Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 03.01 «Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска»

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Перевозский строительный колледж»











Методические указания
по организации внеаудиторной самостоятельной работы
по МДК 03.01 «Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска»

Для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа




Составитель Дудина Светлана Александровна














г. Перевоз
2015г.
Составители: Дудина С.А.



Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 03.01 «Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска»
/ Перевозский строит. колледж; Сост.: С.А. Дудина. – Перевоз, 2015. –14 с.

Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по выполнению заданий внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 03.01 «Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска»
. Предназначены для студентов 3 курса, специальности 39.02.01 Социальная работа








Рецензент: Тельнова Н.А. – зав. кафедрой социального и правового направления ГБПОУ «Перевозский строительный колледж».










© Перевозский строительный
колледж, 2015



Рассмотрено на заседании кафедры
Социального и правового направления
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_________________________ Тельнова Н.А.
Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.


Ф.И.О.



Содержание
Введение....4
Цель и задачи освоения модуля ..5
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения МДК 03.01 «Нормативно-правовая основа социальной работы с лицами из групп риска»...6
Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы ..7
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы..9
Тема: Правовые основы социальной работы с лицами, оказавшимися в ТЖС..9
Тема: Социально-правовые основы социальной работы с безработными..9
Тема: Формирование правовых основ социальной работы с лицами без определенного места жительства.10
Тема: Социально-правовые аспекты социальной работы с детьми и молодежью, оказавшимися в ТЖС..10
Тема: Проблемы правового регулирования социальной работы с беженцами и мигрантами, военнослужащими...10
Тема: Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами с тяжелыми заболеваниями и их семьями..11
Тема: Правовое обеспечение социальной работы с осужденными гражданами..11
Список рекомендуемых источников.13




























Введение
Организация внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 03.01 по специальности 39.02.01 Социальная работа предусматривает осуществление обучающимися навыков самостоятельной учебно-исследовательской. Самостоятельная работа обучающихся организуется строго по каждой теме, разделу рабочей программы МДК. К основным целям организации внеаудиторной самостоятельной работы относятся:
- закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий, самостоятельное овладение новым учебным материалом;
- формирование общих и профессиональных компетенций;
- формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие самостоятельности мышления;
- формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации.
Методические указания предусматривают выполнение внеаудиторной самостоятельной работы обучающимися виде рефератов, подготовки к семинарским и практическим занятиям, решения профессиональных ситуаций.

























2. Цель и задачи освоения МДК
Цель освоения МДК - освоение соответствующих компетенций по основному виду деятельности Социальная работа с лицами из группы риска, оказавшимися в ТЖС.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:
иметь практический опыт:
диагностики ТЖС и профилактики возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска, осуществления их социального патроната;
создания необходимых условий для адаптации к существующим реалиям жизни, реабилитации, координации работы по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска (лиц без определенного места жительства; мигрантов; безработных; молодежи; осужденных, детей, оказавшихся в ТЖС; лиц, страдающих психическими заболеваниями и членов их семей; членами семей лиц, инфицированных ВИЧ; наркозависимыми и членами их семей; военнослужащими и членами их семей; безнадежно и тяжелобольными, др.);
уметь:
выявлять лиц, относящихся к социально незащищенным категориям населения; строить взаимоотношения с лицами из групп риска в конкретной ситуации;
проводить анализ ТЖС у лиц из групп риска;
определять учреждения и организации, способные помочь в преобразовании ТЖС, и строить взаимодействие с ними;
осуществлять профессиональную деятельность по преобразованию ситуации клиента;
анализировать информацию и планировать пути решения этих проблем в конкретных условиях;
анализировать и корректировать свою работу;
знать:
основные законодательные акты и нормативные документы, регулирующие работу с лицами из групп риска;
особенности проблем каждой из этих категорий;
специфику работы с лицами из групп риска, попавшими в ТЖС; особенности региональной системы социальной работы с данными категориями граждан;
организации и учреждения, способные помочь в преобразовании ситуации




3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения МДК
Процесс МДК направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с программой ФГОС СПО по специальности 39.02.01 Социальная работа

Код
Наименование результата обучения

ПК 3.1.
Диагностировать ТЖС у лиц из групп риска

ПК 3.2.
Координировать работу по преобразованию ТЖС у лиц из групп риска

ПК 3.3.
Осуществлять патронат лиц из групп риска (сопровождение, опекунство, попечительство, патронаж)

ПК 3.4.
Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц из групп риска

ПК 3.5.
Проводить профилактику возникновения новых ТЖС у лиц из групп риска

ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3
Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6
Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7
Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 9
Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

ОК 11
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.





