Презентация к уроку Обобщение Атомы химических элементов


Урок обобщения, повторения и систематизации знаний по теме "Атомы химических элементов".
Задачи урока:
Образовательные: повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по изученной теме; подготовить учащихся к контрольной работе.
Развивающие: развивать у учащихся умения сравнивать и анализировать теоретические сведения, применять их на практике, делать выводы; развивать логическое мышление.
Воспитательные : формировать естественнонаучное мировоззрение; информационную культуру.
Методы, используемые на уроке: частично-поисковые; индивидуальная работа учащихся.
Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева; индивидуальные карточки – заготовки; компьютер; мультимедийный проектор и экран.
Ход урока
По-античному наивно,Откровенно простоватоСовершенно "неделимым"Называли греки атом.Но теперь твердит наука:Атом - не простая штукаИ устроен он хитро.В центре - плотное ядро,Пляшут электроны крошкиВ электронных облаках,Как кораблик на волнахПлыть стремиться каждый атомПо своим координатам.
Вводная часть.
После приветствия учитель называет тему урока и сообщает его цели и задачи. Как вы думаете, что сегодня мы будем повторять и обобщать? Поясняет, что цель урока – не только обобщение и систематизация знаний по изученному материалу, но и выяснение степени готовности учащихся к контрольной работе.
1 задание Назовите химический элемент, укажите его порядковый номер в Периодической системе Д.И.Менделеева, его относительную атомную массу, укажите его местоположение в ПС: Al, Cu, Zn,O, S, P.
Устный опрос(фронтальный).
Атом химического элемента заряжен:
– положительно; 2. – отрицательно; 3. – заряда не имеет.
Ядро атома химического элемента заряжено:
– положительно; 2. – отрицательно; 3. – заряда не имеет.
В ядре атома химического элемента находятся элементарные частицы:
– протоны; 2. – электроны; 3. – нейтроны.
Заряженными частицами в атоме являются:
– протоны; 2. – электроны; 3. – нейтроны.
2 задание: Определите, какие величины, характеризующие строение атома и положение химического элемента в таблице периодической системы, численно равны между собой. Буквы, соответствующие правильным ответам, образуют название химического элемента, обнаруженного в 1868 году астрономами Ж. Жансеном и Н. Локьером в солнечном спектре. ( Этот элемент – гелий).
Строение атома Положение химического элемента в таблице периодической системы Д.И. Менделеева
Порядковый номер Номер периода Номер группы
Заряд ядра Г Е Д
Число электронов в атоме Е ЗК
Число протонов в ядре атома Л В М
Число электронов в наружном слое О А И
Число электронных слоев РЙ Я
2 задание: Заполните таблицу (на слайде)
Знак Название Число протонов Число нейтронов Число электронов
S        
  алюминий      
    14    
        20
К        
За правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки).
Работа с карточками (взаимопроверка).
3 задание: Угадайте химический элемент.
1 вариант: а) 3-й период III группа ______; б) 20 p+ , 20 n0 , 20 e- ________;
  в) 3717 Э ____; г) 1s22s22p5_______.
2 вариант: а) 2-й период IV группа ______; б) 12 p+ , 12 n0 , 12 e- ________;
  в) 4019 Э ____; г) 1s22s22p3_______.
на слайде появляются правильные ответы, кто выполнил правильно поднимают руки. За правильно выполненное задание вручаются баллы (карточки или открытки).
4 задание: Работа с инструктивными картами. Подчеркни простые вещества одной чертой, сложные – двумя (читаем и разбираем).
H2O; Cl2; O2; FeO; Fe; Fe(OH)3; H2; S; H2S; CuO; Cu; CuSO4; P; P2O5.
5 задание: Из формул: Al; Al(OH)3 ; AlCl3; Al2O3; H2; H2O; H2S,Na2S ; SO2; S; H2SO4; Cu; CuO; Cu(OH)2; СО2; СН4 выпиши вещества с:
- ионной связью ______________________________________________________,
- ковалентной неполярной связью _______________________________________ ,
- ковалентной полярной связью _________________________________________ ,- металлической связью _______________________________________________ .ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
6 задание всем. Класс работает по карточкам (2 варианта). Двое учащихся у доски.
1 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной неполярной связью:
Cl2, FlCl3, CH4, Mg, O2.
Напишите схему образования.
2 вариант. Укажите, какие из веществ, формулы которых приведены, относятся к веществам с ковалентной полярной связью:
Zn, S, H2S, H2O
Напишите схему образования.
7 задание. Решим задачу. Но прежде вспомним, что такое относительная молекулярная масса, массовая доля элемента?
Задача 1. Вычислите относительную молекулярную массу оксида кремния и массовые доли элементов в молекуле этого вещества.

Учитель: Наш урок подходит к концу. Взаимопроверка.
8 задание: Выполните тест.
В ядре атома алюминия протонов …
а) 26; б) 13; в) 27.
Масса атома алюминия …
а) 26; б) 13; в) 27.
Электронов в атоме алюминия …
а) 26; б) 13; в) 14.
Нейтронов в атоме алюминия …
а) 27; б) 13; в) 14.
Энергетических уровней в атоме алюминия …а) три; б) два; в) четыре.
Заключительный этап.
«Да-нетка». Кто согласен с вопрсами – поднимайте руку.
Металлическая связь образуется в металлах (да).
Число неспаренных электронов в атоме определяют путём сложения 8 и номера группы (нет).
Связь, образованная общими электронными парами, называется ковалентной (да).
Атом – самая крупная частица вещества (нет).
Я всё знаю и завтра напишу контрольную на «5»!
Завершение:
Делаю выводы по основным этапам урока.
Подвожу итог – ставлю оценки и комментирую их.
Рассказываю о предстоящей контрольной.
Домашнее задание: параграфы 5-12.