Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках социально-бытовой ориентировки


Информационно-коммуникационные технологии
на уроках социально-бытовой ориентировки
Информационные технологии являются в настоящее время неотъемлемой частью работы учителя и очень хорошо помогают в организации обучения и воспитания детей. Возможности компьютера велики, немного желания, умения работать на компьютере, немного фантазии – и получается интересный, увлекательный урок. Как показывает мой опыт, компьютерные программы целесообразно использовать для проверки полученных знаний. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья не могут сразу же запомнить большой объем материала. Если учащиеся хорошо усваивают новый материал, то я использую такие задания и в конце занятия, при закреплении полученных знаний. Контрольные задания с электронных изданий я включаю в обобщающие уроки.
Следующее направление, по которому я работаю на уроках СБО - это использование коллекций фотоизображений и видеозаписей, которые позволяют расширить и углубить знания обучающихся.
Я провожу уроки с использованием ИКТ на протяжении многих лет, и поэтому для моих учеников - это не является чем–то новым.
Для себя я сделала вывод – при проведении контроля знаний, с помощью ПК подходить к этому дифференцированно.
Применяю визуальную информацию.
На уроке:
- презентации использую для объяснения нового материала;
- мультимедийные демонстрации помогают закрепить знания;
- электронные книги, тесты, интернет - ресурсы помогают мне интересней провести урок.
Чтобы не утомлять детей обширной информацией, слайды презентаций не перегружаю текстом, больше использую картинок с короткими текстами, именами, словами. Дети с умственной отсталостью на таких уроках легче воспринимают изображения, фотографии, видеофрагменты. Материал к своим урокам я делаю ярче, оригинальнее для включения зрительной памяти.
Хочется отметить, что использование ИКТ в обучении детей с УО (интеллектальными нарушениями), дает положительные результаты: вызывает интерес детей к занятию, помогает обеспечивать на уроке активную самостоятельную деятельность обучающихся; помогает постоянно следить за усвоением знаний, и своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности обучающихся, так как компьютерная программа предусматривает выполнение заданий различных уровней сложности.
Также наряду с презентациями широко использую аудиозаписи, т.к. музыкальное сопровождение оказывает яркое восприятие материала. Музыка связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку. Когда музыка служит фоном, на котором развивается игровое действие, она усиливает эмоции и делает более яркими образные представления детей.Я разработала модель использования ИКТ на уроках.
Модель использования ИКТ вне урока:
- Поиск информации в Интернете и других источниках
- Фиксация записи
-Подготовка выступления и самовыступление с использованием презентаций
Использование ИК технологий просто необходимо в современной школе. Современное техническое оснащение школы компьютерной техникой создало условия для повышения уровня ИКТ. Компьютер служит как демонстрационное средство наглядности.
На уроках СБО использую модель ИКТ:
- Демонстрация компьютерной презентации;- Тестирование с выбором ответов;- Написание текста для наглядности;- Отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажёра; - Использование электронных учебников.
Свои уроки начинаю с мультимедийных презентаций (например: расчёт электроэнергии (бюджет семьи), осанка- стройная спина (личная гигиена),сервировка стола (питание) и т.д.). Это позволяет перейти от пассивного усвоения к активному. Обучающихся заинтересовывает работа с ЦОР, опорными схемами, таблицами, т.к. они получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, упрощается возможность переключения с одного вида деятельности на другой.
Использование компьютерных программ дает возможность осуществлять контроль за деятельностью обучающихся. В процессе обучения происходит воспитание компьютерной культуры.
Задача учителя состоит в том, чтобы показать возможности использования и применения компьютерных технологий в получении новых знаний, показать ребенку с ограниченными возможностями, что компьютер- это не просто игровая установка, а машина, с помощью которой быстро постигается и узнаётся новое.
Достаточно эффективны на уроках такие виды работ: работа за компьютером (ноутбуком) индивидуальная и парная; демонстрация презентации всему классу; обсуждение материала всем классом и последующее индивидуальное выполнение заданий.
Применение различных видов работ с использованием компьютера, способствует экономии времени и повышению эффективности учебного процесса.Уроки, проведенные с использованием ИКТ, способствуют решению одной из основных задач коррекционного образования - развитию индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном пространстве, обеспечению конкурентоспособности на современном рынке труда.
Процесс внедрения ИКТ – технологий в образовательную среду коррекционной школы затруднен в виду того, что информационная культура обучающихся с проблемами в развитии низка. 45 % учащихся имеют дома компьютеры, а в учебных целях его используют еще меньшее количество обучающихся.
ИКТ помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию. Внедрение ИКТ в образовательный процесс призвано повысить эффективность проведения уроков, освободить учителя от рутинной работы, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи.
Хочу привести некоторые примеры использования информационно-коммуникативных технологий на разных этапах урока.
Для организации настроя обучающихся на урок я использую слайды игрового содержания , яркие , привлекающие внимание. Это могут быть ребусы, приглашение к игре, путешествию, загадки и др.
На этапе проверки знаний можно использовать тестовые задания, кроссворды, загадки с анимационными ответами, что способствует развитию внимания, дисциплинированности.
На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет мне акцентировать внимание обучающихся на особо значимых моментах учебного материала. Я использую демонстрацию пошагового выполнения задания по технологическим картам. И др.
В результате применения информационно-коммуникационных технологий повышается качество знаний обучающихся, создаются благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и ученика, их сотрудничества в учебном процессе. Наблюдается положительная динамика повышения качества знаний при выполнении тестовых контрольных и практических работ.
Обучающиеся владеют доступными социально-бытовыми знаниями, умениями и навыками. Выпускники готовы к самостоятельной жизни и успешно социализируются и адаптируются в современном обществе.