4. Алгоритм выполнения внеаудиторной самостоятельной работы

Алгоритм работы с источником
К источникам по правовым вопросам относят практически всю литературу по данному предмету, нормативно-правовые акты (законы, подзаконные акты), документы (правила, инструкции, протоколы и т.д.), непосредственно связанные с тематикой рассматриваемого вопроса.
Из источников мы узнаем информацию, поэтому выполнение внеаудиторных самостоятельных работ невозможно представить себе без работы с ними. Например, учебник также можно рассматривать как вид источника. Но работа с учебником (см. выше) и работа с остальными источниками имеют свою специфику. Прежде, чем изучать источник, необходимо определить:
Для всех видов источников
тип источника (нормативно-правовой акт, официальный документ, комментарии к нормативно-правовым актам, научно-популярное издание и т. д.).
Для нормативно-правовых актов, документов
кем, когда был утвержден (принят);
где, когда был опубликован;
действительность (по состоянию на момент рассмотрения вопроса);
юридическую силу (степень подчиненности другим нормативно-правовым актам) и противоречия между нормативно-правовыми актами (при необходимости).
Для комментариев, изданий
первичность (оригинал) и вторичность (перевод);
автора (для оригинала), переводчика (для перевода);
время и место издания;
полный это текст или отрывок;
соответствие текста правовым нормам;
достоверность и объективность (при изучении вопросов, связанных с историей).
Остальную же работу с источником следует проводить с учетом поставленных целей и по аналогии с работой с учебником

2. Алгоритм составления таблицы
1. Прочтите названия оглавлений таблицы.
2. Прочтите текст учебного пособия и с помощью карандаша (либо выделения цветом в электронном варианте УЭМК), укажите в нем материалы к каждой графе.
3. Запишите в соответствующие графы таблицы указанные материалы из текста в сокращенном виде.

3. Алгоритм составления схемы
1. Прочтите предложенный текст и запишите его название
2. Укажите карандашом в тексте основные разделы, из которых состоит текст и дайте им названия.
3. Проведите от названия схемы стрелки вниз и подпишите возле каждой из них названия разделов текста.
4. Дополните схему примерами.
Алгоритм составления перечня нормативных документов в системе Консультант плюс
Запустить программу «Консультант Плюс» при помощи ярлыка на рабочем столе .
Выберите работу в разделе законодательство, на экране появляется карточка поиска
При помощи данной формы осуществляется поиск интересующих документов. Для начала поиска карточку необходимо очистить (если в ней, что – то есть) при помощи клавиши Del.
Поиск документов можно осуществлять по разным параметрам, которые указаны в карточке поиска.
Найдите интересующий вас документ
Для выхода к документу строим список
Открываем документ двойным щелчком.






















5. Содержание внеаудиторной самостоятельной работы
Тема 1.1. Правовые основы социальной работы с лицами, оказавшимися в ТЖС
Вид внеаудиторной самостоятельной работы: Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей работу с лицами оказавшимися в трудной жизненной ситуации по предложенной схеме:
Изучение информационного материала.
Подготовка аналитических справок на предмет эффективности деятельности региональных органов, призванных решать проблемы лиц из групп риска.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Особенности региональной политики.
Региональные программы, регулирующие работу с лицами групп риска.
Особенности и значимость региональной системы социальной работы с лицами групп риска.
Роль деятельности территориальных служб в решении проблем лиц из групп риска.
Социальная обусловленность развития сети социальных учреждений на региональном уровне.
Вид контроля: защита

Тема 1.2. Социально-правовые основы социальной работы с безработными
Вид внеаудиторной самостоятельной работы: Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей работу с безработными по предложенной схеме:
Изучение информационного материала.
Подготовка аналитических справок на предмет эффективности деятельности региональных органов, призванных решать проблемы безработных граждан.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Особенности региональной политики.
Региональные программы, регулирующие работу с безработными.
Особенности и значимость региональной системы социальной работы с безработными гражданами.
Роль деятельности территориальных служб в решении проблем безработных.
Социальная обусловленность развития сети социальных учреждений на региональном уровне.
Вид контроля: защита




Тема 1.3. Формирование правовых основ социальной работы с лицами без определенного места жительства
Вид внеаудиторной самостоятельной работы: Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей работу с лицами без определенного места жительства по предложенной схеме:
Изучение информационного материала.
Подготовка аналитических справок на предмет эффективности деятельности региональных органов, призванных решать проблемы лиц без определенного места жительства.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Особенности региональной политики.
Региональные программы, регулирующие работу с лицами групп риска.
Особенности и значимость региональной системы социальной работы с лицами без определенного места жительства.
Роль деятельности территориальных служб в решении проблем лиц без определенного места жительства.
Социальная обусловленность развития сети социальных учреждений на региональном уровне.
Вид контроля: защита

Тема 1.4. Социально-правовые аспекты социальной работы с детьми и молодежью, оказавшимися в ТЖС
Вид внеаудиторной самостоятельной работы: Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей работу с детьми и молодежью, оказавшимися в ТЖС по предложенной схеме:
Изучение информационного материала.
Подготовка аналитических справок на предмет эффективности деятельности региональных органов, призванных решать проблемы лиц из групп риска.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Особенности региональной политики.
Региональные программы, регулирующие работу с детьми и молодежью, оказавшимися в ТЖС.
Особенности и значимость региональной системы социальной работы с детьми и молодежью, оказавшимися в ТЖС Роль деятельности территориальных служб в решении проблем детей и молодежи, оказавшимися в ТЖС.
Социальная обусловленность развития сети социальных учреждений на региональном уровне.
Вид контроля: защита

