Рабочая программа учебной дисциплины: Деловая культура для специальности 040401 «Социальная работа»

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства











ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Деловая культура
специальности 040401 «Социальная работа»






























Тольятти, 2014 г.

Рассмотрена ПЦК
Протокол №__ от_______20 г.
Председатель ПЦК___________
Утверждено:
Зам. директора по УМР
ТКСТП Жесткова Н.М.
____________________


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 040401 Социальная работа

Организация-разработчик: ГОУ СПО Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства

Разработчики:

Морозова Е.Н., преподаватель высшей категории



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

условия реализации ПрИмерной программы учебной дисциплины

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Деловая культура

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 040401 Социальная работа (базовая подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников социальной сферы и образования при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл, общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
осуществлять профессиональное общение с соблюдением норм и правил делового этикета;
применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
пользоваться приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
передавать информацию устно и письменно с соблюдением требований культуры речи;
принимать решения и аргументировано отстаивать свою точку зрения в корректной форме;
поддерживать деловую репутацию;
создавать и соблюдать имидж делового человека; организовывать деловое общение подчиненных.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
правила делового общения; этические нормы взаимоотношений с коллегами, партнерами, клиентами;
основные техники и приемы общения;
правила слушания, ведения беседы, убеждения, консультирования, инструктирования и др.;
формы обращения, изложения просьб, выражения признательности, способы аргументации в производственных ситуациях;
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
составляющие внешнего облика делового человека: костюм, макияж, аксессуары и др.;
правила организации рабочего пространства для индивидуальной работы и профессионального общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 32 часов;
самостоятельной работы студента 16 часов.













2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32

в том числе:


лабораторные работы
-

практические занятия
10

контрольные работы
3

курсовая работа (защита)
-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
16

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-

Итоговая аттестация в форме - дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 1. Культура делового общения


9


Тема 1.1. Понятия «общение», «коммуникация». Функции, структура, виды и уровни общения.

Содержание учебного материала
2

2,3



1
Цель и задачи дисциплины, её взаимосвязь с другими дисциплинами. Роль и значение деловой культуры в социальной работе.




2


Деловое общение: общие подходы: понятие «деловой человек». Деловая и профессиональная этика.
Характеристика делового общения. Общие правила делового общения. Типы и виды служебных контактов. Субординация в служебных отношениях.




3


Формы делового общения. Общение и коммуникация. Основные условия общения. Характеристика
общительности. Общение в разных видах деятельности: игровой, учебной, общение как особый род
деятельности.




4

Структура общения: цель, задачи, мотивы, содержание, формы, средства, результат. Стороны общения:
коммуникация, перцептивная, интерактивная.




5
Виды общения: по целям, по содержанию, по форме, по средствам, по дистанции, по количеству
общающихся, по оформлению. Уровни общения.



Тема 1.2. Средства общения



Содержание учебного материала
1
2


1
Вербальные средства общения: язык, речь (слово). Функции речи и языка. Виды речи. Требования к речи.




2

Невербальные средства общения: кинесика, просодика и экстралингвистика, такесика, проксемика, ольфакторные средства, этнокультурные особенности неречевых средств общения.




Практическое занятие № 1
Определение невербальных средств общения. Тренинг «Язык мимики и жестов». Выделение черт «гения» человеческого общения.Тестирование «Каков я в общении».
1



Тема 1.3
Механизмы, принципы общения. Барьеры в общении.



Содержание учебного материала
1
2


1
Социально – психологические механизмы воздействия на партнера: заражение, внушение, убеждение, подражание, принуждение.




2
Принципы общения: принцип создания условий для выявления творческого потенциала и профессиональных знаний личности, принцип полномочий и ответственности, поощрения и наказания, рационального использования рабочего времени.




3
Психологические барьеры общения: предвзятости, отрицательной установки, боязни
контакта, стереотипов, возраста и др. Феномены контактов




Самостоятельная работа студентов.
Написать самохарактеристику «Каков я в общении?»
1


Тема 1.4. Стили делового общения.
Содержание учебного материала
1
2


1

Стиль общения. Стили управления общением, их сравнительная характеристика. Стили общения, их
сравнительная характеристика.




Практическое занятие № 2
1.Анализ ситуации общения.
2. Тестирование «Определи свой стиль делового общения».
1



Самостоятельная работа студентов.
Подбор и описание конкретных примеров стилей управления общением и стилей общения
1


Раздел 2. Коммуникативная перцептивная и интерактивная стороны общения.


6


Тема 2.1. Коммуникативная сторона общения
Содержание учебного материала
1
1


1
Способы коммуникативного воздействия на партнера. Культура речи. Требования к речи. Правильность и выразительность речи. Типичные ошибки.



Тема 2.2. Перцептивная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Микротехники общения.
Содержание учебного материала




1

Сущность перцептивной стороны общения. Механизмы перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция,
каузальная атрибуция, стереотипизация. Механизмы формирования первого впечатления о человеке.
2
2


2


Интерактивная сторона общения. 2 вида взаимодействий: кооперация, конкуренция. Трансактный
анализ Э. Берна. Различное состояние партнеров по общению.Микротехники общения: микротехника строуксов, манипулирования и др.




Практическое занятие № 3
Деловая игра: Механизмы трансакции. Использование микротехник в общении.
1





Самостоятельная работа
Подготовка к контрольной работе: анализ основных понятий. Повторение изученного ранее.

1



Контрольная работа по разделам №1. Структура, средства и виды общения

1


Раздел 3. Сущность и функции речевого общения.


6


Тема 3.1. Вопросы и слушание в деловой коммуникации
Содержание учебного материала
1
2


1

Вопросы в деловой коммуникации: значение, виды, методика. Некорректные вопросы:
виды и уловки.




2
Техника слушания в деловой коммуникации. Виды слушания. Нерефлексированное слушание, его
характеристики. Рефлексированное слушание, его достоинства и недостатки. Основные установки. Типичные помехи в процессе слушания и способы их преодоления.




Практическое занятие № 4
1.Ролевые игры «Техника активного слушания» . «Методика вопросов в деловой коммуникации»;
1



Самостоятельная работа:
1.Индивидуальное рефератирование: «Значение вопросов и их виды в деловой коммуникации» «Виды слушания», « Помехи в процессе слушания и способы их преодоления»;
2.Привести примеры различных вопросов ( по данной теме) и видов обратной связи при слушании
2


Тема 3.2. Искусство убеждения


Содержание учебного материала
1
2


Искусство убеждения другого человека. Доказательство как логический способ убеждения. Система аргументации в процессе убеждения. Психологические приемы повышения эффективности убеждения. Этика и культура общения в процессе убеждения:
Корректность по отношение к собеседнику. Приспособляемость, аргументированность к личности собеседника. Избегание неделовых изложений и формулировок. Наглядность в изложение доводов. Правила культуры общения.




Практическое занятие № 5
1.Тренинг «Поиск аргументов при решении логических задач».
1


Раздел 4. Организационные формы делового общения


10


Тема 4.1.Деловая беседа, деловые переговоры.
Содержание учебного материала
1
1


1
Деловая беседа: особенности, структура, правила проведения.




2
Переговорный процесс: особенности, правила проведения.




Самостоятельная работа
Анализ видеозанятия, составление таблицы: «Стратегии и тактики переговорного процесса»
Написание рефератов: «Деловая беседа: особенности и правила проведения», «Переговорный процесс»
1


Тема 4.2.Деловые совещания, собрания, консультации.
Публичное выступление.

Содержание учебного материала
1
1,2


1