейных отношений, вошедшего в структуру повседневной жизни и ставшего привычной и допустимой нормой. Как все псих ологические феномены, он обладает сильнейшей инерцией, продолжает существовать дольше других дисфункциональных состояний семьи, поколениями сохраняясь в индивидуальной и коллективной семейной памяти и время от времени при определенных условиях проявляя себ я. Примеры тому — насилие и агрессия «нелюбимых» детей в обществе, собственных семьях, склонность к преступлениям психологически депривированных и пренебрегаемых в детстве людей, в зрывы внутрисемейной ненависти. Обострение этих проблем делает все более нес остоятельным осуществление чисто «спасательных» мер, направленных на их решение. Вырисовываются два пути, один из которых - это мобилизация различных ресурсов общества на помощь семьям, попавшим в ситуацию риска; второй - ранняя профилактика семейного небл агополучия путем создания семьесберегающей среды, с целью минимизации влияния социальных рисков на жизнедеятельность семьи. В этой связи, важно отметить, что в настоящее время в рамках социальной поддержки семьи отмечается дефицит научно обоснованных, апро бированных технологий ранней профилактической работы с семьями. А отсюда акцент ставится не на работу с родителями, а на устройство детей, уже изъятых из семьи. В свою очередь, слабость развития первичной профилактики требует значительных вложений во втори чную и третичную превенцию. В контексте ранней профилактики семейного не благополучия приоритетным направлением представляется поддержание и восстановление функций современной семьи, обращение к ее внутренним резервам, оптимизация супружеских отношений, создание условий для формирования ответственного родительства, тем самым, о беспечивая предпосылки для нормального воспитания и образования ребенка в семье. II. Цели и задачи проекта Цель проекта ранняя профилактика семейного неблагополучия путем формирования семьесберегающей среды. Достижение цели планируется посредством решения ряда задач: 1. Провести исследования, направленные на выявление раннего семейного неблагополучия; 2. Разработать и апробировать комплекс социальных программ ранней профилактики семейного неблагополучия, напра вленных на активизацию собственного потенциала семьи; 3. Содействовать в установлении межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся сопровождением семьи и обеспечивающими сотрудничество между семьей и государством; 4. Повысить ур овень информированности населения о возможностях и доступности оказания социальных услуг семье, формах и способах взаимного сотрудничества семьи и государственных учрежден ий, общественных организаций; III. Сроки и этапы реализации проекта Организационно - методический этап Сроки реализации – сентябрь - октябрь 2013 - 2014 учебного года 1. Разработка концептуальной основы проекта; 2. Создание методической базы проекта; 3. Установление межведомственного взаимодействия учреждений и организаций, занимающихся сопровождени ем семьи и обеспечивающими сотрудничество между семьей и государством; 4. Проведение исследований: «Проблемы родителей МБОУ «СОШ №24» »; «Представление о семье современного ребенка». Этап внедрения и апробации программ проекта Сроки реализации – ноябрь – а прель 2013 - 2014 учебного года 1. Реализация социальных программ; 2. Методическое обеспечение реализуемых программ; 3. Информационно - просветительская деятельность; 4.Проведение социальных акций; 5. Оценка эффективности реализации программ проекта. Этап обоб щения и распространения опыта Сроки реализации – май - июнь 2013 - 2014 учебного года 1. Подведение общих итогов реализации мероприятий проекта, внесение изменений и дополнений в программы; 2. Организация консультаций , семинаров по проблемам семьесберегающих технологий; 3. Аккумулирование опыта деятельности социальных учреждений республики в создании семьесберегающий среды; 4. Составление методического сборника по итогам реализации проекта. Мероприятия проекта Представленный проект ранней профилактик и семейного неблагополучия в соответствии с задачами разделен на четыре блока, отражающие разные уровни сопровождения семей, которые позволяют комплексно подходить к решению вышеозначенных проблем ранней профилактики. Блоки отражают: 1. Организационно - методич еское сопровождение; Осуществление деятельности по проекту основано на ряде принципов взаимодействия учреждения социального обслуживания и семьи, содействующих эффективному проведению профилактических мероприятий. 1. Адресность и своевременность профи лактических воздействий достигается путем дифференциации специфики социальных программ, направленных на разные целевые аудитории: - Подростки, находящиеся на стадии становления репродуктивных и семейных установок; - Семьи, ожидающие появления детей; - Семь и, воспитывающие детей. 2. Добровольность семьи в принятии решения об участии в социальных программах. Добровольное участие в мероприятиях гарантирует высокий уровень мотивации семьи в саморазвитии и самообразовании, активизируя тем самым внутренний поте нциал семьи. 3. Междисциплинарность. Преодоление границ между отдельными дисциплинами (медицина, психология, педагогика, социальная работа) позволяет формировать единый, более полный взгляд на семью и обозначать ее ресурсные и проблемные зоны, планироват ь и реализовывать программу социальной поддержки. 4. Семейно - ориентированный подход к осуществлению профилактических воздействий. Пространство семьи служит важнейшим ресурсом для всестороннего развития всех ее членов, в первую очередь, для детей. 5. Партнерство и ответственность. Семья рассматривается как равноправный партнер социальной службы на всех стадиях реализации программы социальной поддержки и несет ответственность за происходящие с ней изменения. 6. Мультисистемный подход к оказанию помощи семье заключается в сотрудничестве социального центра со всеми службами, занимающимися проблемами семьи, что позволяет расширить спектр профилактических воздействий. Используемые методы работы в рамках проекта можно классифицировать по объему целевой ау дитории на три группы: массовые, групповые и индивидуальные. Массовые: Информационные акции, конкурсы; Групповые: лекции, беседы, дискуссии, тренинги, ролевые игры, семинары, мастер - классы; Индивидуальные: диагностика, консультирование. Выбор метода ра боты определяется целью социального действия, поло - возрастными и социально - психологическими особенностями и потребностями целевой аудитории. Исследования в рамках проекта: «Проблемы родителей МБОУ «СОШ №24» » - данное исследование предназначено для раскры тия актуальных проблем, возникающих у родителей нашей школы . «Семья глазами ребенка» - выявление проблемных зон в отношениях ребенок – семья. 2. Программное сопровождение Программы сопровождения семьи, направлены на поддержания реализации основных семейны х функций: репродуктивной, заботе о детях, воспитательной. 3. Информационное сопровождение Формирование информационного поля ранней профилактики неблагополучия в семье школой возможно по следующим направлениям: - оповещение родителей о направлениях дея тельности программы , предоставляемых услугах, а также основных мероприятиях, подчеркивающих значимость семейных ценностей; - знакомство граждан со статистическими данными и результатами социологических исследований, отражающих тенденции современной семьи. Реализац ия мероприятий проекта позволит : - расширить систему межведомственного взаимодействия в части социального обслуживания семей; - осуществлять меры по профилактике социального сиротства путем формирования у супругов ответственного отношения к бр аку и родительству; - активизировать жизненный потенциал семьи, направленный на благополучие детей; - содействовать воспитанию у подрастающего поколения позитивных стандартов здорового образа жизни, сознательного отношения к родительству; - внедрить систем у психолого - педагогического сопровождения родительства на разных стадиях его становления; - предупредить неблагоприятные воздействия со стороны семьи (в кризисные для нее моменты) на развитие ребенка; - провести пропаганду позитивного образа современной с емьи, материнства и отцовства; - повысить уровень информированности родителей о формах, способах взаимного сотрудничества семьи и государственных учреждений, общественных организаций.