Педагогический проект. Тема проекта: «Развитие речи учащихся через театральную деятельность»


Педагогический проект
Тема проекта: «Развитие речи учащихся через театральную деятельность»

Автор-разработчик: Медведева О.А.

2014 год
Вид проекта:
Творческий, групповой
Участники: учитель, воспитатели, дети 5-7 класса.
Продолжительность — 3 месяца.
Авторы — разработчики: Медведева О.А., Брагина Н.А.
Проблема — Уровень развития связной речи детей с нарушением интеллекта не соответствует возрасту. Оценка исходного состояния выявленной проблемной ситуации, определило необходимость поиска новых форм работы. Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.
Цель — развитие связной речи и эмоциональности у детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи детей;
Закрепить умение логично и связно излагать мысли, используя в речи сложноподчиненные предложения;
Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей;
Учить развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего мира, литературных произведений, выставок;
Формировать умение свободно чувствовать себя в роли.
Развивающие:
Развивать интонационный строй речи детей;
Развивать речь детей как средство общения;
Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами;
Развивать умение согласовывать тему театрализованной игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Воспитательные:
Воспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные представления;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Актуальность:
Развитие общества и развитие цивилизации ставит перед  современным человеком новые проблемы. Одна из них - воздействие неблагополучных социально-экономических и экологических факторов, приводящих к ухудшению здоровья населения,  оказывающих негативное  влияние на подрастающее поколение.  
В связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Главной целью   работы   с умственно отсталым ребёнком считается развитие его автономии, персонализации и социализации в рамках имеющихся у него реальных возможностей. Специального внимания заслуживает тренировка у детей тактильной, глубокой чувствительности, слуха, зрения и других чувств для  развития более дифференцированного и активного восприятия окружающего мира. Совершенствование общей и особенно тонкой моторики, пространственной оценки движений не только расширяет возможности перемещения и знакомства с окружающим миром, участия в занятиях и играх, но и улучшает корректировку речи и мышления.Практика   показывает, что вся коррекционная работа даёт положительный результат только тогда, когда она опирается на наглядно-практическую деятельность. Детям с умственной отсталостью легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде, так как особые затруднения у детей постоянно возникают из-за грубых речевых нарушений.
Идеальным средством развития и коррекции  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является театрально-игровая деятельность.

Почему именно театрально-игровая деятельность?  Театрально-игровая деятельность является одним из средств всестороннего развития личности обучающихся, воспитания у них активности, коллективизма, уверенности в своих силах, как одно из средств психотерапии.
Именно театрально-игровая деятельность  является одной из самых эффективных способов воздействия, в ней наиболее полно и ярко проявляется один из принципов специального коррекционного обучения: учить играя. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, необходимо говорить четко, чтобы   все поняли.
В театрализованной игре идёт активное развитие диалогической, эмоционально насыщенной речи. Дети лучше усваивают содержание простого произведения, логику, последовательность событий, их развитие.
Театрализация способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Основным моментом театрально-игровой деятельности является выполнение роли. В процессе игры дети обучаются создавать образ действием, словом, что дает им возможность активно развивать речевую деятельность.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Организационно – информационный этап.
Задачи:
· Выявить уровень развития связной речи у детей;
· Изучить насколько готовы воспитатели к активному сотрудничеству;
· Пробудить интерес у детей и воспитателей к теме проекта.
Деятельность учащихся Функции педагога
Обсуждение содержания проекта, формирование творческой группы. Ненавязчивое руководство, совместное обсуждение и поддержка ученических идей.
Постановка задач, распределение обязанностей и определение последовательности выполнения работы. Оказание помощи и советы по необходимости и по мере обращения школьников.
Прослушивание, просмотр и анализ русских народных сказок. Организация прослушивания и просмотра.

2 этап. Подготовка к проекту.
Задачи:
· Составить план деятельности для достижения цели;
· Поддержать заинтересованность детей и воспитателей темой проекта.
Деятельность учащихся Функции педагога
Планирование деятельности. Совместное планирование.
Чтение литературы.
Выбор сценария спектакля. Подбор информационных источников для реализации проекта.
Подбор сценария спектакля.
Обсуждение атрибутов, костюмов, декораций. Подбор атрибутов, костюмов, музыкального оформления.
Прослушивание, просмотр и анализ русских народных сказок. Организация прослушивания и просмотра.

