Конспект занятия: Великий адмирал Ушаков


Тема: «Великий адмирал.»
Подготовительная группа.
Направления: духовно-нравственное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольника.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, здоровье.
Программное содержание:
Формирование у детей первоначальных представлений о жизни Федора Ушакова;
Развитие стремления выразить свою радость, доброжелательность в творческой работе;
Содействие развитию речи детей; обогащению словаря, повышению выразительности, навыкам речевого общения в совместной деятельности;
Привитие навыков художественной деятельности и элементарных ручных умений работы.
Развивающая среда:
Видеопрезентации.
Магнитофон.
Компьютер, колонки, видеопроектор, переносной экран.
Репродукции картин по данной тематике.
Выставка литературы по данной теме.
Макет сражения при Тендре.
Магнитная доска, набор магнитов.
Для продуктивной деятельности: заготовка ордена Ушакова, декоративные материалы, клей-карандаш.
Влажные салфетки.
Иллюстрации орденов.
Атрибуты костюмов.
План занятия:
Приветствие гостей. Настрой на занятие в ходе непосредственно-образовательной деятельности детей.
Рассказ о жизни преподобного воина Федора Ушакова на основе видеопрезентации.
Знакомство с морским сражением у острова Тендра, путем рассматривания макета.
Игровая деятельность «спаси товарища».
Продуктивная деятельность – по созданию ордена.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Приветствие гостей. Настрой на занятие в ходе непосредственно-образовательной деятельности детей.
Воспитатель: Понравился ли вам короткий кусочек фильма, который мы сейчас посмотрели, а что же там было показано? Все ли вы ребята видели море? Море - это до самого горизонта вода. Там далеко-далеко, в него вечером погружается солнце. Моря называют по-разному. У нас есть море Белое - северное, но не замерзающее, есть возле Африки теплое Красное море, а возле Китая - Желтое море. А вот Черное море в старину называли Русским. Потом было время - Русь оттеснили от всех морей, и стала она сухопутной, а не морской державой; тогда море стало называться Черным. Если на море задувает сильный ветер, то он разгоняет, раскачивает высокие темные волны - иногда выше многоэтажного дома. И корабль взлетает на их гребни, как щепочка. Вот тогда про любое море можно сказать - Черное…
Рассказ о жизни преподобного воина Федора Ушакова на основе видеопрезентации.
Раньше корабли строили деревянные, с высокими мачтами, и на них ставили паруса, чтобы двигались корабли под напором ветра. Ветер наполнял большие и малые паруса, и они толкали судно вперед, а если надо помогали разворачивать его. Требовалось большое мастерство, чтобы управлять таким кораблем со всеми его парусами. Для этого матросам приходилось забираться по мачтам на самый верх, когда волны раскачивали корабль, а ветер вырывал канаты из рук. Храбрые, сильные и умелые люди были матросы, и командовать ими могли тоже самые отважные и умные и опытные командиры. Вот таким был на русском флоте его командующий, адмирал Федор Ушаков. Жил он больше 200 лет назад, а в наше время этот отважный воин не проигравший при своей жизни ни одного сражения, был прославлен еще и как святой русской православной церкви.
Как вы думаете кто же становиться святым? Какими качествами они должны обладать? Да это человек искренне любит ближних, милосердный и праведный, скромный и смиренный. Но разве могут стать такими военные люди, да еще и командиры? Это очень трудно, почти невозможно, ведь надо сражаться с врагами Отечества. Не только в бою, а даже после боя, после победы не так-то легко проявить к ним милосердие. Но таким был адмирал Федор Ушаков.
Родился Федор Ушаков на берегу Волги, в центре России - на Ярославской земле. Родители Феди в детстве учили его всему доброму и полезному. Он умел читать, быстро считал, знал географию. В роду Ушаковых все были люди военные, службу несли и в пехоте, и в кавалерии, но все в сухопутных войсках. А вот Федя хотел служить на флоте, на море, которого он, правда, никогда не видел…
И вот, когда ему исполняется 16 лет, отец определяет его в Морской кадетский корпус в Петербурге, то есть училище, где готовили морских офицеров. Учился он хорошо, не требовал поблажек от учителей и от себя. После окончания училища, молодого мичмана направляют на верфь, которая находится на реке Икорец под городом Воронеж. Тут он получает свое первое судно бот «Курьер», на нем он бороздит Средиземное море и Атлантический океан, участвует в войне против турков за освобождение Крыма.
Русский триумф на Черном море сильно уязвил турецкого султана. И в 1787 году Турция вновь начинает военные действия против России и на суше, и на море. От сражения к сражению флот под Андреевским флагом, то есть чей? Русский, становиться все более опытным, умелым, боевым.
Интересный рассказ? Вот бы нам сейчас побывать на море и хотя бы одним глазком посмотреть на морские сражения, хотелось бы вам ребята? Но к сожалению, на настоящее море мы не сможем с вами попасть, но у меня есть для вас сюрприз, который сделала для нас наша Наталья Александровна, педагог по рисованию.
Знакомство с морским сражением у острова Тендра, путем рассматривания макета.