Тема 1.5. Проблемы правового регулирования социальной работы с беженцами и мигрантами, военнослужащими
Вид внеаудиторной самостоятельной работы: Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей работу с беженцами и мигрантами по предложенной схеме:
Изучение информационного материала.
Подготовка аналитических справок на предмет эффективности деятельности региональных органов, призванных решать проблемы беженцев и мигрантов.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Особенности региональной политики.
Региональные программы, регулирующие работу с беженцами и мигрантами.
Особенности и значимость региональной системы социальной работы с беженцами и мигрантами.
Роль деятельности территориальных служб в решении проблем беженцев и мигрантов.
Социальная обусловленность развития сети социальных учреждений на региональном уровне.
Вид контроля: защита

Тема 1.6. Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с лицами с тяжелыми заболеваниями и их семьями
Вид внеаудиторной самостоятельной работы: Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей работу с лицами с тяжелыми заболеваниями и их семьями по предложенной схеме:
Изучение информационного материала.
Подготовка аналитических справок на предмет эффективности деятельности региональных органов, призванных решать проблемы лиц из групп риска.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Особенности региональной политики.
Региональные программы, регулирующие работу с лицами с тяжелыми заболеваниями.
Особенности и значимость региональной системы социальной работы с лицами с тяжелыми заболеваниями и их семьями.
Роль деятельности территориальных служб в решении проблем лиц с тяжелыми заболеваниями и их семьями.
Социальная обусловленность развития сети социальных учреждений на региональном уровне.
Вид контроля: защита

Тема 1.7. Правовое обеспечение социальной работы с осужденными гражданами
Вид внеаудиторной самостоятельной работы: Анализ нормативно-правовой документации, регламентирующей работу с осужденными гражданами по предложенной схеме:
Изучение информационного материала.
Подготовка аналитических справок на предмет эффективности деятельности региональных органов, призванных решать проблемы осужденных граждан.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Особенности региональной политики.
Региональные программы, регулирующие работу с осужденными гражданами.
Особенности и значимость региональной системы социальной работы с осужденными гражданами.
Роль деятельности территориальных служб в решении проблем осужденных граждан.
Социальная обусловленность развития сети социальных учреждений на региональном уровне.
Вид контроля: защита





























6. Список рекомендуемых источников
1. Основные источники: (с учетом последующих изменений и дополнений)
Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1992 № 1157 (ред. от 01.07.2014) «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»;
ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ » от 17.12.2001
Закон Нижегородской области от 5 мая 2005 г. № 40-3 «О государственном социальном обслуживании населения»;
Василькова Т.А. Основы андрагогики [Текст]: учебное пособие/ Т.А. Василькова. – М.: КНОРУС, 2011.
Нон-Аревян О.А. Социальное страхование [Текст]; Учебное пособие/ О.А. Нон-Аревян. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-288 с.
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения [Текст]: Учебное пособие./ Под ред. проф. П.Д. Павленок. – М., ИНФРА –М, 2011 . – 272 с. (Высшее образование)
Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: Учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования/Н.М.Платонова, М.Ю.Платонов – М.: Издательский центр «Академия», 2011, 256 с. – (Сер. Бакалавриат)
Социальная реабилитация: Учебник./Под общей ред. Н.Ш. Валеевой. – М., ИНФРА-М, 2012 – 320 с.
Социальная работа: Учебное пособие/ Под ред. д.п.н, проф. Н.Ф. Басова – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011, 364 с.
Теория социальной работы: учебное пособие/ под редакцией д.ф.н., проф. Е.П.Агапова – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-280 с.
Фирсов М.В. Технологии социальной работы: Учебник для бакалавров/М.В.Фирсов, Е.Г. Студенова/ -М., Издательство Юрайт, 2012. – 557с.
Циткилов П.Я. – М.:Учебное пособие/ П.Я. Циткилов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: наука-Спектр, 2011.-280 с.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]/ под ред. проф. П.Д. Павленка: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 596с. ISBN 5-94789-802-Х
2.Журналы и газеты
1. Российский медицинский журнал
2. Помощь пожилым людям и инвалидам
3. Социальная работа
4. Социальная защита
5. Надежда
3.Интернет ресурсы
1. Интернет ресурс «Информационная служба по вопросу реабилитации инвалидов». Форма доступа: http://www.rehabin.ru/
2. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://market-pages.ru
3. Интернет ресурс «Информационный бизнес портал». Форма доступа: http://www.ref.by/refs
4. Интернет ресурс «Технологии социальной работы в различных сферах». Форма доступа: http://fictionbook.ru/
5. Интернет ресурс «Invalid.Ru" - социальный сервер для инвалидов - Законы об инвалидах» Форма доступа: http://www.invalid.ru









13 PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 5 Заголовок 7 Заголовок 815