3 этап. Реализация проекта.
Задачи:
· Развивать монологическую речь посредством разучивания ролей.
·Способствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек;
· Формировать интонационную выразительности речи;
· Развивать способность понимать эмоциональное состояние человека, героя и уметь выразить свое настроение;
· Развивать память и фантазию детей.
Деятельность учащихся Функции педагога
Чтение, проговаривание, потешек, чистоговорок, скороговорок. Подбор чистоговорок, потешек, скороговорок.
Работа над спектаклем « Огородные фантазии» по мотивам русской народной сказки «Репка» Совместно с детьми распределить роли, организовать репетиции.
Разучивание роли. Индивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки: беседа об образе, музыкального характера героев
Изготовление костюмов, декораций, атрибутов. Обеспечение необходимыми материалами, привлечение воспитателей к оформлению декораций, костюмов.
Подбор иллюстраций, музыкального оформления. Создание презентации представления.
Продукт проектной деятельности:
— Альбом » Мы артисты»;
— Презентация спектакля
— Театрализованная постановка «Огородные фантации»;
— Викторина » Мы любим театр»;
— Афиша к театрализованной постановке «Огородные фантазии»»;
— Видео презентация проекта.

4 этап. Подведение итогов.
· Совершенствовать умение детей логично и выразительно драматизировать сказку;
· Закреплять умение последовательно излагать мысли. Используя в речи сложноподчиненные предложения;
· Закрепление представлений детей о театре;
· Развивать эмоциональность, раскованность, творческие способности при участии детей в театрализованных постановках.
Деятельность учащихся Функции педагога
Участие в театрализованном представлении
«Огородные фантазии» в школе. Организация театрализованного представления
«Огородные фантазии»;
Демонстрация презентации. Презентация спектакля.
Представление спектакля на ежегодном фестивале «Безграничный театр» Организация поездки.
Подведение итогов. Организация рефлексивной сессии, руководство ходом обсуждения процесса и результатов совместной деятельности.

Ожидаемые результаты:
Развитие речевой функции: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения. 
Развитие речевой деятельности средствами мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и стимулирования творческой самостоятельности. 
Обогащение игрового, коммуникативного, эмоционального опыта, расширение кругозора, повышение познавательного интереса;
Повышение темпа развития речи в целом, общительности, самооценки, за счет включения в творческую деятельность;
Раскрытие творческого потенциала.
Формы и методы работы
Игровые, музыкальные занятия;
Творческие беседы (введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога);
Чтение и разыгрывание сказки;
Театрализованные, творческие, речевые игры с детьми;
Словесные тренинги;
Словотворчество;
Игры-драматизации;
Создание вместе с детьми ситуаций–моделей, этюдов;
Метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в создании новые образы);
Метод моделирования ситуаций;
Музыкально-ритмические, подвижно-расковывающие игры-танцы;
Изготовление атрибутов к спектаклю;
Изготовление приглашений;
Рисование  по сюжету спектакля-сказки;
Лепка сказочных героев.
Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое:
Аудио, видео, CD-тека;
Компьютер;
Магнитофон;
Театральные реквизиты по сказке;
Набор театральных костюмов;
Мультимедийная техника.