Вот таким флотом и командовал Федор Ушаков, в 1789 году, он получает звание контр-адмирала, то есть командующего всем Российским флотом. И происходит военное чудо: Ушаков одерживает одну блестящую победу за другой. Особенно туркам запомнится сражение у мыса Тендра, около полуострова Крым. Турецкий адмирал Гассан-паша был настроен решительно, имея лучший, как он считал, флагманский корабль «Капудания». Флагман - так называют, судно на котором находится командующий флотом. Да и превосходство по количеству кораблей было за турками. Скажите ребята, а где чьи корабли? Да больше было кораблей у турецкого адмирала, всего их было около 45 судов, а у русских кораблей было почти в два раза меньше около 25.
Посмотрите, ребята, у меня есть маленькие макеты флагов, давайте их расставим рядом с кораблями, турецкие флаги рядом с турецкими, а андреевский флаг, рядим с русскими. Вот так выглядели флотилии, турецких кораблей в два раза больше. Но как буря обрушился Ушаков со своими кораблями на турецкую эскадру. Да еще и применил новую на море военную хитрость. Посмотрите как вы думаете, для чего Ушаков оставил эти три корабля? Да правильно, он оставил их для резерва. Ведь раньше на море, использовалась тактика линейного боя, посмотрите, все корабли и турецкие и русские выстроены в линию, и только три русских корабля, как бы спрятаны. Стоит подбить главный, флагманский корабль, строй рассыплется, и оставшись без командира, остальные корабли начнут сдаваться.
И вот три русских корабля, оставленные Ушаковым в резерве, неожиданно появились на пути турецкого флагмана, с сменяя друг, друга, начали обстреливать главный корабль турков.
В то время стреляли тяжелыми чугунными ядрами, которые разогревали, раскаливали в жаровнях, чтобы на вражеском корабле они не только ломали мачты, рвали паруса, но и прожигали палубы, а при удаче проникали и в пороховые погреба, и тогда - взрыв и полная гибель корабля. Так было и с «Капуданией», турки долго и упорно сопротивлялись, но русские артиллеристы били точнее и прицельнее. Ядра с русского флагмана «Рождество Христово» неслись как молнии, и наконец, подожгли турецкий флагман, на нем начинается пожар.
И в этой ситуации русские матросы повели себя как настоящие герои. Как вы думаете, что они сделали? Да правильно, они спустили шлюпки и отправились спасать турецких матросов, рискуя при этом своей жизнью, так как корабль вот-вот мог взорваться. С большим трудом русским удалось спасти капитана и 17 матросов турецкого судна. Шлюпки уже отваливали от корабля, когда какие-то измождённые люди в оборванной одежде подтащили к борту престарелого турка в дорогом мундире. Это были русские матросы, захваченные в начале войны и ставшие невольниками. Тащили же они турецкого вице-адмирала Саид-бея. Их взяли на борт, и как только шлюпки отплыли от корабля, он взлетел на воздух.
В результате турки потерпели сокрушительное поражение: было потоплено около 7 турецких кораблей, взорван лучший на турецком флоте флагман «Капудания», один из турецких фрегатов взят в плен, и после ремонта, он вошел в состав российского флота. Крым и Дунай были освобождены от турецкого влияния, а контр-адмирала Ушакова наградили орденом Святого Георгия.
Ребята, вы узнали много нового о великом флотоводце Фёдоре Фёдоровиче Ушакове. Что же вам понравилось и запомнилось больше всего из рассказа Ольги Сергеевны? (Ответы детей).
А меня очень тронул героический поступок наших матросов. Ведь только смелые и добрые люди способны спасти врагов с тонущего корабля. Таким был Фёдор Фёдорович Ушаков. Он научил матросов не только защищать своё Отечество, но и быть милосердным к другим людям.
Игровая деятельность «спаси товарища».
Сейчас я хотела бы предложить вам немного поиграть и почувствовать себя настоящими героями-спасателями.
Адмирал Ушаков был абсолютным победителем всех морских баталий. Из 43 сражений, которыми он командовал, Ушаков не проиграл ни одного! Ни один российский корабль не был потерян, ни один матрос не попал в плен к врагу. Его именем названы корабли, музеи, училища. Существуют даже военные ордена Ушакова двух степеней - это высшие награды для воинов – моряков. Ныне ими награждают моряков, проявивших умение и отвагу при защите Родины.
Военный орден представляет собой пятиконечную лучистую звезду, на ней серебряный якорь с цепью, а центральное место занимает золотой медальон округлой формы с изображением великого адмирала Ушакова. Существует две степени награды, высшей является орден 1 степени. Кроме того ордена отличаются материалом, из которого они изготовлены. За всю историю существования орденом Ушакова 1 степени были награждены 47 человек, а орденом Ушакова 2 степени – 194.
А сейчас я хотела бы вам предложить самим изготовить « орден Ушакова». (Дети садятся за столики). Итак, приступаем к работе!
Продуктивная деятельность – по созданию ордена.
(После выполненного задания дети становятся в полукруг).
Это занятие мы посвящаем памяти Федора Федоровичу Ушакову. Мы узнали много нового о его жизни. Познакомились с его личными качествами, которые он проявлял в боях, его военными заслугами. Но за военными заслугами скрывалась – вера, православная душа, добросердечие, милосердие и любовь к Родине.
В заключении награждение воспитанников орденом Ушакова под песню «Служить России».