В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать охранительно педагогический режим:
1) не перегружать детей;
2) не навязывать своего мнения;
3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;
4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.
Всю работу над спектаклем мы разделили на девять основных этапов:
Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.
Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.
Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.
Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.
Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.
Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.
Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.
Перспективный план работы с детьми
№ п/пТема Цель Месяц
1 Беседа «Мир театра» Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности. Раскрыть основные понятия, связанные с театром. Сентябрь
2 Чтение сказки «Репка» Познакомить детей с новой сказкой. Развивать умения анализировать поступки героев добрых и злых. Вызвать желание участвовать в постановке спектакля «Сказка на новый лад», исполняя положительные и отрицательные роли. Сентябрь
3 Игра «Волшебные превращения» в
Развивать внимание, зрительную память, координацию движений, умение с помощью мимики и жестов передавать образ сказочных героев. Сентябрь
4 Д/игра «Узнай по силуэту» Закрепить знания о героях сказки. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки по которым их определили. Сентябрь
5 Рассматривание иллюстраций Учить рассказывать о сюжетах сказки по иллюстрациям. Октябрь
6 Музыкальная минутка.
Прослушивание музыкальной заставки. Учить воспринимать музыку веселого характера, слышать её выразительные средства. Октябрь
7 Разыгрывание присказки Учить обыгрывать поведение скоморохов. Октябрь
8 Речевая игра «Один - много» на основе сказки «Репка» Учить образовывать множественное число имен существительных в именительном и родительном падежах. Октябрь
9 Игра-драматизация «Репка» Побуждать детей принимать участие в театрализованной игре-драматизации по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. Октябрь
10 Инсценировка «Огородные фантазии» Учить выполнять ритмико-двигательные движения, проявляя творческую импровизацию. Вызвать эмоциональный отклик. Октябрь
11 Чтение сказки «Красная Шапочка на новый лад» Познакомить детей с новой сказкой. Учить внимательно слушать сказку и запоминать её, выделять главных героев, анализировать их поступки, выражать и передавать с помощью мимики эмоциональное состояние персонажей. Воспитывать умение чувствовать и оценивать. Октябрь
12 Речевая игра «Слова-родственники» на основе сказки Учить подбирать родственные слова. Октябрь
13 Игровое занятие «Зачин» Развивать творческие способности средствами театрального искусства. Объединить в единое целое две картины театрализованной игры «Красная Шапочка на новый лад» и распределить роли. Ноябрь
14 Речевая игра «Слова наоборот» Упражнять в подборе антонимов. Ноябрь
15 Сказка по кругу (с мячом) Учить рассказывать новую сказку, передавая мяч друг другу. Ноябрь
16 Игровое занятие «Мы любим сказку» Продолжать работу над эпизодами сказки «Красная Шапочка на новый лад». Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа. Объединить в единое целое картины третью и четвертую часть театрализованной игры с использованием декораций костюмов.   Ноябрь
17 Аппликация: Пригласительная открытка на спектакль Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, желание создавать открытки-приглашения для родителей, сотрудников детского сада. Поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений. Ноябрь
18 Занятие по изодеятельности «Рисуем спектакль» Учить выражать своё отношение к героям, отображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию. Ноябрь
19 Творческая игра «Вы попали в сказку» Развивать творческое мышление детей. Ноябрь
20 Словотворчество «Сочини , что было дальше» Поддерживать стремление детей проявлять творчество в сочинении новых сказок. Ноябрь
21 Театрализованная игра «Красная Шапочка на новый лад» Поддерживать желание активно участвовать в театрализованной игре. Развивать творческие способности в передаче художественного образа. Ноябрь
Педагогическая диагностика  театрализованнойдеятельности детей
Таблица 1
1. Основы театральной культуры Высокий уровень:
3 балла Средний уровень:
2 балла Низкий уровень:
1 балл
1. Проявляет устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности (с удовольствием участвует в драматизации сказки) Интересуется театральной деятельностью Не проявляет интереса к театральной деятельности
2. Называет различные виды театра, знает из различия, с их помощью может разыгрывать сказку Использует свои знания в театрализованной деятельности Затрудняется назвать различные виды театра, отказывается принимать участие в игре, драматизации
2. Речевая культура 1. Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание Понимает главную идею литературного произведения Понимает содержание произведения
2. Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев Различает главных и второстепенных героев
3. Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета Затрудняется выделить единицы сюжета
4. Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения) Пересказывает произведение с помощью педагога
3. Эмоционально-образное развитие 1. Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения
2. Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы Передает в свободных пластических движениях характер музыки. Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки
4. Основы изобразительно-оформительской деятельности 1. Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля Создает рисунки на основные действия спектакля
2. Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе) Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов
5. Основы коллективной творческой деятельности 1. Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем
Вывод:  Диагностика уровня развития детей на начало организации проекта показала, что 22 % имеют высокий уровень, 78% - соответствуют среднему.
49% воспитанников интересуются театрально-игровой деятельностью, участвуют в разыгрывании сказки, 71% - владеют знаниями о различных эмоциональных состояниях, могут их передавать с помощью мимики, жестов, движений, но нуждаются в помощи взрослого, особенно в самостоятельной импровизации; 33 % - используют языковые и интонационно-образные средства выразительности, 14 % - самостоятельно создают эскизы, декорации, персонажей сказки, проявляя творческую фантазию.
Вывод: Диагностика уровня развития детей по театрализованной деятельности детей в конце проекта показала, что 66 % воспитанников проявляют устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, с удовольствием участвуют в спектакле; 74% - проявляют творческую импровизацию с использованием различных средств выразительности (мимики, жестов, движений); 55% - выразительно пересказывают, разыгрывают, исполняют роли, используя интонационно-образные средства речи;
48% проявляют творчество на всех этапах работы над спектаклем, самостоятельно  создавая декорации, атрибуты, персонажей сказки, проявляя творческую фантазию. 56% детей имеют высокий уровень развития, 44% - соответствуют среднему.
Выводы: Анализ полученных данных выявил положительную динамику, что свидетельствует об эффективности реализации данного проекта, успешном выполнении поставленных задач.
Список используемой литературы:
Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений; Под ред. Б.П.Пузанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001г.        
Т.Д.Зинкевич-Евстегнеева, Л.А.Нисневич. Как помочь особому ребёнку.- СПб., ИСП и П, 1998г.
С.Д.Забрамная. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей.- М., 1995г.
Т.З. Стернина. Понимание эмоционального состояния другого человека детьми с умственной отсталостью. Дефектология. 1998 № 3
М.Д. Маханева Занятия по театральной деятельности М; ТЦ Сфера, 2009.
Л.В. Артемова. Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада М., КНОРУС", 2003г.
Л.Я. Поляк. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по     мотивам русских народных сказок. – СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2001г.